Что стало с прототипами рассказа «Гранатовый браслет», как впервые пытались экранизировать «Яму» и почему офицеров возмутила повесть «Поединок».
Писатель Александр Куприн был не только мастером психологического портрета и литературного пейзажа, но и одним из самых разносторонних людей среди классиков русской литературы.
В 1880 году он поступил в военную гимназию, а потом окончил Александровское военное училище и выпустился в чине поручика. Военную карьеру Куприн делать не стал — через несколько лет службы в пехотном полку подал рапорт и уехал в Киев, где начал работать журналистом. В следующие годы он переезжал с места на место и пробовал себя в разных профессиях, список которых может показаться удивительным. Куприн был: репортёром, управляющим строительством усадьбы, табаководом, грузчиком, псаломщиком, актёром театра, кузнецом, организатором атлетического сообщества, цирковым обозревателем, преподавателем в школе для слепых, сталелитейщиком, изучал зубоврачебное дело и чёрную металлургию, пробовал постричься в монахи и предсказывать будущее, открывал военный госпиталь и был кандидатом в депутаты Государственной думы в Санкт-Петербурге. За всё это время он успел повоевать в Первую мировую войну и посидеть в тюрьме, правда всего три дня.
www.wikipedia.org
Куприн был колоритным человеком — крупный, очень сильный, с взрывным темпераментом, готовым на любые авантюры и робеющим только перед красивыми женщинами. Он погружался под воду в водолазном костюме, который в 1909 году одолжил у итальянских золотоискателей — скафандр оказался дырявым и, как писали в газетах, «
«Куприн», к/с «Русский проект», к/к «Красный квадрат», 2014, реж. В. Фурман, А. Эшпай, А. Малюков
Несмотря на то, что экранизировать произведения Куприна начали ещё при жизни писателя, его нельзя назвать очень популярным у режиссёров — вместе с повторными экранизациями по его повестям и рассказам было снято около 30 фильмов. В 2009 году вышел сериал «Куприн», который объединил сюжеты и героев сразу 15 произведений, а главным действующим лицом был сам Александр Иванович. Писателя, который встречался со своими героями и участвовал в сюжете, сыграл Михаил Пореченков.
Дата публикации — 1911 год
«Гранатовый браслет», к/с «Мосфильм», 1964, реж. А. Роом
Знаменитый рассказ о безнадёжной и безответной любви был написан на основе реальной истории, героиней которого была сестра одного из знакомых писателя.
Княгиня Людмила Любимова, в девичестве Туган-Барановская, на протяжении нескольких лет почти ежедневно получала любовные письма от неизвестного человека. Послания были очень неграмотными, пафосно-возвышенными и похожими на цитаты из плохих романов. Автор не скрывал, что он простой телеграфист и понимает, что разница в социальном положении не даёт ему шанса не то, что на взаимность, а даже на ответ. Княгиня и не думала отвечать — она была бойкой молодой женщиной, анонимные признания её не сильно трогали, тем более, а вскоре она вышла замуж за начальника канцелярии министра внутренних дел. Влюблённый аноним был предметом семейных и дружеских шуток, его письма с выражением зачитывали гостям, чем очень всех веселили.
«Гранатовый браслет», к/с «Мосфильм», 1964, реж. А. Роом
Развязка наступила после того, как Людмила получила по почте дорогой золотой браслет. Навязчивые письма были просто курьёзом, а вот такой подарок мало того, что замужней женщине, так ещё и от человека гораздо ниже статусом, стал оскорблением… Допустить, чтобы украшение осталось в доме, а у дарителя появилась возможность считать, что подарок принят — было нельзя.
С помощью полиции нашли анонима — им оказался телеграфист по фамилии Жёлтый. Мужу по статусу было не положено участвовать в разбирательствах с телеграфистами, поэтому к нему поехали отец и брат княгини. Они вернули браслет и попросили не беспокоить великосветскую даму. Жёлтый забрал подарок и на этом история закончилась. Далее о его судьбе ничего не известно, а Любимовы после революции эмигрировали во Францию.
«Куприн», к/с «Русский проект», к/к «Красный квадрат», 2014, реж. В. Фурман, А. Эшпай, А. Малюков
В Куприн сместил акценты, романтизировал героев, придумал трагичный финал и создал одно из самых известных драматических произведений — рассказ «Гранатовый браслет». Он вышел в 1911 году в альманахе «Земля», а через четыре года был впервые экранизирован. Вторая экранизация появилась спустя почти полвека — в 1964 году Абрам Роом снял свою версию, которая стала классической. Главных героев в драме сыграли Ариадна Шенгелая, Олег Басилашвили и Игорь Озеров. В сериале «Куприн» в эпизоде из «Гранатового браслета» роль княгини сыграла Ирина Леонова, а влюблённого телеграфиста — Максим Аверин.
Дата публикации — 1905 год
«Поединок», к/с «Мосфильм», 1957, реж. В. Петров
История о жизни пехотного полка в захолустном городке и дуэли молодых офицеров из-за амбициозной расчётливой Шурочки вышла с посвящением: «Максиму Горькому — с чувством искренней дружбы и глубокого уважения». Куприн признавался, что «всё смелое и буйное в повести» возникло под влиянием его творчества.
