Вечная классика: лучшие экранизации произведений Михаила Шолохова

6 декабря

За какие произведения писателя обвиняли в плагиате, почему он отказался писать продолжение «Поднятая целина» и сжег незаконченный роман «Они сражались за Родину».

Михаил Шолохов — один из самых влиятельных советских писателей, обладатель множества государственных наград и лауреат Нобелевской премии по литературе. Его судьба была полна крайностей — с четырьмя классами образования он стал великим советским писателем, был другом Сталина и объектом преследования НКВД, получал обвинения в плагиате и международную славу за одни и те же произведения и сжёг рукопись романа, который всё равно стал знаменитым произведением…

www.wikipedia.org

Он родился и вырос в станице Вёшенской на берегу Дона и поэтому тема казачества была ему особенно близка. В 1918 году его станичная школа закрылась, и вчерашний четвероклассник Михаил Шолохов начал сам участвовать в ликвидации безграмотности — преподавать чтение взрослым, а заодно писал пьесы для театрального кружка. В 1922 году он попытался поступить на подготовительные курсы рабфака в Москве, но его не приняли из-за отсутствия направления от комсомола, и тогда он занялся самообразованием и литературным творчеством — начал писать для газет рассказы о жизни донского казачества.
Тема оказалась интересной многим читателям, в 1926 году был издан первый сборник рассказов Михаила Шолохова, а через два года писатель получил всесоюзную известность — вышел первый том романа «Тихий Дон». Его творчество высоко ценил Иосиф Сталин, к которому Шолохов не боялся обращаться не только с просьбами и вопросами, но и требованиями. Он вообще был одним из немногих писателей, кто мог позволить себе поднимать острые темы, не всегда следовать указаниям цензуры и участвовать в политической жизни страны.

www.culture.ru

  • С 1948 года Михаил Шолохов регулярно оказывался в списках претендентов на Нобелевскую премию по литературе, но получил её только на одиннадцатый раз — «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» в романе «Тихий Дон». Он стал третьим лауреатом среди русских писателей и первым среди граждан СССР, так как Иван Бунин получил премию в эмиграции, а Борис Пастернак был вынужден отказаться от награды.

Произведения Михаила Шолохова стали классикой и вошли в школьную программу ещё при жизни писателя, а их герои с 30-х годов жили на театральной сцене и киноэкране. По шолоховским сюжетам ставили спектакли, оперы и балеты, а также было снято 20 фильмов.

«Судьба человека»

Дата публикации — 1956 год

«Судьба человека», к/с «Мосфильм», 1959, реж. С. Бондарчук

Рассказ о фронтовике, который потерял во время войны всю семью и не мог найти себя в мирной жизни пока не встретил осиротевшего маленького мальчика, Шолохов написал по реальным событиям. Правда главный герой был собирательным — с усыновившим сироту фронтовиком писатель познакомился в 1946 году на охоте, а линию с пленом и некоторые фразы он взял из биографий своего друга Николая Каргина и лётчика Григория Дольникова. Рассказ «Судьба человека» Шолохов посвятил Евгении Левицкой — заведующей отделом редакции газеты «Московский рабочий». Именно она первой прочитала рукопись «Тихого Дона» и подписала к публикации, и позже всегда отстаивала интересы писателя и помогала решать вопросы с издательствами.

«Судьба человека», к/с «Мосфильм», 1959, реж. С. Бондарчук

Экранизация «Судьбы человека» стала дебютной режиссёрской работой актёра Сергея Бондарчука. Сначала его желание взяться сразу за полнометражную драму вызвало протест и у руководства киностудии, и у самого Шолохова, но Бондарчуку удалось всех уговорить рискнуть. Он не только снял фильм, но и сыграл главную роль, а маленьким Ванюшкой стал шестилетний сын актёра Владимира Борискина — пробы мальчика одобрил сам Шолохов.
Драму посмотрело 39 миллионов зрителей, она получила призы на ММКФ и других международных фестивалях, а Сергею Бондарчуку вручили Ленинскую премию и стали называть его режиссёром с большим будущим. «Судьба человека» вошла в списки главных фильмов о войне, а финальный кадр считается одним из самых знаменитых кинокадров в истории отечественного кино.

