Почему Марк Бернес не ездил в лифте с Людмилой Гурченко, какой «природный недостаток» был у Леонида Куравлёва и как Юрий Никулин шутил с КГБ.
* * *
«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай
Когда Леонид Куравлёв снимался у Василия Шукшина в фильме «Живёт такой парень», то режиссёр попросил его немного заикаться, чтобы придать красок простодушному герою. Когда Шукшин сдавал картину комиссии из Госкино, чиновники были в восторге, как он мастерски обыграл природный недостаток артиста Куравлёва. По киностудиям поползли слухи, что есть хороший начинающий актёр, одна беда — заика, и Куравлёву лично приходилось разубеждать режиссёров…
* * *
«Мой ласковый и нежный зверь», к/с «Мосфильм», 1978, реж. Э. Лотяну
Однажды делегацию кинемографистов, в числе которой был актёр Олег Янковский, пригласили на дни культуры в одну из бывших автономных областей Советского Союза. Для почётных гостей составили программу и позвали местных знаменитостей. Их имена были сложными и по большому счету ничего не говорили, их представляли так:
— Проще говоря, это наш местный Шаляпин…
— Проще говоря, это наш местный Шолохов…
А потом всех пригласили проехать на пикник. Ехать предстояло по полю мимо гигантского скотоводческого хозяйства и через небольшую речушку. И в тот момент, как автобус с гостями подъехал к реке, в воду сбросили навоз… В автобусе повисла зловещая тишина, все начали зажимать носы и только Олег Янковский, задумчиво глядя на проплывающий «пейзаж», тихо прокомментировал:
— Проще говоря, какой Шолохов, такой и Тихий Дон.
* * *
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», к/ст. «Мосфильм», 1966, реж. Л. Гайдай
У Евгения Моргунова был тяжёлый характер, и он любил розыгрыши, которые граничили с аферами. Например, у него всегда была при себе красная корочка, содержимое которой никто никогда не видел. Размахивая удостоверением, он ловил таксиста и приказывал водителю гнать за какой-либо машиной в сторону своего дома, а потом как ни в чём ни бывало шёл домой. Но однажды его розыгрыш пошёл во благо всему Театру киноактёра. Когда в театр с проверкой приехали Молотов и Каганович, их перехватил Евгений Моргунов и представился художественным руководителем. В этом качестве он целый час беседовал с ними о перспективах кино и жаловался на небольшие зарплаты актёров низшей категории… Когда об этом узнал настоящий худрук, то чуть не потерял сознание, но вскоре актёрам пришёл приказ о повышении зарплаты.
* * *
«Карнавальная ночь», к/с «Мосфильм», 1956, реж. Э. Рязанов
Людмила Гурченко одно время жила в одном подъезде со знаменитым на весь СССР певцом Марком Бернесом. Они не то, что не общались, а даже знакомы толком не были — уровень популярности на тот момент был несопоставим. Но поклонницы певца додумали свою историю и на стене лифта появилась надпись «Бернес + Гурченко = любовь». И вот однажды актриса вошла в подъезд и увидела входящего в лифт Бернеса. Она заспешила, надеясь проехаться с ним вместе, но певец высунулся из дверей, сказал: «А я бы плюс не поставил!» — нажал кнопку и уехал. Он подумал, что это молодая актриса решила таким образом пококетничать…
* * *
«Старики-разбойники», к/с «Мосфильм», 1971, реж. Э. Рязанов
Юрий Никулин любил разыгрывать не только друзей, но и абсолютно незнакомых людей. Однажды он летел на гастроли в одну из скандинавских стран и, как всегда, в сопровождении представителя КГБ. Лететь было скучно, и Никулин решил развлечь себя и окружающих. Он подозвал стюардессу и шёпотом попросил: «Девушка, помогите мне. Как по-английски будет: „Я хочу попросить политического убежища?“». Стюардесса в панике тут же донесла суть вопроса сопровождающему. Тот пошёл к Никулину: «Юрий Владимирович, вы что-то хотели узнать?» — «Да-да, спрашивал, где лучше всего купить духи для жены, вы не знаете?». В это время паника была уже и у пилотов, которым сказали, что, вероятно, самолёт придётся сажать…