Величие творчества Фёдора Михайловича Достоевского проверено временем: уже вторую сотню лет его произведения не теряют актуальности и привлекают самых разных режиссёров. «Исследования человеческих душ», содержащиеся в прозе Достоевского, многогранны и готовы обретать новые жизни и новые воплощения в любых временах и обстоятельствах. Всего в истории кино насчитывается более 150 экранизаций рассказов, повестей и романов Достоевского. Накануне премьеры сериала «Преступление и наказание» на телеканале «Дом кино» вспоминаем лучшие отечественные киноверсии его произведений.
Одно из своих первых опубликованных произведений сам Достоевский охарактеризовал как «сантиментальный роман», имея в виду эмоциональный тон этой истории. Главный герой повести — безымянный мечтатель, а главные темы — любовь и одиночество, тонкость человеческих чувств и поиск себя. На момент первой публикации сочинения Фёдору Михайловичу было всего 27 лет, а его главный герой — практически ровесник автора: ему 26. Повесть Достоевский посвятил своему другу Алексею Плещееву, писателю и литературному критику. Считается, что именно с него списан безымянный мечтатель.
«Белые ночи», к/с «Мосфильм», 1959, реж. И. Пырьев
По мотивам этой повести было снято порядка тридцати фильмов. Однако в историю кино прочно вошло всего несколько из них. Пожалуй, самая знаковая из них — экранизация Ивана Пырьева, одна из его поздних, «зрелых» картин. Взявшись за неё, режиссёр задался целью полностью передать романтическое, возвышенное, мечтательное настроение повести, буквально создать «экранную иллюстрацию» произведения.
Поэтому художники фильма проделали огромную работу, создавая масштабные декорации, а также костюмы и бутафорию. Санкт-Петербург стал одним из главных героев фильма. Сложно поверить, что при этом «Белые ночи» практически полностью сняты в помещениях — павильонах, где улицы северной столицы «отстраивались» с нуля.
Сатирический рассказ Достоевского о наивном чиновнике Иване Ильиче Пралинском, убеждённом, что гуманизм подарит ему всеобщую любовь и одобрение, и даже позволит заставить людей поверить в государственную реформу, не относится к числу известных произведений автора. Можно сказать, что это непривычный Достоевский: степень гротеска и пародийности в «Анекдоте» сближает его с Салтыковым-Щедриным и Гоголем.
«Скверный анекдот», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Алов и В. Наумов
Незамеченной в своё время осталась и экранизация рассказа. Режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов сняли «Скверный анекдот» в 1966 году, и фильм сразу же лёг «на полку». Киноведы полагают, что «отмена» именно этой ленты положила начало массовым запретам — той самой «полке» брежневского периода. Зритель увидел эту остроумную картину, снятую в духе телеспектакля, только в 1987 году. Посмотреть её стоит хотя бы ради актёрской игры Евгения Евстигнеева, исполнившего в ней главную роль недалёкого статского советника.
За участие в тайном обществе петрашевцев и публичное чтение запрещённого письма Виссариона Белинского к Николаю Гоголю в 1849 году Фёдор Достоевский был заключён в Петропавловскую крепость. Писателя приговорили к расстрелу, но вскоре заменили приговор: в 1850 году Достоевский отправился на каторгу в Омск. Там он провёл четыре года. Во время отбывания наказания писатель и задумал «Преступление и наказание».
«Всё сердце моё с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения», — писал Достоевский брату Михаилу в 1859 году. Путь от замысла до реализации оказался долгим: «Преступление и наказание» было начато в 1865 году и опубликовано в журнале «Русский вестник» в 1866-м. Именно этот роман принёс Достоевскому успех и всемирную славу.
«Преступление и наказание», к/с им. М. Горького, 1969, реж. Л. Кулиджанов
За 115 лет история Родиона Раскольникова обрела более шестидесяти экранизаций. За экранное воплощение «Преступления и наказания» брались режиссёры из самых разных стран: Германия, Франция, Италия, Швеция, Индия, Мексика, Югославия, Польша, Египет… Первая экранизация «Преступления и наказания» вышла в свет в 1909 году, а премьеру нового сериала, главную роль в котором исполнил Иван Янковский, зрители в России ожидают уже в конце октября 2024-го.
«Эталонной» отечественной экранизацией «Преступления и наказания» считается одноимённый фильм Льва Кулиджанова, вышедший на экраны в 1969 году. Раскольникова в нём сыграл Георгий Тараторкин, Порфирия Петровича — Иннокентий Смоктуновский, и сложно сказать, чья игра впечатляет больше.
«Преступление и наказание», к/с АСДС, 2007, реж. Д. Светозаров
Интересна и более современная интерпретация романа — сериал Дмитрия Светозарова, вышедший в 2007 году. Здесь Родиона играет Владимир Кошевой, а Порфирия — Андрей Панин, и этот дуэт также, безусловно, достоин внимания. Посмотреть сериал «Преступление и наказание» можно на канале «Дом кино» в воскресенье, 29 сентября.
Роман «Идиот» Фёдор Достоевский написал в 1867—1869 годах за границей — в Германии, Швейцарии и Италии. Уехать в Европу пришлось из-за давления кредиторов, преследовавших его в Петербурге, и участившихся приступов эпилепсии, которой он страдал ещё со времён каторги. «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из неё сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека», — писал Достоевский поэту Аполлону Майкову.
