Вечная классика: лучшие экранизации произведений Ивана Тургенева

13 сентября

Какое произведение писателя экранизировали чаще всего, какой миф связан с одним из рассказов и почему он списывал с себя всех несчастных влюблённых.

Иван Тургенев — классик русской литературы и летописец дворянского быта XIX века. По воспоминаниям современников он был эстетом, слегка инфантильным светским львом и первым красавцем среди литераторов. Тургенев учился в Петербурге и Берлине, жил в Париже и Лондоне, свободно владел французским, английским и немецким языками, знал древнегреческий и латынь, назвал себя «безалабернейшим из русских помещиков» и 38 лет любил замужнюю певицу Полину Виардо, так и не обзаведясь собственной семьей и не узаконив единственную дочь… Аристократический образ жизни, прогрессивные взгляды и несчастная любовь — все это отражалось в его творчестве.

www.pushkinmuseum.ru

Экранизировать произведения Ивана Тургенева начали в 1910 году — первым фильмом была совместная российско-французская работа «Лейтенант Ергунов» по мотивам рассказа «История лейтенанта Ергунова». С тех пор режиссёры всего мира обращались к творчеству писателя около 100 раз, фильмы и сериалы по его рассказам, повестям, пьесам и романам снимали в СССР, Европе, Америке, Латинской Америке и Азии, и это не считая фильмов-спектаклей, фильмов-балетов и даже мультфильмов. Самым популярным произведением у театральных и кинорежиссёров стала пьеса «Месяц в деревне» — в мире существует более 20 экранизаций и более 40 постановок.

«Месяц в деревне»

Дата публикации — 1855 год

«Две женщины», п/ц «Хорошо Продакшн», 2014, реж. В. Глаголева

В первой редакции пьеса о любовном четырёхугольнике называлась «Студент». В 1850 году Тургенев отправил её в журнал «Современник», но пьесу запретила цензура — в главном герое увидели революционно настроенного разночинца и приверженца идей опального Виссариона Белинского. Как это обычно было с запрещёнными произведениями — пьеса о влюбившейся в студента Ракитина жене богатого помещика, которой пришлось его делить со своей юной воспитанницей и отвергать давно влюблённого в неё друга семьи, пользовалась большой популярностью в салонах.

  • В образе Ракитина Тургенев зашифровал себя — он был «другом семьи» Виардо и считал это положение унизительным и нелепым. Более того, у Полины Виардо была и воспитанница — дочь Тургенева от крепостной белошвейки… История любви писателя была настолько глубока и драматична, что ему сочувствовали даже язвительные сплетники.

Пока светское общество читало пьесу в оригинале — Тургенев переписывал её под требования цензуры. Тема противостояния прогрессивного студенчества и дворянства была уведена в тень, а на первый план вышел любовный конфликт. В связи с этим писатель поменял и название — пьеса сначала называлась «Две женщины», а потом «Месяц в деревне». Под таким названием она и попала в печать в 1855 году.

«Месяц в деревне», Главная редакция лит-драм. программ ЦТ, 1973, реж. Е. Еланская, Г. Холопова

В театре «Месяц в деревне» впервые поставили ещё при жизни автора, а вот кинематографисты добрались до пьесы гораздо позже. Впервые её экранизировали в 1943 году во Франции, и с тех пор за рубежом вышло более 20 фильмов и сериалов по её сюжету. У советских кинорежиссёров «Месяц в деревне» популярностью не пользовался. Пьесу ни разу не экранизировали, ограничиваясь записями фильмов-спектаклей, самым популярным из которых был спектакль театра им. Ермоловой с Евгенией Ураловой, Александром Калягиным и Львом Круглым.

«Две женщины», п/ц «Хорошо Продакшн», 2014, реж. В. Глаголева

Единственной отечественной экранизацией «Месяца в деревне» стала драма «Две женщины» 2019 года, которую сняла Вера Глаголева. Когда-то Анатолий Эфрос предлагал актрисе сыграть в его постановке воспитанницу, но она отказалась, а потом всю жизнь жалела. Главные роли сыграли дебютант Никита Волков, Анна Астраханцева и Анна Леванова, а роль Ракитина Глаголева предложила большому любителю русской классики — британскому актёру Ральфу Файнсу. Фильм снимали в имении Михаила Глинки под Смоленском, весь реквизит был подлинным — его собирали по частным коллекциям и антикварным салонам, а сшитые по моде того времени костюмы после съёмок были переданы в музеи им. Пушкина и им. Тургенева.


