Вечная классика: лучшие экранизации произведений Александра Пушкина

18 сентября

Кто подсказал писателю сюжет «Пиковой дамы», почему в роли дона Гуана режиссёр хотел снимать именно Высоцкого и за что критиковали экранизацию «Дубровского».

Историческое утверждение Аполлона Григорьева о том, что «Пушкин — наше все» и поныне остается актуальным. Произведения Александра Сергеевича Пушкина экранизируют с 1907 года, когда по мотивам трагедии «Борис Годунов» впервые был снят немой короткометражный фильм «Сцены из боярской жизни». До сих пор к его творчеству обращаются режиссёры всего мира, на сегодняшний день существуют сотни фильмов по повестям, романам и сказкам писателя, а самым любимым произведением режиссёров стала мистическая повесть «Пиковая дама».

«Пиковая дама» (1960 и 1982)

«Пиковая дама», к/с «Ленфильм», 1960, реж. Р. Тихомиров

Инженер Германн, которого обманула мистическая графиня и он сошёл с ума после карточного проигрыша, десятки раз появлялся на экранах и на театральной и оперной сценах по всему миру. Только у нас «Пиковую даму» экранизировали пять раз, начиная с 1910 года, а всего существует более 20 киноверсий повести, не считая фильмов «по мотивам». Самые известные Германны нашего кино — Виктор Проскурин в драме Игоря Масленникова и Олег Стриженов в экранизации оперы Петра Чайковского.

«Пиковая дама», к/с «Ленфильм», 1982, реж. И. Масленников

Сюжет одного из самых известных произведений Пушкину подсказал князь Голицын. Его бабка однажды отыгралась с помощью комбинации карт, подсказанной ей оккультистом Сен-Жерменом, и передала секрет внуку. Правда, князя бабка не подвела — он отыграл всё проигранное… Повесть была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 год и имела огромный успех! Как писал в дневниках сам Пушкин: «Моя „Пиковая дама“ в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку, туза».

«Борис Годунов» (1986 и 2011)

«Борис Годунов», к/с «Мосфильм», ТО «Barrandov Studios», «Zespoły filmowe», 1986, реж. С. Бондарчук

Одна из самых масштабных экранизаций произведений Александра Сергеевича Пушкина и последний фильм Сергея Бондарчука, который вышел при жизни режиссёра. Фильм о фактическом преемнике Ивана Грозного снимался совместно с киностудиями Польши, Чехословакии и Западной Германии. Главную роль в эпической костюмной ленте о временах царствования Бориса Годунова, его сына Фёдора и приходе к власти Лжедмитрия I и начале «смутного времени» сыграл сам Сергей Бондарчук. В фильме снялаясь вся семья режиссёра — Фёдор Бондарчук стал царевичем Фёдором Годуновым, Алёна Бондарчук сыграла царевну Ксению Годунову, а Ирина Скобцева появилась в эпизодической роли хозяйки корчмы.

«Борис Годунов», к/с «Мосфильм», ТО «Barrandov Studios», «Zespoły filmowe», 1986, реж. С. Бондарчук

В 2011 году режиссёр Владимир Мирзоев снял свою меланхолически-философскую версию «Бориса Годунова», переселив говорящих пушкинскими стихами героев из XVI века в наши дни. Главную роль в современной экранизации сыграл Максим Суханов, в ролях прочих исторических персонажей, носящих современные костюмы, слушающих модную музыку и общающихся по мобильным телефонам о политических заговорах, преступлениях при дворе и судьбах государства, — Агния Дитковские, Андрей Мерзликин, Кирилл Кяро, Михаил Козаков и другие.

«Борис Годунов», к/к «Парсуна», 2011, реж. В. Мирзоев

«Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве» была написана Александром Пушкиным во время его ссылки в село Михайловское. Вокруг исторического произведения закрутились настоящие интриги — поэт отправил трагедию в Москву на рецензию царю Николаю I, но она была возвращена с пометкой «переделать в историческую повесть или роман наподобие Вальтера Скотта», но Пушкин отказался от переделок, и произведение было запрещено. И только потом стало известно, что Николай I сам произведение не читал, а поручил «верному человеку» прочитать и сделать выводы. «Верный человек», издатель Фаддей Булгарин, раскритиковал произведение, а сам на этом материале написал роман «Димитрий Самозванец», который впоследствии активно продвигали литературные агенты. «Борис Годунов» увидел свет только через 33 года после смерти Пушкина.


«Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1989) и «Дубровский» (2014)

«Благородный разбойник Владимир Дубровский», к/с «Беларусьфильм», 1988, реж. В. Никифоров

Приключенческая мелодрама по повести Александра Пушкина «Дубровский» о молодом барине, вставшем на путь разбоя и влюбленном в дочь врага семьи, была снята в двух версиях — в виде фильма и в формате мини-сериала. Главные роли сыграли Михаил Ефремов и Марина Зудина. Мнения зрителей разделились, так как режиссёр отошёл от оригинального текста и показал жизнь крепостных более жёстко, чем описывалось в романе, а начинающий актёр Ефремов многим показался слишком обычным для роли разбойника с глубокой душевной раной.
Вторая экранизация «Дубровского» была так же снята в кино- и телеверсии. События перенесены в наши дни, Дубровский — модный столичный юрист, Маша — выпускница английского колледжа. В основном сюжете со времен Пушкина мало что изменилось, и противостояние отцов по-прежнему кардинальным образом меняет биографии детей…

«Дубровский», к/к «Твинди», 2014, реж. А. Вартанов, К. Михановский

Идею разбойничьего романа Пушкину подсказал один из приятелей, рассказавший историю о небогатом белорусском дворянине Павле Островском, которого богатый сосед вытеснил из родового именья. Разоренный Островский сколотил банду из своих же крестьян и начал грабить местных богатеев, а когда его поймали — сбежал из тюрьмы и пропал. По версии ныне живущих родственников, он вернулся в свою деревню Рованичи и затаился, а со временем его перестали искать. Роман «Дубровский» считается незаконченным произведением, и существуют черновики Пушкина с двумя вариантами концовки. В одном Дубровский распустил банду и уехал за границу, по другой — тайно вернулся под чужим именем, чтобы повидаться с Марией, и был арестован по доносу бывшего подельника.

«Барышня-крестьянка» (1995)

«Барышня-крестьянка, к/с «Мосфильм», к/с «Ритм», 1995, реж. А. Сахаров

Лирическая комедия по мотивам сразу двух произведений — «Барышня-крестьянка» и «Роман в письмах» — зажгла звезду актрисы Елены Кориковой. Она сыграла состоятельную барышню Лизу Муромскую, которая была вынуждена переодеться в крестьянку, чтобы познакомиться с сыном помещика Берестова — их отцы много лет враждовали, и он не захотел бы даже смотреть на Лизу… Эта роль принесла студентке последнего курса ВГИКа приз фестиваля «Киношок», награду фестиваля «Литература и кино» и внимание режиссёров и зрителей.

«Барышня-крестьянка, к/с «Мосфильм», к/с «Ритм», 1995, реж. А. Сахаров

«Барышня-крестьянка» входила в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — сборник из пяти повестей без указания имени настоящего автора. Пушкин придумал Белкину целую биографию — якобы это был молодой помещик, занимающийся на досуге романтичным сочинительством, но скоропостижно скончавшийся и оставивший свои записи. Целью пушкинской шутки было увидеть непредвзятое мнение читателей.

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976)

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта

Одна из самых неожиданных ролей Владимира Высоцкого — «сын чернокожего царя», подаренный любящему всякие редкости и экзотику Петру I. Царь крестил арапа Ибрагимом Петровичем, дал ему образование и в результате Ибрагим Ганнибал стал генералом русской армии и прадедом самого Александра Пушкина. В фильме показана мелодраматическая линия из его жизни, частично дописанная сценаристами. Ибрагим Петрович влюбился в дочь боярина, которая боялась чернокожего человека и не хотела за него замуж, несмотря на то, что в крестных у него был сам царь…

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», к/с «Мосфильм», 1976, реж. А. Митта

Неоконченный роман «Арап Петра Великого» Пушкин посвятил своему прадеду Ибрагиму Ганнибалу, чью историю он тщательно собирал по разным источникам. При жизни поэта были опубликованы только два отрывка, которые издатели объединили под названием «Арап Петра Великого», поскольку сам Пушкин еще не дал названия своему произведению. После смерти поэта осталось две редакции романа и обе недописанные до конца — начало последней главы было на отдельном листке бумаге.

«Маленькие трагедии» (1979)

«Маленькие трагедии», к/с «Мосфильм», 1979, реж. М. Швейцер

Трехсерийный фильм Михаила Швейцера по циклу коротких драматических пьес Александра Пушкина стал последним в фильмографии Владимира Высоцкого — он сыграл дона Гуана в экранизации «Каменного гостя». Режиссёр говорил, что взял именно Высоцкого, а не какого-нибудь рокового красавца, потому что в нём чувствовалось то, что в герое — он был «бездны мрачной на краю».
Всего в фильм вошло четыре пьесы и одна неоконченная повесть «Египетские ночи». «Маленькие трагедии» были сняты к 180-летнему юбилею поэта и 150-летию «Болдинской осени» и собрали роскошный актерский состав — помимо Владимира Высоцкого в фильме снялись Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Валерий Золотухин, Леонид Куравлёв и другие звезды экрана и театральных сцен.

«Маленькие трагедии», к/с «Мосфильм», 1979, реж. М. Швейцер

Осенью 1830 года в России случилась эпидемия холеры и крупные города закрыли на карантин. Пушкина эта новость застала в имении Большое Болдино, где он и оказался изолирован от городской жизни на три месяца — в Москву и Петербург никого не пускали. Этот период считается самым плодотворным в его творчестве, за это время он закончил «Евгения Онегина» и «Повести Белкина», написал «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне» и около 30 стихотворений.