Азартные игры в советском кино

17 января

Самые азартные карточные поединки в кино, почему нельзя было снимать фильмы о бильярде и каких героев режиссёры отправляли на ипподром.

Несмотря на запрет азартных игр в СССР, в советских фильмах они показывались регулярно — иногда были основой сюжета, иногда просто давали возможность рассказать о героях чуть больше и придать событиям дополнительные эмоции. Игры никогда не одобрялись властями, но не прекращались ни на день, находили отражение в литературе и на экране и давали большое сюжетное разнообразие. Азарт, риск, зависимость, расчётливость, жажда наживы, благородство и трагичная расплата по счетам — всё это было способом показать и человеческую натуру, и увлечения разных кругов.

«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», к/с «Мосфильм», 1992, реж. Л. Гайдай

Многие классики русской литературы были заядлыми игроками, поэтому со знанием дела усаживали своих героев за рулетку или карточный стол, но сразу после революции широко развитый в царской России игорный бизнес ушёл в подполье. Все игорные дома были закрыты, и единственным местом, где можно было официально утолить азарт, остался ипподром — ставки на тотализаторе считались вкладом в развитие конного спорта. Всё остальное перешло в статус нелегального, но люди продолжали играть — при желании ставки делались даже на домашних шахматных партях. Свои азартные игры были и у детей, правда на кон чаще всего ставились фантики, пробки или камешки, но в некоторых случаях играли и на монеты.

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», к/с «Ленфильм», 1979 - 1986, реж. И. Масленников

Основой всегда были карты — в них играли все и всегда, потом шёл бильярд — более изящное и до определённого момента чисто мужское увлечение. После революции бильярд стал считаться видом спорта, но в 50-х ему вернули статус буржуазной азартной игры, запретили официальные соревнования и взяли бильярдные на особый контроль. В частном порядке игра под запрет не попала, поэтому за столами нелегально проигрывались очень большие суммы… Существовала система подпольных казино-катранов со входом строго «для своих», на кухнях и во дворах делали ставки при игре в карты, домино, шашки и лото, дети играли в пристенок, ловили своих клиентов аферисты-напёрсточники, а в 1989 году открылось первое казино. И всегда вокруг любых игр на деньги крутились тёмные личности — от профессиональных подставных игроков до откровенного криминала. Именно такие персонажи чаще всего фигурировали в кино — азартными играми в советских фильмах почти всегда увлекались неблагонадёжные члены общества, за исключением героев царской эпохи.

Карты

«Пиковая дама», к/с «Ленфильм», 1982, реж. И. Масленников

Самый известный картёжник в литературе и кино — инженер Германн из пушкинской «Пиковой дамы». Карточный поединок с миллионером Чекалинским стал последним в жизни охваченного азартом и жаждой наживы молодого человека, которого подвела мистическая выигрышная комбинация… Герой повести десятки раз появлялся на экранах и сценах всего мира. Только у нас «Пиковую даму» экранизировали пять раз, не считая фильмов по мотивам, а самые знаменитые Германны советского кино — Виктор Проскурин и Олег Стриженов.

«Катала», к/с «Мосфильм», 1989, реж. С. Бодров

В 1989 году вышла «карточная» драма «Катала», где сыграл дебютную роль актёр Валерий Гаркалин. Его профессиональный шулер Грек ради любимой женщины ввязался в такую игру, из которой ему надо выйти не просто победителем, но и живым… Для роли актёр прошел «курс обучения» у профессиональных шулеров, но, по признанию Гаркалина, половины трюков он даже не понял. После премьеры к актёру постоянно подходили люди криминального вида и предлагали хорошую игру.

«Китайский сервиз», к/с «Мосфильм», к/с «Жанр», 1999, реж. В. Москаленко

Ещё одна большая карточная игра развернулась на борту комфортабельного парохода в авантюрной комедии «Китайский сервизъ» — против купца в покер играют граф, нефтяной магнат и скотопромышленник. Ставки огромны, но за столом есть шулер — его надо вычислить сыщику, который тоже находится среди игроков. Режиссёр и сценарист фильма Виталий Москаленко говорил, что хочет снять весёлую сказку о людях, которые «элегантны в обмане и дьявольски артистичны». Все красивые манипуляции с картами на крупных планах выполнял изобретатель карточных фокусов Владислав Колмыков.

