Как Юрий Богатырёв рисовал портрет Сергея Никоненко, Леонид Гайдай пугал девушку, а Наталью Варлей спутали с мошенницей.
Закадровая и закулисная жизнь актёров и режиссёров не менее интересна, чем их работы. Именно там случаются самые курьёзные истории, забавные встречи, розыгрыши и даже не очень дружеские подколы. Именно там рождаются актёрские байки…
«Любовь и голуби», к/с «Мосфильм», 1984, реж. В. Меньшов
У Владимира Меньшова была целая эпопея с получением «Оскара» за фильм «Москва слезам не верит». Выезд ему запретили, с награждением не поздравили, статуэтку не отдали, но за спиной начали завистливо и злобно шушукаться. Когда «оскароносный» режиссёр зашёл в ресторан Дома кино, откуда-то раздался ехидный возглас:
— Ну, здравствуй, гений!
— Ну, здравствуй, бездарь! — кивнул Меньшов и пошёл к своему столику.
«Калина красная», к/с «Мосфильм», 1973, реж. В. Шукшин
Режиссёр Александр Митта вспоминал, как поступал во ВГИК его однокурсник Василий Шукшин, приехавший в большую Москву из маленького алтайского села.
Творческое собеседование проводил режиссёр Михаил Ромм.
— Расскажите мне о Пьере Безухове, — попросил он будущего студента.
— Я «Войну и мир» не читал, — сказал Шукшин. — Толстая книжка, времени не было.
— Вы, что же, толстых книг не читаете? — удивился Ромм.
— Одну прочел, — ответил Шукшин. — «Мартин Иден». Хорошая книжка.
Ромм возмутился:
— Как же вы работали директором школы? Вы же некультурный человек! А еще режиссёром хотите стать!
И тут взорвался Шукшин:
— А вы знаете, что такое директор школы? Дрова достань, напили, наколи, сложи, чтобы детишки не замерзли зимой. Учебники достань, керосин добудь, учителей найди! А машина одна в деревне — и та на четырех копытах и с хвостом… А то и на собственном горбу! Куда уж тут книжки толстые читать!
Ромм поставил ему «отлично» и принял. Говорили, что он специально взял к себе двух необычных студентов: один знал слишком много — Андрей Тарковский, а другой знал слишком мало — Василий Шукшин.
* * *
«12 стульев», к/с «Мосфильм», 1971, реж. Л. Гайдай
В жизни режиссёр лёгких комедий Леонид Гайдай любил сатирические и даже мрачные шутки. Однажды они с приятелем шли вечером в Останкино по территории нынешнего ВДНХ в компании молодой сотрудницы ВГИКа. В особо глухом месте Гайдай остановился, повернулся к девушке и серьёзно сказал: «А ну-ка, снимай шубу!». Девушка растерялась, Гайдай напирал: «Что стоишь? Тебе помочь?»… И когда бедная попутчица начала расстёгивать пуговицы — они с приятелем расхохотались.
Говорили, что за такое поведение его невзлюбили преподаватели ВГИКа и после первого полугодия отчислили якобы за профнепригодность. Восстановиться ему помог Григорий Александров, над которым Гайдай не шутил…
* * *
«Девчата», к/с «Мосфильм», 1961, реж. Ю. Чулюкин
Однажды Никита Хрущев и члены правительства устроили за городом встречу с творческой интеллигенцией. В числе приглашённых были знаменитые семейные пары: Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева, Николай Рыбников и Алла Ларионова, Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова. Атмосфера была несколько напряжённой, и только чуть выпивший Рыбников вёл себя как на домашней вечеринке. Сначала перебил начавшего выступать Хрущёва просьбой рассказать лучше про поездку на Кубу, потом вообще исчез и через какое-то время появился с огромным мешком.
— Это что? — тихо спросила мужа Алла Ларионова.
— Раки! На кухне стащил, — громким шепотом ответил Рыбников. — Там у них много.
В этот момент к актёрскому столу подошел человек в черном костюме и зловеще-вежливо спросил: не хотят ли уважаемые артисты домой?
— Да! Хотим! — ответил обидевшийся Рыбников. — Поехали отсюда!..
Утром Рыбников схватился за голову. Что теперь будет? Арест, тюрьма, увольнение?..
Однако обошлось: днем ему позвонила министр культуры Фурцева и успокоила:
— Николай Николаевич, все в порядке, живите спокойно…
* * *
«Два капитана», к/с «Мосфильм», 1976, реж. Е. Карелов
У Юрия Богатырёва был талант художника, и он часто писал портреты коллег в шаржевой манере. Однажды он пришёл в гости к Сергею Никоненко и за время посиделок набросал его портрет.
Никоненко посмотрел на результат и озадачился:
— Юр, а чего не очень похож-то?
Богатырёв посмотрел на актёра и сказал:
— Ты знаешь… потом будет похож.
* * *
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», к/с «Мосфильм», 1966, реж. Л. Гайдай
Однажды на гастролях к Наталье Варлей в гостиницу пришёл мужчина и потребовал вернуть ему долг. Оказалось, что утром в магазине к нему подошла девушка, представилась актрисой Варлей и попросила дать взаймы некую сумму: «Я присмотрела сапоги, а мне не хватает… Вы не волнуйтесь, я живу вон в той гостинице, вы вечером зайдите — я вам верну деньги». Актриса попросила описать мошенницу, объясняла мужчине, что не была в магазине и даже не похожа на ту девушку! «Да вы и на Варлей не очень-то похожи…» — окончательно расстроился тот.