Героев повести Куприн поместил в эпизод из своей биографии — в 1890 году он служил в пехотном полку в городе Проскурове и отчаянно скучал в этой глухой провинции, где из развлечений были только водка и карты. Главные персонажи и основной сюжет были художественным вымыслом, но город и полк узнали все причастные.
Писатель даже не сильно менял фамилии — штабс-капитан Дорошевич стал штабс-капитаном Дорошенко, сослуживец Куприна Сослан Бек-Бузаров стал Бек-Агамаловым, адъютант Олифер — адъютантом Олизаром и так далее. После публикации «Поединка» Куприн получал возмущённые письма от офицеров, но писатель ответил, что в его произведении все образы собирательные.
«Шурочка», к/с «Ленфильм», 1982, реж. И. Хейфиц
Одно из самых популярных произведений Куприна экранизировали 6 раз. Первая экранизация вышла в 1910 году и сохранилась до наших дней. Вторая появилась в 1957 году — в драме режиссёра Владимира Петрова главные роли сыграли Юрий Пузырёв, Михаил Названов и Ирина Скобцева, а роль подполковника Петерсона стала первым появлением на экране актёра Евгения Евстигнеева. Следующим «Поединок» в 1982 году снял Иосиф Хейфиц — свою версию он назвал «Шурочка» и для многих именно этот фильм стал лучшей экранизацией повести. Роль Шурочки сыграла Елена Финогеева, а дуэлянтов — Валентин Смирнитский и Андрей Николаев.
«Юнкера», к/к « Черома-фильм », 2007, реж. И. Черницкий
В 2009 году режиссёр Игорь Черницкий снял сериал «Юнкера» в основе которого лежал одноимённый роман, повести «Поединок» и «На переломе», несколько рассказов и факты из биографии Куприна. Сериал вышел в 2007 году, а спустя пять лет из всего отснятого материала был смонтирован полнометражный фильм «Подпоручикъ Ромашовъ» — туда вошла сюжетная линия «Поединка». В главных ролях снялись Алёна Бабенко, Анатолий Просалов и Владимир Овчаров. Последнее на данный момент киновоплощение героев «Поединка» — это Екатерина Вилкова, Никита Ефремов и Александр Макагон в одноименной новелле сериала «Куприн».
Дата публикации — 1899 год
«Олеся», к/с им. Довженко, 1970, реж. Б. Ивченко
Повесть «Олеся» о трагической любви городского барина и малограмотной деревенской девушки, которую все считали ведьмой, была одним из первых крупных произведений писателя. За несколько лет до публикации повести Куприн устроился управляющим имением в Ровенском уезде и там же занимался табаководством. Природа Полесья, простой деревенский быт и знакомство с местными традициями и поверьями вдохновили его на цикл «Полесские рассказы», куда и вошла повесть «Олеся». Помещика Ивана Тимофеевича Порошина он списал с самого себя — тот тоже был литератором, которого жизнь забросила в небольшую деревушку, и отчаянно скучал в тишине и умиротворении. У Олеси тоже был прототип — местная женщина, которая, по слухам, умела колдовать и заговаривать болезни. Правда в жизни Куприн был с ней едва знаком.
«Колдунья», Films Metzger et Woog, 1956, реж. А. Мишель
Первая экранизация вышла в 1915 году, а потом о повести вспомнили только в 1956 году. Французский режиссёр Андре Мишель снял драму по мотивам «Олеси» с 18-летней Мариной Влади в главной роли. Фильм «Колдунья» с большим успехом прошёл в советском прокате, а девушки стали подражать героине — стричь челки и распускать волосы, отказавшись от модных причесок, завивок и укладок. В 1971 году вышла первая и единственная отечественная экранизация — фильм режиссёра Бориса Ивченко «Олеся». Главную роль сыграла уже знаменитая на тот момент актриса Людмила Чурсина, а влюблённым помещиком стал актёр Геннадий Воропаев.
Дата публикации — 1909 — 1915 год
«Яма», к/с им. Довженко, 1990, реж. С. Ильинская
Самая скандальная повесть Александра Куприна о девушках из недорогого публичного дома выросла из рассказов «Троица» и «В мертвецкой», которые впоследствии стали второй и двадцать пятой главами «Ямы». Под «южным городом К.», где происходили события, имелся ввиду Киев — в 1890-х годах Куприн жил там на Ямской улице, которая была местным «кварталом красных фонарей», но говорил, что действительность повести не была привязана к конкретному месту и подобный сюжет можно было найти в любом городе от Одессы до Петербурга.
«Яма», к/с им. Довженко, 1990, реж. С. Ильинская
В ходе работы Куприн побывал во множестве «ям», изучал «кодекс проституток» — свод правил поведения для обитательниц и содержательниц публичных домов и присутствовал на общественной дискуссии о полицейско-медицинском надзоре над проституцией. Себя писатель вывел под образом Платонова — журналиста, который каждый вечер приходил в публичный дом, дружил с девушками, по возможности помогал, но никогда не пользовался их услугами.