Финансовые трудности, которые усугубляло пристрастие Фёдора Михайловича к азартным играм, заставляло писать роман в напряжённом ритме. В письмах автор упоминал, что работал над книгой «и день, и ночь». Удивительно слышать это сейчас, но современники оценили этот роман Достоевского не слишком высоко. Однако он оказал значительное влияние на философскую мысль начала XX века и был «реабилитирован» европейскими писателями-модернистами.
«Идиот», к/с «Мосфильм», 1958, реж. И. Пырьев
Экранизация «Идиота» знаменует начало «периода Достоевского» в творчестве Ивана Пырьева. А роль князя Мышкина открыла для Юрия Яковлева, своевременно замеченного Пырьевым, путь в большое кино — до этого он в основном играл в театре. Актёр так вжился в этот образ, что стал сам замечать в себе странности: он, например, мог начать бормотать под нос реплики Мышкина, идя по улице. Прохожие пугались и отходили подальше.
Зато роль была сыграна идеально; Пырьев даже хвастался: «Знаете, что говорят про моего Мышкина? Что я отыскал его в доме для умалишённых! Что он настоящий сумасшедший, потому так и играет!». Фильм 1958 года по сей день считается хрестоматийной киноверсией «Идиота».
Не менее любопытны и трактовки романа, созданные в нулевых. Так, в «Даун Хаусе» Романа Качанова события и характеры из оригинальной истории перекочевали в современность. Хулиганский фильм разобрали на цитаты, а роль Мышкина стала, пожалуй, самой оригинальной и запоминающейся в фильмографии Фёдора Бондарчука.
«Даун Хаус», к/к Film Studio.ru, 2001, реж. Р. Качанов
Сериал 2003 года, снятый Владимиром Бортко, напротив, выдержан в духе классики. И очень любим зрителями; не в последнюю очередь — за блистательный актёрский ансамбль: в многосерийном фильме снялись Владимир Машков, Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Владимир Ильин, Михаил Боярский и многие другие. И, разумеется, отдельного упоминания заслуживает игра Евгения Миронова, сыгравшего в этой экранизации князя Мышкина.
«Идиот», к/c «2-Б-2 Интертеймент», 2003, реж. В. Бортко
Роман, задуманный как антинигилистический памфлет и посвящённый феномену нарастающего политического радикализма, впервые экранизировал в 1915 году Яков Протазанов: короткометражка получила название «Одержимый». С тех пор было снято порядка пятнадцати экранизаций «Бесов» — за этот непростой материал брались, в частности, Жан-Люк Годар и Анджей Вайда. Но одной из самых тщательно проработанных и ярких версий является современное прочтение — сериал Владимира Хотиненко, вышедший в 2014-м.
В год премьеры режиссёр неоднократно называл роман «Бесы» самым актуальным произведением современности. Интерпретация Хотиненко направлена, в первую очередь, на исследование человеческих отношений. При этом сюжет романа претерпел небольшие изменения: например, в истории появился новый персонаж — следователь Горемыкин, которого сыграл Сергей Маковецкий.
«Бесы», к/с «Нон-стоп Продакшн», 2014, реж. В. Хотиненко
А персонаж Николая Ставрогина, исполненный Максимом Матвеевым, в экранизации увлёкся коллекционированием бабочек. По словам режиссёра, этот визуальный мотив помог лучше раскрыть характер героя. «Бесы» Хотиненко — в целом удачный пример работы опытного режиссёра с молодыми актёрами: помимо Матвеева в сериале блеснули Антон Шагин, Евгений Ткачук и Алексей Кирсанов, а также Мария Шалаева, создавшая странный, жутковатый образ «хромоножки» Марьи Лебядкиной.
Замысел «Братьев Карамазовых» Достоевский вынашивал ещё в 1860-х. Согласно изначальной задумке это должна была быть история падения и воскресения человеческой души в контексте событий мировой истории, роман о вечных проблемах добра и зла, веры и безверия. Фёдор Михайлович писал «Карамазовых» с 1878 по 1880 год как первую часть эпического романа «Житие великого грешника». Однако продолжить эпопею писателю было не суждено: он умер через два месяца после публикации романа в 1880 году.
Экранизация последнего романа Достоевского стала и последней работой Ивана Пырьева. Режиссёр скончался ещё до завершения съёмок, и заканчивать экранизацию «Братьев Карамазовых» взялись исполнители главных ролей — Кирилл Лавров, сыгравший Ивана, и Михаил Ульянов, исполнивший роль Дмитрия. В роли младшего брата, Алёши Карамазова, снимался Андрей Мягков. До конца жизни артист считал эту роль своей лучшей работой в кино. Сравнивая литературную основу и получившуюся трёхсерийную экранизацию, критики отмечали, что в фильме «повезло» только Дмитрию Карамазову, ведь именно его драма попала в центр внимания постановщика. Однако в целом картину называли удачной и даже приписывали ей «исповеднический характер».
«Братья Карамазовы», к/с «Мосфильм», 1968, реж. И. Пырьев
Спустя сорок лет на экраны вышла многосерийная версия «Братьев Карамазовых». Режиссёр Юрий Мороз задался целью создать в ней детальные образы персонажей и подробно остановиться на сложностях их взаимоотношений. Для него, как он отмечал в интервью, было принципиально важно сохранить все сюжетные линии из первоисточника. Большой бюджет проекта позволил и «развернуть» историю на 12 серий, и выбрать для съёмок самые разные локации, в том числе Суздаль, Минск, Ленинские Горки, Россошь и Кириллов. Братьев в этой киноверсии сыграли Анатолий Белый, Сергей Горобченко и Александр Голубев, а в роли Смердякова блеснул Павел Деревянко.
«Братья Карамазовы», к/с «Колибри», 2009, реж. Ю. Мороз