Вечная классика: 6 знаменитых экранизаций произведений Льва Толстого

6 сентября

Ко дню рождения классика русской литературы!
Какое произведение запрещалось к печати, судьба прототипов героев Толстого и что писатель называл «многословной дребеденью».

Лев Толстой — один из всемирно известных и наиболее часто экранизируемых русских авторов. Интерес к его творчеству огромен во всех странах, а первые фильмы по его произведениям снимались ещё при жизни писателя. И мало кто знает, но Лев Толстой и сам снимался в кино! В 1908 году он стал главным героем немого документального фильма Александра Дранкова, который приехал снимать писателя и его семью в Ясную Поляну.

www.vmuzey.com

Посмотрев в 1910 году фильм «Власть тьмы», снятый по мотивам его одноимённой пьесы, Толстой сказал: «Я решил написать для кинематографа. Ведь это понятно огромным массам, притом всех народов. И ведь тут можно написать не четыре, не пять, а десять, пятнадцать картин. Непременно сочиню… если успею…» Стать сценаристом великий писатель не успел, но в мировом кинематографе существуют сотни экранизаций романов, рассказов, пьес и повестей Льва Толстого и не меньше — фильмов «по мотивам». Многие из них стали классикой кино точно так же, как произведения стали классикой русской литературы.

Сюжеты Толстой часто брал из жизни, а у героев были прототипы среди его знакомых. Ко дню рождения писателя вспомним самые знаменитые отечественные экранизации и истории создания этих произведений.

«Война и мир»

Дата публикации — 1865 — 1869

«Война и мир», к/с «Мосфильм», 1967, реж. С. Бондарчук

В 1856 году Лев Толстой начал писать повесть о декабристе, который уже во взрослом возрасте вернулся из ссылки в Москву, но увлёкся описанием исторических событий его молодости и понял, что получается совсем другое — куда более масштабное! — произведение. Толстой напечатал три главы романа «Декабристы» и переключился на новый сюжет.
Роман о русском светском обществе на фоне войны против Наполеона он писал шесть лет, опираясь на многочисленные исторические труды, выезжая на Бородинское поле для точного описания места сражений и десятки раз переделывая сюжет. Литературоведы подсчитали, что в романе более 500 героев, у части из которых были прототипы, а часть — реальные исторические лица.

«Война и мир», к/с «Мосфильм», 1967, реж. С. Бондарчук

«Война и мир» — всемирно признанное эпическое произведение, которое вошло во множество списков лучших книг всех времён и народов. Сам же Лев Толстой в 1871 году писал в письме Афанасию Фету: «Как я счастлив, что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану…».
Роман, целиком или частями, экранизировали более 10 раз, но самой известной стала экранизация режиссёра Сергея Бондарчука. Четырёхсерийная эпопея снималась примерно столько же, сколько у автора ушло на написание — около 6-ти лет. У Бондарчука была задача — показать всему миру передовые возможности советского кинематографа, и режиссёр с ней справился. Его «Война и мир» стала легендой по обе стороны океана!

«Война и мир», к/с «Мосфильм», 1967, реж. С. Бондарчук
Это был самый дорогой фильм в истории советского кино и один из самых дорогих в истории мирового кинематографа. Можно сказать, что над ним работала вся страна: Министерство культуры дало доступ к музейным фондам для использования мебели и аксессуаров XIX века, Министерство лёгкой промышленности обеспечило тканью для костюмов, Министерство обороны предоставило воинские подразделения для массовки, а на Ломоносовском фарфоровом заводе по рисункам XVIII века специально для съёмок делали сервизы.
В 1969 году фильм Сергея Бондарчука получил премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, а также более 10 наград на международных кинофестивалях. Фильм «Война и мир» внесён в Книгу рекордов Гиннесса за самую большую массовку — в батальных сценах участвовало 120 тысяч статистов.

«Воскресение»

Дата публикации — 1899 год

«Воскресение», к/с «Мосфильм», 1960-1961, реж. М. Швейцер
В 1887 году Лев Толстой услышал от юриста Анатолия Кони историю присяжного заседателя, который узнал в обвиняемой проститутке женщину, которую когда-то обесчестил. Чувствуя себя должным, он женился на ней и старался сделать все, чтобы она избежала заключения, но безуспешно — она была арестована и умерла в тюрьме. Через два года Толстой сел за роман и работал над ним 10 лет с большими перерывами. В сюжете последнего романа писателя были охвачены все слои общества — от аристократов до уголовников, а главными героями «Воскресения» стали молодой князь Нехлюдов и проститутка Катюша Маслова.
Роман был встречен с восторгом — его хвалили читатели, критики и коллеги. Почти сразу же роман был переведён на основные европейские языки, и вскоре похожий сюжет начал встречаться во многих произведениях как отечественных, так и зарубежных писателей.