«Первая любовь»

Дата публикации — 1860 год

«Первая любовь», к/с «Мосфильм», 1968, реж. В. Ордынский

Автобиографическая повесть-воспоминание о первой любви вызвала много осуждений — правда только от тех, кто знал, что за героями произведения скрываются сам писатель, его отец и его любовница. В повести 16-летний Владимир безответно влюбляется в княжну Зинаиду, но получает в ответ только шутки и намёки. Позже он обнаруживает, что княжна — любовница его отца, верная, преданная и готовая ради этих чувств на жертвы. Владимир увидел их драматичное свидание и понял, чем отличается настоящая любовь, от его юношеской страсти.

«Первая любовь», к/с «Мосфильм», 1968, реж. В. Ордынский
Под образом княжны Зинаиды скрывалась княжна Екатерина Шаховская — 18-летняя поэтесса жила с родителями по соседству с Тургеневыми. Она стала первой любовью 15-летнего писателя, но ответила на чувства отца, а не сына. Её роман с Сергеем Тургеневым продлился недолго — он вскоре ушёл из жизни, через два года не стало и княжны, а через 25 лет они стали героями повести третьего участника событий…

«Первая любовь», к/к «Остров», Innova-film, 1995, реж. Р. Балаян

Первая отечественная экранизация повести вышла в 1915 году, а потом о ней забыли на полвека — в следующий раз к «Первой любви» обратились только в 1968 году. Режиссёр Василий Ордынский сделал классическую экранизацию строго по тексту с участием Иннокентия Смоктуновского, Ирины Печерниковой, Станислава Любшина и Александра Кайдановского. Главную роль сыграл начинающий актёр Вадим Власов — его работу высоко оценили и коллеги, и критики и ждали актёрского взлёта, но он снялся ещё в трёх фильмах и исчез с экранов.
Вторая версия вышла в 1995 году — режиссёр Роман Балаян пригласил на главные роли Анну Михалкову, Олега Янковского и Андрея Ищенко.

«Муму»

Дата публикации — 1854 год

«Муму», к/с «Мосфильм», 1959, реж. А. Бобровский, Е. Тетерин
Самый грустный рассказ писателя был написан по реальным событиям, произошедшим в доме его матери. Варвара Петровна обладала большим состоянием, непривлекательной внешностью и жестоким нравом. У неё не было хороших отношений ни с молодым, красивым и женившимся по расчёту мужем, ни с сыновьями, ни с внебрачной дочерью, а с крепостными тем более не церемонилась — за глаза её называли «второй Салтычихой».
Прототипом Герасима был немой дворник Андрей — добрый и очень сильный деревенский мужик, который однажды приютил собачку. Варвара Петровна приказала от неё избавиться, и дворник не посмел ослушаться. В отличие от Герасима, он продолжил работать в доме барыни.

«Муму», к/с «Мосфильм», 1959, реж. А. Бобровский, Е. Тетерин
Рассказ был написан в 1852 году, но Тургенев находился под домашним арестом за напечатанный некролог на смерть Николя Гоголя, чьё имя было запрещено упоминать в прессе, и публиковаться ему не разрешили. Через два года арест был снят, «Муму» вышла в журнале «Современник» и опять вызвала недовольство цензуры — министру народного просвещение была написана жалоба на «неуместное к печати произведение», так как очерняло помещиков и призывало сострадать крепостным… Министерство признало рассказ «щекотливым», журнал получил предупреждение, и на этом дело и закончилось.

  • Интересно то, что в рассказе барыня не приказывала утопить собаку — это миф, который закрепился у читателей и сделал произведение ещё драматичней. Намек на то, что барыня недовольна лаем и от собаки нужно избавиться, дал дворецкий Гаврила, а способ уже выбрал сам Герасим.

«Муму», ВГТРК, 1998, реж. Ю. Грымов

«Муму» — тот случай, когда за рубежом произведение Тургенева экранизировали всего один раз в Чехословакии, зато наши режиссёры сделали это четыре раза. По рассказу было снято два мультфильма и два фильма. Первая экранизация вышла в 1959 году — роль Герасима в ней сыграл Афанасий Кочетков, вторая — в 1998 году. Она произвела гораздо больший эффект, так как в начинающий режиссёр Юрий Грымов представил другое видение произведения и сделал Герасима объектом страсти барыни, которая из ревности устраняет всех, кто ему дорог. Драма «Му-му» и исполнитель главной роли Александр Балуев получили несколько престижных кинопремий. Сыграть барыню режиссёр предлагал Людмиле Гурченко, но актриса не хотела даже слушать о такой героине, и роль получила Людмила Максакова.

