Что потерял Иннокентий Смоктуновский, зачем Владимир Басов скакал на швабре и как Леонида Быкова развлекали музыкой.
* * *
«Москва слезам не верит», к/с «Мосфильм», 1979, реж. В. Меньшов
В середине 60-х уже узнаваемого актёра Владимира Басова пригласила на день рождения дочка одного из чиновников. Басов был очень занят в театре и поэтому приехал уже в разгар вечеринки. Дверь в квартиру была приоткрыта — кто-то из гостей курил на лестнице, а оттуда доносились музыка и смех. Он зашёл, огляделся, увидел швабру и у него тут же возник план весёлого появления перед гостями в качестве извинения за опоздание.
Актёр вывернул пиджак наизнанку, надел попавшуюся под руку женскую шляпку, оседлал швабру и с воплями ворвался в комнату. Проскакал вокруг стола и вдруг понял, что в комнате воцарилась гробовая тишина, а он не видит ни одного знакомого лица… С ужасом он осознал, что попал не в ту квартиру! «И тут, — вспоминал Басов, — я скинул шляпу с перьями, бросил швабру и, пользуясь тем, что хозяева не опомнились, опрометью кинулся вон, сбежал по лестнице и навсегда покинул этот дом. Страшно представить, что подумали про меня все эти люди!».
* * *
«Ловушка для одинокого мужчины», Госкино СССР, Ялтинская к/с, 1990, реж. А. Коренев
В фильме «Ловушка для одинокого мужчины» у Иннокентия Смоктуновского была маленькая роль французского клошара. Несмотря на то, что работы было на полтора съёмочных дня, актёр очень ответственно подошёл к работе и целиком придумал образ своего героя. Для того, чтобы сделать персонажа более несчастным и измождённым, Смоктуновский решил играть без вставной челюсти. Всю съёмку он переживал, что с ней что-то случится и рассказал один случай…
Снимался он как-то в Крыму — лето, жара, в перерывах вся съёмочная группа бросалась в море. И вот после одного из заплывов Смоктуновский пошёл на грим, сел в кресло и понял, что потерял зубной протез! Побежал к режиссёру, режиссёр — к директору, директор — в бутафорский цех, но ничего похожего на зубы у них не нашлось, а продолжать съёмки в таком виде актёр не мог. Тогда директор объявил, что выставит пять бутылок коньяка тому, кто найдет челюсть. Искали всем пляжем, но нашли! Обрадованный Смоктуновский схватил пропажу, ополоснул в море, вставил в рот… И тут в рассказе он перешёл на трагический шёпот: «А она… представляете?.. не моя…»
* * *
«Неоконченная повесть», к/с «Ленфильм», 1955, реж. Ф. Эрмлер
Однажды кто-то из режиссёров-новаторов пригласил Сергея Бондарчука на просмотр своего фильма, экспериментальной трактовки рассказов Чехова. После показа мэтра попросили высказать своё мнение.
— Прекрасно! Прекрасно! — похвалил Бондарчук. — Я в очередной раз убедился, что Чехов бессмертен. Его не убили даже такой кошмарной режиссурой!
* * *
«В бой идут одни "старики"», к/с им. А. Довженко, 1973, реж. Л. Быков
Леонид Быков готовился снимать фильм и приехал к давнему знакомому, который занимал важный пост в хозяйственных органах Москвы и решал вопросы по предоставлению съёмочных площадок. Знакомство было нужным, но несколько навязчивым, так как Быкову постоянно демонстрировали таланты маленькой дочки, уверяя его, что она вундеркинд и ему надо обратить на неё внимание для будущих фильмов. На этот раз дочки дома не было, но была жена хозяина, которая села за рояль и начала что-то играть — она брала уроки музыки и захотела развлечь гостя. Увидев, что Быков погрустнел, хозяин поинтересовался:
— Вы любите музыку?
— Да, — сказал Быков. — Но пусть это не мешает вашей жене играть.
* * *
«Китайский сервиз», к/с «Мосфильм», к/с «Жанр», 1999, реж. В. Москаленко
В самом начале кинокарьеры Анну Самохину пригласили на гастроли в Сыктывкар. Актрисой она была ещё не очень известной, поэтому поселили её в гостинице, где жили в основном вахтовики и командировочные. Утром актрисе надо было лететь на концерт к лесорубам в тайгу и, понимая, что переодеваться там будет негде, она встала пораньше, сразу сделала макияж, укладку, надела красный пиджак, кружевную блузку, шпильки… Лифт, который вёз готовую к выступлению актрису, остановился где-то на этажах, открыл двери и прямо перед Самохиной оказался весьма помятый мужчина с подушками под мышкой. Он с изумлением смотрел на женщину необыкновенной красоты, неизвестно как оказавшейся в восемь утра в этой гостинице, и не нашёл ничего лучше, чем спросить:
— И-извините… а это лифт?