«Донская повесть»

В середине 20-х годов в журналах «Огонёк» и «Молодой ленинец» публиковались рассказы 19-летнего начинающего писателя Михаила Шолохова о жизни донских казаков. Два из них — «Родинка» и «Шибалково семя» — спустя годы драматург Арнольд Витоль превратил в сценарий фильма «Донская повесть» о казаке Якове Шибалке, его жене-предательнице и маленьком сыне. Для драматурга это был третий сценарий по шолоховской прозе, а режиссёром стал Владимир Фетин, чья дипломная работа «Жеребёнок» была снята как раз по предыдущему сценарию Витоля.

«Донская повесть», к/с «Ленфильм», 1964, реж. В. Фетин

«Донская повесть» была вторым полнометражным фильмом Фетина после триумфального «Полосатого рейса», и на главную роль он пригласил уже знакомого Евгения Леонова. Актёр рассказывал: «Когда раздался звонок из Ленинграда и родной голос режиссёра Фетина сообщил, что для меня есть роль в его новом фильме, я не без ужаса подумал: каких еще хищников придется мне укрощать? И вдруг слышу: по рассказам Шолохова… „Донская повесть“… Шибалок… Я замер: ну, думаю, это похуже хищников».
Были опасения, что комика Леонова зрители не примут в драматической роли, но «Донская повесть» прошла с большим успехом — над трагичной судьбой семьи Шибалка рыдали не только в ССР, но и за рубежом, так как фильм сразу закупили к прокату несколько стран.

«Тихий Дон»

Дата публикации — 1928 — 1940 гг.

Роман-эпопею в четырёх томах о жизни казаков начала XX века Михаил Шолохов начал писать в 20 лет. На тот момент он был автором нескольких опубликованных рассказов и фельетонов и такое масштабное произведение не задумывал — небольшой роман под названием «Донщина» должен был рассказать о походе казаков на Петроград с армией генерала Корнилова. Написав около половины, Шолохов понял, что история требует подробностей, так как большинство читателей не знакомы с жизнью и укладом казачьих станиц и в сюжете будет много непонятного. Он несколько раз начинал работу заново, и в конце концов остановился на рассказе о революционной эпохе через семейную сагу казаков Мелеховых и жителей хутора Татарский.

«Тихий Дон», к/с «Мосфильм», 1930, реж. О. Преображенская, И. Правов

В 1928 году первые две части были опубликованы в журнале «Октябрь» и принесли Шолохову невероятный успех! Ему писали со всей страны, его везде хотели видеть, считали гением-самородком, знатоком истории, мастером слова и психологического портрета. Но в литературных и издательских кругах многие были убеждены, что молодой человек с четырьмя классами станичной школы никак не мог создать такое произведение. Появились слухи, что к Шолохову попала рукопись убитого белого офицера и казачьего писателя Фёдора Крюкова, которую он доработал и выдал за свою. Крюков был знаком и с тестем Шолохова, и с главным редактором журнала «Октябрь», поэтому теория была очень убедительной… По требованию писателя и личному распоряжению Сталина была собрана комиссия, которая постановила, что слухи являются клеветой, но с обвинениями в плагиате или скрытом соавторстве Шолохов сталкивался и после романа «Поднятая целина», и после романа «Они сражались за Родину».

«Тихий Дон» пользовался огромной популярностью по всему миру, был переведён на множество языков, принёс автору Нобелевскую премию и был четыре раза экранизирован.

