* * *
«Старики-разбойники», к/с «Мосфильм», 1971, реж. Э. Рязанов
На съёмочной площадке фильма «Старики-разбойники» Юрий Никулин решил разыграть Евгения Евстигнеева, зная, что тот невнимательно читает сценарии и полагается на импровизации. Как-то он спросил актёра — готов ли он к завтрашнему дню? «А что у нас завтра?» — забеспокоился тот. «Как, ты забыл сценарий? Мы же прыгаем с парашютами! Я вот уже предупредил семью: мало ли что…» — серьёзно сказал Никулин. Евгений Евстигнеев пошёл к режиссёру просить на завтрашние съёмки дублёра. Эльдар Рязанов никак не мог понять какой дублёр, какие парашюты…
«Когда деревья были большими», к/с им. М. Горького, 1961, реж. Л. Кулиджанов
В драме «Когда деревья были большими» Юрий Никулин играл свою первую большую роль — неприкаянного и побитого жизнью Кузьму Иорданова. Внешний вид был соответствующий: небритость, мятый пыльный пиджак, видавшие виды брюки… В первый день снимали сцену в мебельном магазине, актёр приехал уже в гриме и костюме, зашёл в магазин и наткнулся на директора.
— Вы куда, гражданин? — спросил тот.
— В магазин, — ответил Никулин.
— Нечего вам тут делать.
— Да я актёр, в кино снимаюсь!
— Знаем мы таких актёров! С утра глаза зальют и ходят, «спектакли» разыгрывают! Сейчас милицию позову! — закричал директор.
На шум вышел режиссёр Лев Кулиджанов и провёл актёра внутрь со словами: «В образ вы вошли просто прекрасно!»
«Человек ниоткуда», к/с «Мосфильм», 1961, реж. Э. Рязанов
Через несколько лет после премьеры фильма «Когда деревья были большими» Юрий Никулин ехал на гастроли и во время стоянки поезда зашёл в кафе какого-то захолустного вокзала. Буфетчица увидела его, вплеснула руками и закричала: «Маша! Маша, иди сюда скорее!.. Артист пришёл из картины „Когда деревья стоя гнулись!“»
«Самогонщики», к/с «Мосфильм», 1961, реж. Л. Гайдай
Зрители очень любили троицу Трус — Балбес — Бывалый, но Юрий Никулин больше всех страдал от всенародной любви. Его Балбес был самым компанейским, глуповатым и очень любил выпить, поэтому актёру после выступлений и встреч с поклонниками постоянно предлагали присоединиться к застолью. Тогда Никулин начал носить с собой небольшую, но уникальную бутылку, сделанную для цирковой репризы — умельцы на стекольном заводе завязали её горлышко в узел. И особо настойчивым почитателям Балбеса актёр показывал её со словами: «Вот видишь — я завязал!»
«Ко мне, Мухтар!», к/с «Мосфильм», 1964, реж. С. Туманов
Однажды Льву Дурову на адрес театра пришло письмо на английском языке. Актёр разволновался, нашёл переводчика и выяснил, что американская кинокомпания «Парамаунт» приглашет его принять участие в съёмках фильма с Полом Ньюманом и Юрием Никулиным!
Дуров сразу же позвонил другу — рассказать, что их зовут в Америку…
— Да-да, у меня такое же письмо! — сообщил Никулин. — Вызов пришлют и давай оформляться.
Но Америка больше на связь не выходила, через какое-то время Дуров снова позвонил Никулину:
— Ты чего-нибудь получал?
— Нет.
— Ой, ну их тогда к чёрту! А то дома уже все извелись, когда дед в Америку поедет…
— У тебя конверт далеко? Возьми его… Взял? Видишь большую треугольную печать? Читай, что там написано.
— Так там же по-английски!
— Буквы-то ты знаешь, вот по буквам и читай.
На самодельной печати было написано: «Schastlivogo puti durachok. Tvoy Nikulin».
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», к/с «Мосфильм», 1966, реж. Л. Гайдай
В отместку во время поездки в Ленинград Лев Дуров позвонил Никулину по межгороду и, изменив голос, пригласил его в Ленинград на съёмки советско-шведского фильма «Вишня». Никулину предлагалась роль отца трех близнецов, мальчиков специально привезли из Швеции, а актёру надо пройти формальные пробы и познакомиться с «сыновьями». Дуров так интересно рассказывал, что Никулин согласился! Приехал в Ленинград, пришёл на студию и спросил, где проходят пробы на фильм «Вишня»… Выяснив, что ни фильма, ни шведских мальчиков никто не планировал, Никулин позвонил другу и эмоционально рассказал всё, что он о нём думает.
«Деловые люди», к/с «Мосфильм», 1962, реж. Л. Гайдай
После съёмок в комедии «Деловые люди» Юрий Никулин сдружился с Ростиславом Пляттом. Они жили по соседству и часто засиживались глубоко за полночь друг у друга в гостях. Как-то зимним вечером жена Никулина попросила сына Максима погулять с собакой, а на обратном пути забрать отца из квартиры Пляттов. Но дело закончилось тем, что Максим присоединился к интересной компании, а уже ночью пошёл с актёрами прогуляться… Плятту к тому времени было чуть за 60 лет, Никулину — почти 50, но куража у них не убавилось. Знаменитые артисты, обладатели государственных премий схватили ограждения, которые стояли по обочинам, и перекрыли ими ночной Суворовский бульвар. Отошли в сторону и очень веселились, глядя на разворачивающиеся машины, а когда приехал экипаж ГАИ — Ростислав Плятт как раз заканчивал писать тростью нецензурное слово на свежевыпавшем снегу.
В милицию уважаемых актёров, конечно, не забрали, но веселье закончилось во дворе дома, где актёры увидели разъяренных жён. Максим Никулин потом рассказывал, что мать встретила их словами: «Как вам не стыдно?! Ведь вы же с собакой!»…
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Как-то раз Юрий Никулин сидел на скамейке в парке, а мимо шла женщина с маленьким сыном. Увидев актёра, она остановилась и спросила у мальчика: «Узнаёшь дядю?». Мальчик промолчал. Видимо они были в цирке на представлении, но клоуна он, конечно, не узнал.
— Ну, же… Узнаёшь? Ну? Это же Юрий… Юрий, ну?..
— Гагарин? — с трудом выдавил мальчик.
— Ну, какой Гагарин! Это же Юрий Попов!
«Двадцать дней без войны», к/с «Ленфильм», 1976, реж. А. Герман
Про себя Юрий Никулин говорил: «У меня всего два недостатка: плохая память и что-то ещё…»