«Воскресение», к/с «Мосфильм», 1960-1961, реж. М. Швейцер
Первая отечественная экранизация вышла в 1915 году и называлась «Катюша Маслова», а первое и единственное советское «Воскресение» снял в 1960 году режиссёр Михаил Швейцер — мастер экранизаций, подаривший нам «Кортик», «Маленькие трагедии», «Мёртвые души», «Золотого телёнка» и «Крейцерову сонату» того же Толстого. Фильм был разбит на две серии, которые выходили с разницей в два года.

На главные роли режиссёр позвал малоизвестных актёров — для Тамары Сёминой роль Масловой была дипломной работой, а Евгения Матвеева больше знали как актёра Малого театра. Сёмина обошла на пробах Зинаиду Кириенко, Татьяну Лаврову и Валентину Малявину, а Матвеев был уверен, что режиссёр выберет любого актёра «фрачного плана», но только не его. Однако Швейцер хотел снимать тех, кто ещё не «замылил» взгляд — ни зрителя, ни свой.

«Крейцерова соната»

Дата публикации — 1890 год

«Крейцерова соната», к/с «Мосфильм», 1987, реж. М. Швейцер, С. Милькина

История циника Василия Позднышева, который любил, боялся и ненавидел всех женщин была полна категоричных рассуждений об отношениях полов и тяготах брака. Название для повести дала соната для скрипки Людвига ван Бетховена, которую разучивали нашедшая отдушину в череде скандалов Лиза Позднышева и её учитель музыки… Аморальную и безнравственную по тем временам повесть сразу запретили к публикации отдельным изданием или в журналах.
Через год «Крейцерова соната» вышла в составе одного из томов собрания сочинений Толстого, однако она уже давно ходила по домам в виде переписанных рукописей — новость о запрете сильно подогрела интерес. Скандальным произведение считалось не только у нас — в США его печатали в газете, но эти номера нельзя было рассылать почтой и хранить в библиотеках.

«Крейцерова соната», к/с «Мосфильм», 1987, реж. М. Швейцер, С. Милькина
Спустя всего 20 лет повесть стала классикой и была первый раз экранизирована режиссёром Пётром Чардыниным. Свою «Крейцерову сонату» сняли в США, Германии, Аргентине, Франции, Финляндии, Италии и много где ещё — всего вышло около 20 фильмов. Советское же кино игнорировало произведение до 1987 года — до момента ослабления цензуры.
Первую и пока единственную отечественную «Крейцерову сонату» снял тот же Михаил Швейцер. На главные роли он утвердил Олега Янковского и Ирину Селезнёву. На роль скрипача проходил пробы молодой Юрий Башмет, но в результате Трухачевского сыграл музыкант, композитор и руководитель народного ансамбля Дмитрий Покровский.
Михаил Швейцер и Олег Янковский получили за «Крейцерову сонату» Государственную премию РСФСР — актёр называл роль Позднышева большим трудом и большой актёрской удачей.

«Кавказский пленник»

Дата публикации — 1872 год

«Кавказский пленник», к/с «Грузия-фильм», 1975, реж. Г. Калатозишвили
Рассказ о двух русских офицерах, попавших в плен к горцам во время Кавказской войны, был построен на противоположности характеров. Деятельный Жилин, понимая, что его некому выкупать, продумывает план побега и его не останавливают даже неудачные попытки, Костылин же полностью покорился судьбе…
Идею рассказа Толстой взял из своей жизни. Он служил на Кавказе, участвовал в Крымской войне, получил несколько наград и пользовался славой храброго офицера и мало кто тогда знал, что на военную службу он сбежал от больших карточных долгов. В 1953 году на их обоз с оружием напали горцы и за царским офицером началась погоня — за него можно было получить хороший выкуп. Толстой с другом-чеченцем чудом успел доскакать до крепости Грозная, где их отбил гарнизон.

«Кавказский пленник», АО «Караван», 1996, реж. С. Бодров-ст.
В 1975 году состоялась премьера экранизации, снятой на студии «Грузия-фильм». На главные роли режиссёр Георгий Калатозишвили утвердил Юрия Назарова и Владимира Солодникова, в остальных ролях снялись грузинские актёры.
В 1996 году режиссёр Сергей Бодров-ст. снял одноимённый фильм «по мотивам» с Олегом Меньшиковым и Сергеем Бодровым-мл. События были адаптированы под современность, так как съёмки проходили во время Первой чеченской войны. Главными героями стали прапорщик Иван Жилин и рядовой Саша, попавшие в плен к горцу, который хотел обменять их на своего сына. Драма получила несколько наград на российских и международных фестивалях и была номинирована на премии «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.