«Бег», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Алов, В. Наумов

Одна из самых ярких карточных игр произошла между Григорием Чарнотой и Парамоном Корзухиным в драме «Бег», снятой по булгаковским произведениям. Игравшие их Михаил Ульянов и Евгений Евстигнеев сделали этот трагикомичный эпизод настолько запоминающимся, что до сих пор можно услышать фразу: «А ты азартен, Парамоша!» В том же фильме была показана ещё одна, более редкая, азартная игра — тараканьи бега.
В карты на деньги играли в фильмах: «Интервенция», «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», «Свадьба Кречинского», «Последняя жертва» и многих других.

Бильярд

«Возвращение Максима», к/с «Ленфильм», 1937, реж. Г. Козинцев, Л. Трауберг

Впервые на советском экране яркую бильярдную партию на деньги показали в фильме «Возвращение Максима» 1937 года — большевик Максим в исполнении Бориса Чиркова выдал себя за «бильярдиста, пьяницу и бабника» и составил достойную конкуренцию лучшему игроку Дымбе, которого блистательно сыграл Михаил Жаров. Герои советских фильмов часто вставали к бильярдному столу, но на протяжении многих лет игру было запрещено популяризировать, поэтому за исключением малоизвестной притчи «История одной бильярдной команды», за кий брались только в эпизодах. И иногда они становились ключевыми, как в детективе «Место встречи изменить нельзя».

«Место встречи изменить нельзя», Одесская к/с, 1979, реж. С. Говорухин
Бильярдную партию разыграли Глеб Жеглов и вор Копчёный, но при этом ни Владимир Высоцкий, ни Леонид Куравлёв играть не умели, поэтому пришлось звать профессионала. Им стал мастер спорта СССР и один из лучших бильярдистов Одессы Владимир Иванов. Актёры красиво зависали с киями над столом, а потом он загонял их шары в лузу на крупных планах.

Бильярд был любимой игрой офицеров царской России, и хорошие игроки пользовались в этой среде особым уважением — ведь это характеризовало людей как расчётливых, хладнокровных и умных. Это часто обыгрывалось в фильмах, например, в «Новых приключениях неуловимых» за столом встретились штабс-капитан Овечкин и рассекреченный красноармеец Валерка, который остался в живых благодаря точному удару по шару со взрывчаткой.
За бильярдом часто решались насущные дела — в героико-приключенческом фильме «Сотрудник ЧК» белые офицеры обсуждали политику, в «Трактире на Пятницкой» бандиты вычисляли информатора, а в трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово» полковник Покровский давал секретные распоряжения корнету Плетнёву. Играли гусары, кстати, по 3 рубля за кон, что для молодых корнетов было весьма чувствительно.

«Классик», к/с «КиноМост», 1998, реж. Г. Шенгелия

Единственный отечественный фильм о бильярде был снят уже в постсоветское время — криминальная драма «Классик» вышла в 1998 году. События закручивались вокруг денег, присвоенных бывшим игроком, а теперь криминальным авторитетом Савицким. Президент Федерации русского бильярда подстраивает знакомство Савицкого с виртуозом по кличке Классик, который предлагает ему игру на максимальную ставку.
Главные роли исполнили Алексей Гуськов, Сергей Никоненко и Юозас Будрайтис, из которых в бильярд умел играть только Никоненко, причём настолько хорошо, что ему даже не понадобился дублёр — актёру только показали несколько трюков. Будрайтис и Гуськов перед съёмками учились правильно вставать у стола и закатывать простые шары, а играли за них профессиональные игроки. «Легендарный удар Лемана», с помощью которого Классик выиграл партию, был придуман для съёмок и назван в честь Анатолия Лемана — профессионального игрока и автора книги «Теория бильярдной игры».