«Тихий Дон», к/с им. М. Горького, 1958, реж. С. Герасимов

Первая попытка перенести героев на экраны была сделана вскоре после публикации первых двух книг. В 1930 году вышел немой фильм с кинозвёздами того времени — Николаем Подгорным, Андреем Абрикосовым и Эммой Цесарской, и однажды этот фильм увидел молодой режиссёр Сергей Герасимов. Он сразу загорелся своей версией «Тихого Дона», начал писать сценарий, но у Шолохова обострились отношения со Сталиным, и Герасимов отложил идею. Вернулся он к ней сразу после смерти генсека — отправил сценарий писателю и в худсовет, получил одобрение и в 1955 году приступил к работе. На главную роль он утвердил не самого на тот момент известного актёра Петра Глебова, а его партнёршами стали начинающие актрисы Элина Быстрицкая и Зинаида Киреенко. Работа над трёхсерийным фильмом шла почти два года и потребовала от создателей и актёров больших усилий, но «Тихий Дон» стал абсолютным лидером проката 1958 года и сразу вошёл в список классики отечественного кинематографа.

«Тихий Дон», к/с «Мосфильм», АО «Первый канал», к/с «Про-Синема Продакшн», 1992, 2006, реж. С. Бондарчук

В 60-х к Шолохову за консультацией приехал Сергей Бондарчук, который хотел взяться за экранизацию его романа сразу после съёмок «Войны и мира». Писатель предлагал Бондарчуку сначала снять «Тихий Дон», так как фильм Герасимова ему не очень нравился, но съёмочный процесс уже был запущен и отказаться от него режиссёр не мог… Позже от этой идеи Бондарчука отговорил сам Герасимов, благословив на экранизацию только после своей смерти, и в итоге за съёмки «Тихого Дона» режиссёр взялся только в 1990 году.

Денег на съёмки у Госкино уже не было, и Бондрачук заключил контракт с итальянским продюсером Энцо Рисполи. Фильм снимался на английском языке, а на роли были утверждены как советские, так и западные актёры. Григория Мелехова играл Руперт Эверетт, Аксинью — Дельфин Форест, Наталью — Алёна Бондарчук, также в фильме были заняты Мюррей Абрахам, Владимир Гостюхин, Наталья Андрейченко, Николай Караченцов и многие другие. Однако на стадии монтажа продюсер объявил себя банкротом, и весь отснятый материал «лёг на полку» в Италии. Вернуть плёнки удалось только спустя почти 15 лет, и работу над фильмом закончил уже сын Сергея Бондарчука — режиссёр Фёдор Бондарчук.

«Тихий Дон», к/с «МосКино», 2015, реж. С. Урсуляк

Последняя на данный момент киноверсия романа вышла в 2015 году. Режиссёр Сергей Урсуляк снял 14-серийный сериал с участием Евгения Ткачука, Дарьи Урсуляк, Сергея Маковецкого, Никиты Ефремова, Людмилы Зайцевой, Александра Яценко и других современных актёров.

«Поднятая целина»

Дата публикации — 1932 — 1959 гг

С конца 20-х годов в СССР полным ходом шли коллективизация и раскулачивание — то и дело вспыхивали крестьянские восстания, начались жёсткие репрессии, и к писателю обратились с просьбой написать о текущих событиях с положительной стороны. После публикации первых частей «Тихого Дона» Шолохов был авторитетным писателем и на него были большие надежды… Роман о коллективизации на хуторе Гремячий Лог и противостоянии коммуниста Семёна Давыдова с местным есаулом Шолохов начал писать в 1930 году.

«Поднятая целина», к/с «Мосфильм», 1939, реж. Ю. Райзман

Сначала роман назывался «С кровью и потом», но перед публикацией первой части в журнале «Новый мир» писатель получил письмо с просьбой придумать «бескровное» название. За идеями писатель обратился в райком партии и один из предложенных вариантов был «Поднятая целина».
Первая часть романа стала бестселлером — особенно читатели полюбили деда Щукаря, чьё имя со временем стало нарицательным, но с продолжением возникли проблемы… Писатель ездил по станицам, общался с людьми и понимал, что правду о методах принуждения вступать в колхозы ему писать не позволят, а замалчивать её он не хочет. Шолохов отправил несколько возмущённых писем Сталину о творящихся на Дону зверствах НКВД и отказался писать продолжение. Ко второй части «Поднятой целины» писатель приступил только после смерти генсека — она была опубликована в 1959 году.

