Как Олег Табаков попробовал себя в роли целителя, из-за чего девушки сочувствовали Александру Панкратову-Чёрному и кто не мог быть выше Олега Стриженова.
* * *
«Место встречи изменить нельзя», Одесская к/с, 1979, реж. С. Говорухин
Однажды Виктору Павлову дали роль в фильме, который оказался откровенно провальным — снимал его очень средний режиссёр по такому же невыдающемуся сценарию.
У героя не было характера, роль была скучная и с шаблонными репликами, поэтому репетировал Павлов неохотно. Режиссёр понимал, что кино не складывается, но обвинял в этом актёров. Однажды он резко бросил Павлову:
— Ты самый бездарный актёр в мире!
— Не думаю, это слишком редкое совпадение! — ответил Павлов. — У нас уже есть самый бездарный сценарист, самый бездарный режиссёр, так ещё и самый бездарный актёр? Это уже явный перебор!
В результате актёр отказался от съёмок.
* * *
«Овод», к/с «Ленфильм», 1955, реж. А. Файнциммер
После главной роли в драме «Овод» Олег Стриженов моментально стал звездой экрана и любимцем зрителей. Однажды он пришёл на день рождения к актёру Владимиру Гусеву, который примерно в то же время прославился после фильма «Человек родился».
Стриженов решил сказать тост в честь виновника торжества. Встал, поднял рюмку и сказал:
— Я хочу выпить стоя за своего талантливого и знаменитого друга!
— Ну, нет… — Гусев тоже встал. — Не могу сидеть, когда рядом стоит великий Стриженов!
— Нет-нет, я не могу быть вровень с Володей, я гораздо ниже его! — и Стриженов встал на колени.
— Послушайте, я просто не имею права возвышаться над Олегом! — Гусев встал на колени рядом с актёром.
— Прекрати! Я должен быть ниже тебя! — возмутился Стриженов и лёг на пол.
— Ну, тогда я буду вровень с тобой… — Гусев улёгся рядом.
Так лёжа и выпили!
* * *
«Старый Новый год», к/с «Мосфильм», 1980, реж. Н. Ардашников, О. Ефремов
В 1981 году во МХАТе Олег Ефремов поставил спектакль «Так победим!» о послереволюционных годах, продразверстке, профсоюзах и национальном вопросе. Роль Владимира Ленина играл Александр Калягин.
В одной из сцен к переживающему за заболевшего однопартийца Ленину выходили два врача, говорили: «Испанка, Владимир Ильич…» и беспомощно разводили руками.
Когда серьёзный спектакль шёл уже в который раз, и актёры уже успели от него подустать, игравший одного из докторов Вячеслав Невинный начал развлекать коллег. Каждый раз врачи выходили на сцену с какими-то смешными деталями во внешности, и все актёры с нетерпением ждали эту сцену. Все, кроме Калягина, которого это выбивало из образа и очень злило…
Не выдержал он, когда врачи вышли в забрызганных фартуках и грустно развели окровавленными по локоть руками:
— Испанка, Владимир Ильич…
После спектакля Калягин поставил режиссёру ультиматум: или он, или Невинный. Ленина терять было нельзя, так что «врачу» сделали выговор и запретили смешить вождя мирового пролетариата.
* * *
«Зимний вечер в Гаграх», к/с «Мосфильм», 1985, реж. К. Шахназаров
В фильме «Десять лет без права переписки» Александр Панкратов-Чёрный сыграл одноногого инвалида войны Колю Татарина. В кадре он отстегивал деревянный протез и всё было снято так, что поджатую ногу актёра не было видно.
После проявки плёнки к актёру подошли девушки из лаборатории и сказали, что восхищаются его работой в фильме «Зимний вечер в Гаграх» и понимают, почему он больше нигде не танцевал… ведь на одной ноге это так тяжело.
Актёр сначала даже не понял, в чем дело, а когда сообразил, то даже испугался:
— Девчонки, вы чего, со мной всё в порядке!
— Ну, мы же сами только что видели…
Пришлось Панкратову-Чёрному задрать штанины и предъявить девушкам обе ноги.
* * *
«Д’Артаньян и три мушкетёра», Одесская к/с, 1979, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич
Как-то около театра МХТ стала регулярно появляться женщина, которая утверждала, что на неё навел порчу Владимир Машков… Её знал уже весь театр, она не только подкарауливала актёров, но и обрывала служебный телефон с требованиями эту порчу с неё снять, пока однажды не встретила Олега Табакова. Актёр выезжал на машине из ворот, когда она бросилась ему на капот… Он царственно вышел, с серьёзным лицом выслушал жалобы, потом махнул рукой над головой женщины и громко сказал: «Снимаю!». Сел в машину и уехал. Больше женщина у театра не появлялась.