Скачки

«Фаворит», к/c «Молдова-фильм», 1976, реж. В. Брескану

После того, как ставки на лошадиные бега стали единственной легальной азартной игрой, на ипподромах закипела финансовая жизнь. Зрелищный вид спорта и до этого привлекал азартных игроков, но начиная с середины 1920-х его популярность просто взлетела. Несмотря на то, что с тотализатора участники платили очень высокий налог, ставки на лошадей делали и студенты, и рабочие, и политическая и творческая элита. Скачки стали настоящей «адреналиновой иглой» — здесь у каждого был шанс поставить 10 рублей, а выиграть 100, но не каждому он выпадал, и ипподром видел много настоящих драм… Была здесь и своя мафия, которая занималась махинациями со ставками, организацией подпольного тотализатора и договорных забегов и даже устранением лошадей и жокеев.


Несмотря на огромную популярность, фильмов про скачки у нас было снято не так много. Самыми знаменитыми стали детективы «Фаворит» и «Ипподром». Первый был снят по одноименному роману английского писателя Дика Френсиса, второй — по повести Николая Леонова «Явка с повинной», и оба были посвящены расследованию гибели жокеев.
Ипподром чаще появлялся в эпизодах — советские режиссёры отправляли туда бандитов, шпионов и авантюристов. Ставки на скачках делали Афанасий из «Семи нянек», Крымов из «Ассы», агент западной разведки Зароков из «Ошибки резидента» и даже маленький Тим Талер из сказки «Проданный смех», продавший свой смех за способность всегда выигрывать.


Рулетка

«Мимино», к/с «Мосфильм», 1977, реж. Г. Данелия

Рулетка — непременный атрибут казино, которых в СССР не было даже в кино. Увидеть игру в рулетку можно было только в иностранных фильмах, как, например, это случилось с героями фильма «Мимино», когда Валико привёз односельчанам плёнку с индийской мелодрамой «Разбитое сердце». На самом деле это была короткая сценка в индийской стилистике, снятая вторым режиссёром фильма Юрием Кушнерёвым, но выглядело убедительно…

«Игрок», к/с «Ленфильм», 1972, реж. А. Баталов

Единственным советским фильмом о рулетке стала экранизация романа Достоевского «Игрок» с Николаем Бурляевым в главной роли. Его герой — учитель Алексей — три года провел в европейских казино, чтобы сорвать куш и заслужить внимание Полины, чья бабушка проиграла в рулетку состояние. Как это часто бывает — игра стала болезнью, а выигрыш не принес счастья. Кстати, сам Достоевский был отчаянным игроком и с трудом утихомирил эту страсть после череды проигрышей.

«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», к/с «Мосфильм», 1992, реж. Л. Гайдай

Первый раз в отечественном фильме казино с рулеткой и не только было показано в комедии Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», но это был уже 1992 год. Съёмки проходили в американском казино тогда ещё бизнесмена Дональда Трампа, где режиссёр попал в плен к «одноруким бандитам» — Гайдай был очень азартным человеком, за игрой порой забывал о начале съёмок, а потом высмеял себя в эпизодической роли спятившего игромана.


Прочие игры

«Воры в законе», к/с им. М. Горького, 1988, реж. Ю. Кара
В том же гайдаевском фильме были показаны напёрсточники — они массово появились в 80-х и ловили азартных граждан на мнимую легкость выигрыша. На самом деле напёрсточники были в своём роде фокусниками, поэтому угадать, где шарик, можно было только подставному игроку. Не случайно в фильме «Воры в законе» напёрсточника сыграл Амаяк Акопян, а схему с подставным победителем можно было увидеть в комедии «Трест, который лопнул».

«Уроки французского», к/с «Мосфильм», 1978, реж. Е. Ташков
В фильме «Уроки французского» было показано две детских дворовых игры на деньги — «пристенок» и «чика», в которую также играли герои фильма «Кортик», правда там она называлась «расшибалочка». Обе появились в начале XX века, пережили всплеск популярности в послевоенное время и забыты на сегодняшний день.