«Дворянское гнездо»

Дата публикации — 1859 год

«Дворянское гнездо», к/с «Мосфильм», 1969, реж. А. Кончаловский
Тургенев говорил, что все несчастные влюблённые в его произведениях — это он, и в романе «Дворянское гнездо» он был аристократом Фёдором Лаврецким. Узнав, что у его жены Вари роман, Лаврецкий уехал в свою фамильную усадьбу и оборвал с ней все контакты. Вскоре из газет он узнал, что его жена умерла и объяснился в любви с юной серьёзной Лизой, но оказалось, что объявление было ошибкой. Узнав, что Варя не только жива, но и приехала к мужу, Лиза ушла в монастырь и больше никогда не встречалась с Лаврецким.

Роман был написан во время тяжёлых личных переживаний — писатель попытался разорвать связь с Полиной Виардо, страдал от ощущения одиночества и чувства, что его героям скоро не останется места в литературе — предыдущую повесть «Ася» разгромил Чернышевский, сказав, что «эти разочарованные дворяне заслуживают только снисходительной жалости, а их общественная и культурная роль исчерпана»… Кроме того, после авторского чтения «Дворянского гнезда» разразился скандал — Николай Гончаров обвинил Тургенева в плагиате. Он когда-то рассказал писателю о замысле романа «Обрыв», а теперь увидел в «Дворянском гнезде» несколько своих идей. Совет из литераторов и критиков оправдал Тургенева, но Гончаров ещё несколько лет припоминал ему детали.

«Дворянское гнездо», к/с «Мосфильм», 1969, реж. А. Кончаловский
Впервые «Дворянское гнездо» экранизировали в 1914 году и вернулись к нему только в конце 60-х — сначала в Югославии, а потом в СССР. Экранизация режиссёра Андрея Кончаловского 1969 года взорвала критику — половина ругала фильм и обвиняла в том, что «слишком красиво», а половина вместе со зрителями именно от этого была в восторге. Главные роли сыграли Леонид Кулагин, Беата Тышкевич и дебютантка Ирина Купченко, которая после роли Лизы буквально проснулась знаменитой актрисой и образцом для режиссёров, которые снимали костюмные фильмы.


«Отцы и дети»

Дата публикации — 1962 год

«Отцы и дети», к/с «Беларусьфильм», ТО «Телефильм», 1983, реж. В. Никифоров

Этот социальный роман был сенсацией! В обстановке «Великих реформ» Александра II, которые начались с отмены крепостного права, он сразу стал культовым произведением, а Евгений Базаров — кумиром молодёжи. В лексикон прочно вошло слово «нигилизм», а отрицание старых догм стало повсеместным явлением в среде интеллигенции.
В романе писатель свёл молодого доктора Базарова — умного, резкого, холодного, презирающего консерватизм предков, дворянское сибаритство и чувственные переживания, и аристократическую семью его друга Аркадия, который был очарован независимыми взглядами. Базарова повсюду сопровождают конфликты с поколением «стариков» и испорченные отношения, но он готов принести их в жертву своим идеям…

«Отцы и дети», к/с «Ленфильм», 1958, реж. А. Бергункер, Н. Рашевская

Современники утверждали, что прототипом Базарова стал критик, поэт и вольнодумец Николай Добролюбов — он был почти на 20 лет младше Тургенева, нападал с критикой на его произведения, высмеивал его героев и не собирался искать общий язык. Однако сам писатель уклончиво говорил, что прототипом стал некий молодой врач.
Масштабный роман стал самым обсуждаемым произведением автора, источником вдохновеия для писателей, классикой мировой литературы и предметом изучения литературоведов.

Режиссёры не могли обойти его вниманием — первая экранизация появилась ещё до революции, но международный всплеск интереса произошёл в 1950-х годах. В 1958 году вышел фильм «Отцы и дети» с Виктором Авдюшко, Эдуардом Марцевичем, Изольдой Извицкой, Аллой Ларионовой и Алексеем Консовским. Сценаристам и режиссёру пришлось уложить события романа в 103 минуты, в результате были оставлены только главные герои, а основой акцент делался на любовной линии.

«Отцы и дети», к/к «Рекун-Синема», 2008, реж. А. Смирнова

Более полная версия вышла в 1983 году. Четырёхсерийный фильм с тремя Владимирами — Конкиным, Самойловым и Богиным в главных ролях получила Государственную премию, завоевала любовь зрителей и считается классической экранизацией.
Третью версию в 2008 году представила режиссёр Авдотья Смирнова — к экранизации своего самого любимого произведения она готовилась семь лет. На роли Базарова и Кирсанова режиссёр пригласила актёров Александра Устюгова и Александра Ратникова, остальных главных героев сыграли Анатолий Васильев, Сергей Юрский, Наталья Рогожкина и Екатерина Вилкова. Четырёхсерийная версия была снята с точки зрения не социального романа, а семейной саги.