Первая часть была опубликована в 1909 году, накануне Всероссийского съезда по борьбе с торговлей женщинами, и произвела фурор. О «Яме» говорили все! Ей зачитывались, а потом нещадно критиковали автора за натурализм и безнравственность — причём больше всего критиков возмущали образы посетителей, среди которых были преподаватели, служители закона, примерные мужья и прочие мужчины о посещении которыми подобных заведений вслух не говорилось. «Яма» чуть не перессорила литературное сообщество — о ней спорили и критики, и коллеги-писатели: Бунин, Толстой, Чуковский, Горький и многие другие, в том числе и зарубежные.
«Яма», к/с им. Довженко, 1990, реж. С. Ильинская
Вторая часть «Ямы» вышла через только через шесть лет — в 1915 году. После лавины критики Купин работал с большой неохотой, отвлекаясь на другие произведения и успев побывать на фронте Первой мировой. Продолжение восприняли гораздо спокойнее — все желающие уже высказались, а теперь гораздо актуальнее были военные темы. Пострадало только одно издательство, которое после выпуска «Ямы» было оштрафовано «за распространение порнографических изданий». Сам Куприн поставил точку в разговорах: «Твёрдо верю, что свое дело сделал. К сожалению, моё перо слабо, я только пытался правильно осветить жизнь проституток и показать людям, что нельзя к ним относиться так, как относились до сих пор. И они люди…«
«Куприн», к/с «Русский проект», к/к «Красный квадрат», 2014, реж. В. Фурман, А. Эшпай, А. Малюков
«Яму» экранизировали трижды. У первой попытки была запутанная и растянувшаяся на несколько лет история, а сам фильм не сохранился. Снимать драму начали в 1913 году на студии «Русского кинематографического товарищества», но как только власти узнали о работе — заранее запретили «сплошной разврат и ужас». Спустя два года студия сделала вторую попытку — за переснятый и смягчённый фильм вступались и сам Куприн, и видные писатели и кинематографисты того времени, но показывать «Яму» не разрешили. Драма получила прокатное удостоверение только после революции и в сильно отцензурированном виде, однако уже тогда существовали подпольные сеансы, особенно в провинциальных кинотеатрах, поэтому к 1918 году фильм уже многие видели. А те, кто увидел впервые, остались в недоумении — в неё внесли столько правок, что кинообозреватели писали, что в драме нет ни порнографии, ни смысла, это «ряд скучных приличных сцен, по которым с трудом можно восстановить даже фабулу повести».
«Куприн», к/с «Русский проект», к/к «Красный квадрат», 2014, реж. В. Фурман, А. Эшпай, А. Малюков
В СССР об экранизации такого произведения и речи быть не могло, поэтому взялись за неё только в 1990 году. Режиссёр Светлана Ильинская сняла фильм по мотивам повести, сильно сократив сюжетные линии, но собрав прекрасный актёрский состав из уже известных актёров и недавних выпускниц актёрских факультетов. В её фильме снялись Татьяна Догилева, Олег Меньшиков, Валентина Талызина, Евгений Евстигнеев, Ольга Волкова, Ирина Цывина и другие.
В сериале «Куприн» первая часть была почти целиком посвящена сюжету «Ямы» — главные роли сыграли Светлана Ходченкова, Полина Агуреева, Антон Шагин, Екатерина Шпица, Наталья Егорова, Дарья Екамасова и Максим Блинов.
Дата публикации — 1904 год
«Белый пудель», Одесская к/с, 1956, реж. М. Рошаль, В. Шредель
В основе сюжета лежит реальное знакомство писателя с бродячими артистами.
Лето 1903 года Куприн с семьёй провёл на даче в Мисхоре, где днём давали представление старик с шарманкой, подросток-акробат и дрессированный пудель. Куприн приглашал их пообедать на даче, но они благодарили, брали деньги и еду и уходили. Общительному писателю не удалось разговорить старика, зато мальчик охотно рассказывал об их приключениях. Одна история была как раз о том, что как-то после представления их собаку хотела выкупить барыня для своего сына, но дедушка ей отказал. Женщина обиделась, пригрозила полицией и, чтобы их ни в чём не обвинили, артисты ушли из города. Куприн обожал собак, сам держал чёрного пуделя по кличке Негодяй, поэтому все это не оставило его равнодушным. Он придумал развитие сюжета и его рассказ о том, что дружба не продаётся, уже очень много лет входит в школьную программу по литературе.
«Любимец публики», к/к «Центрнаучфильм», 1985, реж. А. Згуриди, Н. Клдиашвили
Рассказ «Белый пудель» считается произведением для детей, он был впервые опубликован в 1904 году в журнале «Юный читатель». Его экранизировали дважды. В фильме «Белый пудель» 1955 года шарманщика сыграл актёр Виктор Кольцов, а юного акробата — артист цирка Владимир Поляков, для которого эта работа в кино стала единственной. В 1985 режиссёр и создатель передачи «В мире животных» Александр Згуриди снял по мотивам рассказа фильм «Любимец публики» — главные роли сыграли Анатолий Ромашин и 10-летний актёр Кирилл Головко-Серский.