Кому больше всего не понравился фильм, чьим голосом пела мадам Грицацуева и как появился «гимн авантюриста».
Режиссёр Марк Захаров стал третьим отечественным режиссёром, который взялся за экранизацию знаменитого романа Ильфа и Петрова. Первым был режиссёр Александр Белинский, который в 1966 году снял телеспектакль «Двенадцать стульев» с Игорем Горбачёвым в главной роли. Особой популярности он не получил, а после фильма Леонида Гайдая с Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филлиповым был и вовсе забыт… Марк Захаров очень любил это произведение, но видел экранизацию совсем по-другому — в его представлении в «Двенадцати стульях» должно было быть больше лёгкости, лоска и музыки.
«12 стульев», ТО «Экран», 1977, реж. М. Захаров
На главные роли Захаров сразу утвердил Андрея Миронова и Анатолия Папанова — они все вместе работали в Театре сатиры, дружили, хорошо знали таланты и возможности друг друга. И Миронов, и Папанов проходили пробы у Гайдая, но тот обоих забраковал, хотя до этого снимал в «Бриллиантовой руке». Захаров же считал, что это вообще не те актёры, которых надо «пробовать». Дополнительным плюсом было то, что они подходили по возрасту к своим героям — 52-летнего Кису играл 53-летний Папанов, а 34-летний Миронов стал 27-летним Остапом. У Гайдая «Кисе» было 59 лет, а «Остапу» — 45…
У Захарова вообще было немного проб, так как к нему из гайдаевского фильма перешли целых 10 актёров: Савелий Крамаров, Георгий Вицин, Эдуард Бредун, Юрий Медведев, Павел Винник, Григорий Шпигель, Анатолий Калабухин, Анатолий Обухов, Вячеслав Войнаровский и Владимир Ферапонтов.
«12 стульев», ТО «Экран», 1977, реж. М. Захаров
На роль мадам Грицацуевой также без проб была утверждена Лидия Федосеева-Шукшина, которой эта работа далась непросто. Она тяжело переживала потерю мужа — режиссёр Василий Шукшин умер незадолго до начала съёмок, а уже во время съёмочного процесса ушёл из жизни отец актрисы. На сцену свадьбы Бендера и мадам Грицацуевой она приехала прямо с похорон и в перерывах уходила плакать. По задумке она должна была спеть, но Федосеева-Шукшина сказала режиссёру, что улыбаться в кадре она ещё может, а вот исполнить весёлую песню «Шимми» у неё уже не получится, и за кадром прозвучал голос певицы Валентины Игнатьевой.
«12 стульев», ТО «Экран», 1977, реж. М. Захаров
Благодаря работе в «Двенадцати стульях» зрители и режиссёры узнали о начинающей актрисе Любови Полищук. И даже для самого Марка Захарова она стала открытием — он просто искал эффектную пластичную девушку для эпизода, и ему показали новую артистку Московского мюзик-холла. В фильме у неё была роль без имени и даже без слов, она всего лишь станцевала страстное танго с Андреем Мироновым, но этого было достаточно… Это было второе появление Полищук на экране, и оно произвело фурор! Режиссёры начали предлагать эффектной актрисе серьёзные работы, но оказалось, что в Госкино после съёмок в «Двенадцати стульях» её занесли в список тех, кому запрещалось давать главные роли — яркий типаж актрисы сочли «несоветским».
«12 стульев», ТО «Экран», 1977, реж. М. Захаров
На съёмках Полищук получила травму, которая, по одной из версий, спустя много лет привела к серьёзным последствиям. В одном эпизоде Андрей Миронов ронял партнёршу по танго — у этой сцены было очень много дублей и на одном из них актриса упала мимо матов и сильно ударилась позвоночником. На этом проблемы с танцем не закончились — буквально в следующем эпизоде Бендер с размаху открывал головой партнёрши дверь, а потом ей же вышибал витрину. В витрине стояло специальное стекло — оно не разбивалось и было слабо закреплено, но первый раз актёры не рассчитали и вылетели вместе с ним прямо в камеру, а потом монтажники переусердствовали так, что актриса стукнулась в него головой, а оно осталось на месте. В следующем дубле актёры выбивали стекло ногами…
«12 стульев», ТО «Экран», 1977, реж. М. Захаров
Весь фильм Марка Захарова снимался в павильонах, и киногруппу заваливали жалобами. Дело в том, что для того, чтобы снять уездный Старгород, в павильоне поселили пару десятков кур, уток и гусей и даже включённая на полную мощь вентиляция не спасала от запаха птицефермы, а помимо них на площадке присутствовали лошади и собаки. К тому же привезли пару машин обычной пыльной земли, которую регулярно поливали водой и утаптывали. Грязь стояла неимоверная, зато в кадре «улицы» выглядели как настоящие.
«12 стульев», ТО «Экран», 1977, реж. М. Захаров
По задумке режиссёра в сцене собрания «Союза меча и орала» должен был участвовать говорящий попугай. Дрессировщик обещал, что его птица очень умная и очень разговорчивая, но попугай только смотрел на него и упрямо молчал. Никакие команды и уговоры на него не действовали, Захаров махнул рукой и решил снимать как есть, а потом наложить звук на монтаже. Он скомандовал «Камера! Мотор!», а попугай вдруг звонко расхохотался… От неожиданности начала смеяться вся съёмочная группа, но больше ни звука от птицы добиться не удалось.
«12 стульев», ТО «Экран», 1977, реж. М. Захаров
Неотъемлемой частью сюжета были песни — основным исполнителем был Андрей Миронов, остальные пели Анатолий Папанов, игравший в эпизоде Николай Караченцов и профессиональные певицы. Для Андрея Миронова режиссёр попросил композитору Геннадию Гладкову и поэту Юлию Киму написать что-нибудь про Рио-де-Жанейро, о пароходе, романтическое и два танго. Страстное предполагалось для танца, а печальное танго должно было звучать в финале, когда Ипполит Матвеевич расправлялся с напарником, но Захарову не понравился текст и он отказался от идеи. Ставшая очень популярной композиция «Белеет мой парус…» вообще не планировалась — Юлий Ким просто написал слова, а Гладков сделал из них фокстрот. Захаров эксперимент одобрил и поставил песню в качестве гимна авантюриста на свадьбе.
Миронов не был профессиональным певцом, и когда увидел «парус», то спросил у Гладкова: «Это у вас какая нота? Фа? Извините, голубчик, у меня такой нет!» — и попросил изменить тональность. Композитор знал, что у Миронова не идеальный слух, пообещал исправить, и актёр даже не догадался, что никаких изменений не было и он попал в нужную ноту…
«12 стульев», ТО «Экран», 1977, реж. М. Захаров
У новой экранизации тут же появились свои поклонники, а вот режиссёр остался работой недоволен: «Фанерные декорации, уйма закадрового текста — в общем, не бог весть что…» Но самым ярым противником новой экранизации оказались Леонид Гайдай и Арчил Гомиашвили! На этой почве они даже помирились — актёр очень обиделся на Гайдая за переозвучивание героя без предупреждения, и с момента премьеры они не разговаривали. Перед показом новой экранизации режиссёр позвонил Гомиашвили и сказал: «Хотите увидеть уголовное преступление? Тогда включайте телевизор. Сейчас начнутся „12 стульев“, снятые Марком Захаровым…» Они так возмущались, что забыли о своём конфликте. А у зрителей появилось два отличных фильма, снятых и сыгранных настоящими мастерами, и споры о том, какой Остап лучше, не утихают до сих пор!