«Поднятая целина», к/с «Ленфильм», 1959, реж. А. Иванов

Экранизировали роман дважды — в 1939 и 1959 годах.
В начале 30-х годов за экранизацию взялся режиссёр Николай Шенгелая, но после первых отснятых сцен киностудия остановила съёмки — судьбы раскулаченных были показаны слишком трагично. В 1939 году «Поднятую целину» экранизировал режиссёр Юлий Райзман, которого заранее поставили в жёсткие рамки цензуры. К фильму с участием популярных, но больше театральных актёров критика отнеслась благожелательно, но признания у зрителей фильм не получил.

Ровно через 20 лет, уже в совсем другой атмосфере, режиссёр Александр Иванов снял трёхсерийный фильм «Поднятая целина». На главные роли он пригласил Петра Чернова, Петра Глебова и Людмилу Хитяеву, которые до этого снимались в «Тихом Доне» и были любимы зрителями в «народных» образах, а «яростная» роль Макара Нагульнова досталась Евгению Матвееву — большому поклоннику произведения.
Экранизация Иванова была очень тепло принята зрителями, хотя и роман, и фильм «Поднятая целина» уступали по популярности «Тихому Дону».

«Они сражались за Родину»

Дата публикации — 1943 год


Во время Великой Отечественной войны Михаил Шолохов был военным корреспондентом — его очерки пользовались большой популярностью и даже переводились на иностранные языки, но писателю было тесно в газетном формате, и он думал о большом произведении о войне. Отправной точкой стал разговор со Сталиным, который предложил ему написать военный роман о храбрости рядовых и успехах военных начальников. Но Шолохов видел сюжет по-другому и начал писать о простых мужиках, которые на фронте столкнулись не только с врагом, но и с ошибками командования и отсутствием порядка, и об одном из самых тяжелых моментов — отступлении советских войск в малой излучине Дона.

«Они сражались за Родину», к/с «Мосфильм», 1975, реж. С. Бондарчук, В. Досталь
С мая по ноябрь 1943 года некоторые главы романа «Они сражались за Родину» публиковались газете «Правда» — Шолохов писал не по порядку, сюжет он начал с середины, с комичных эпизодов для поддержания боевого духа на фронте. В планах писателя было позже дописать роман и издать отдельной книгой, но осуществить это не удалось. В 1968 году Шолохов отдал подготовленный к публикации текст в редакцию, но получил обратно с требованиями вычеркнуть все упоминания 30-х годов, репрессий, лагерей и пленных. В ответ на обращение к Хрущёву писатель услышал, что время таких романов ещё не пришло, и отправил текст в стол, даже не дописав финал. Перед смертью Шолохов сжёг все рукописи романа — по словам дочери, чтобы не навлечь ни на кого беду, и чтобы никто не изменил в нём ни строчки…

«Они сражались за Родину», к/с «Мосфильм», 1975, реж. С. Бондарчук, В. Досталь
Экранизация опубликованных глав романа «Они сражались за Родину» стала вторым обращением режиссёра Сергея Бондарчука к произведениям Шолохова. Главные роли сыграли сам Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов и Василий Шукшин, для которого этот фильм стал последним. Режиссёр принципиально утверждал актёров, которые застали войну — Юрий Никулин, Иннокентий Смоктуновский, Иван Лапиков, другие актёры и многие участники съёмочной группы были фронтовиками, а для режиссёра было важно, чтобы все занятые на съёмках, прожили этот фильм…
По результатам опроса журнала «Советский экран» драма «Они сражались за Родину» стала лучшим фильмом 1976 года, а режиссёр и оператор фильма получили Государственные премии им. братьев Васильевых.