«Живой труп»

Дата публикации: 1911

«Живой труп», к/с «Ленфильм», 1968, реж. В. Венгеров

Эта пьеса была впервые опубликована только после смерти писателя — обещание не обнародовать сюжет он дал Николаю Гиммеру, он же революционер и экономист Николай Суханов. Дело в том, что в основу легла реальная история его родителей.
В декабре 1895 года полицейские обнаружили на льду Москвы-реки мужское пальто с предсмертной запиской в кармане и документами на имя Николая Гимера. Записку и пальто показали его жене, а через несколько дней позвали на опознание утопленника. Убитая горем жена опознала мужа, получила документы о вдовстве и… через несколько недель вышла замуж.

«Живой труп», к/с «Ленфильм», 1968, реж. В. Венгеров

А ещё через некоторое время в Петербурге был задержан живой и невредимый Гимер, который выложил полицейским всю историю. Екатерина мечтала развестись с запойным безработным мужем — у неё был роман с приличным мужчиной, который хотел на ней жениться. Гимер был не против, но получить в то время развод без особых причин было нельзя, а пьянство и отсутствие чувств причиной не считались. Тогда супруги придумали план, по которому она получала вдовство, а он — содержание от «безутешной вдовы»…
Суд аннулировал новый брак и приговорил бывших супругов к ссылке с поражением в правах, но юрист Кони добился смягчения приговора и ссылку заменили годом тюрьмы. Лев Толстой был знаком и с Кони, и с братом Екатерины — так эта история дошла до писателя, который положил её в основу гораздо более серьёзной и драматичной пьесы.

«Живой труп», к/с «Ленфильм», 1968, реж. В. Венгеров

Через год после смерти Толстого пьеса была почти одновременно опубликована, поставлена в театре и экранизирована. Самой известной советской экранизацией стал двухсерийный фильм Владимира Венгерова 1968 года. Это был его второй опыт работы с «Живым трупом» — в 1952 году он снимал постановку ЛДТ им. Пушкина для фильма-спектакля, и захотел сделать свою версию. Венгеров собрал блистательный актёрский состав: главные роли играли Алексей Баталов, Алла Демидова и Олег Басилашвили, в ролях второго плана снимались Светлана Тома, Иннокентий Смоктуновский, Софья Пилявская и Олег Борисов.


«Анна Каренина»

Дата публикации — 1875 — 1877

«Анна Каренина», к/с «Мосфильм», 1967, реж. А. Захри
Трагическая история любви молодого офицера и замужней женщины, которой эта связь стоила разрушенного брака, репутации и жизни — одно из самых популярных произведений Льва Толстого. Прототипами главной героини стали соседка Толстых — Анна Пирогова, которая бросилась под поезд от несчастной любви, и несколько женщин из окружения писателя, которые состояли в любовных треугольниках. Из-за трудностей с разводом и значимости репутации в обществе того времени все они были в той или иной степени драматичны. Кстати, в первом варианте романа Каренина все-таки получила развод, но не получила счастья…
Толстой взялся за «Анну Каренину» с воодушевлением, но со временем роман превращался в фундаментальный труд о светском обществе, много раз переписывался и в конце концов начал тяготить автора. Он называл Анну скучной, пошлой и «надоевшей как горькая редька» и не сильно интересовался судьбой романа после публикации.

«Анна Каренина», к/с «Мосфильм», 1967, реж. А. Захри

А тем временем роман захватил весь мир — его перевели на 41 язык, по нему ставили спектакли, балеты и мюзиклы и конечно же экранизировали. Первая экранизация вышла в 1910 году в Германии, а через год состоялась и первая российская премьера. Свою «Анну Каренину» сняли во Франции, США, Италии, Австрии, Великобритании, Индии, Бразилии, Греции, Испании, а среди исполнительниц главной роли были Вивьен Ли, Софи Марсо, Грета Гарбо и Кира Найтли.
В 1967 году Александр Зархи снял классическую экранизацию романа с Татьяной Самойловой в роли Карениной и Василием Лановым в роли Вронского. Пробы проходили Людмила Чурсина, Элина Быстрицкая, Татьяна Доронина, Михаил Козаков и Олег Стриженов, но Захри хотел снимать только Самойлову и Ланового — дело в том, что у них был не очень удачный брак, который закончился за 8 лет до начала съёмок. Актёры сохранили хорошие отношения и точно знали, как им играть чувства…

«Анна Каренина», студия «ТРИТЭ», Solivs, 2009, реж. Сергей Соловьёв

Потом наши кинорежиссёры не обращались к сюжету несколько десятилетий, пока в 2009 году Сергей Соловьёв не представил зрителям свою версию «Анны Карениной». Главные роли играли Татьяна Друбич, Ярослав Бойко и Олег Янковский, в остальных ролях снимались знаменитые актёры — Александр Абдулов, Екатерина Васильева, Сергей Гармаш и другие. Спустя 8 лет роман экранизировал режиссёр Карен Шахназаров — трёх главных геров играли Елизавета Боярская, Максим Матвеев и Виталий Кищенко, после этого выходило ещё несколько проектов, но особой популярности они не получили.