Спецпроект «История нашего кино».
Читайте интересные факты и выбирайте любимые фильмы на странице нашего проекта!
День белорусского кино отмечается 17 декабря. В этот день в 1924 году правительство Белорусской ССР выпустило постановление об организации собственного кинопроизводства. С этого момента началась история студии «Беларусьфильм».
Кино было в Белоруссии ещё до революции, но исключительно в виде новостной хроники о местных событиях: «Пожар в городе Минске на Полицейской улице», «Крушение поезда на станции Рудники», «Экскаватор — адская машина за Брестским вокзалом» и так далее. Съёмками занимались операторы местных кинотеатров, которых в одном только Минске было около шестидесяти. Потом кинотеатры вместе с оборудованием и материалом национализировали, и Народный комиссариат создал Управление по делам кинематографии. Оно должно было снимать белорусское кино, но никто в организации не знал, как это делать. Управление реорганизовали и создали «Белорусское пролеткино», которое с задачей тоже не справилось и тоже было закрыто. И только учреждённое в 1924 году «Белгоскино» сразу приступило к работе.
Весной 1925 года в Минске заработала первая кинолаборатория. Новая студия занималась только документальными лентами и научно-популярными кинолистовками в стиле «В здоровом теле — здоровый дух». Для съёмок игровых фильмов «Белгоскино» создало отдельное подразделение «Советская Беларусь», которое находилось… в Ленинграде. Дело в том, что технической и кадровой базы у белорусских кинематографистов просто не было. В здание бывшего дореволюционного театра «Кривое зеркало» пригласили ленинградских режиссёров, перед которыми поставили задачу: снимать кино о белорусском народе. Режиссёры были, что называется, «не в теме», поэтому одного за другим их отстраняли от работы. Ситуация была странной, но ленинградцы съёмки художественных фильмов всё-таки наладили.
Первым фильмом «Советской Беларуси» была драма «Лесная быль» 1926 года. Историю борьбы белорусов с польскими захватчиками снял режиссёр Юрий Тарич. Он хоть и работал в Москве, но родился в Полоцке, так что по праву стал называться основоположником белорусского кино. Он же снял первый белорусский звуковой фильм — альманах «Переворот» из пяти документальных сюжетов.
«Кастусь Калиновский»
В Ленинград приехали молодые белорусские режиссёры, и вскоре «правильные» фильмы стали выходить на регулярной основе. Ленты были посвящены борьбе народа за национальное освобождение — «Кастусь Калиновский», «Сосны шумят», «В огне рождённая»… Только в 30-е годы белорусский кинематограф переключился на другие темы. Тогда появились комедии «Девушка спешит на свидание», «Моя любовь», «Искатели счастья», детские фильмы, а также экранизации литературных произведений разных писателей от Антона Чехова до Змитрока Баядули. В конце десятилетия «Советская Беларусь» покинула Ленинград — в 1939 году у студии появилось собственное здание в Минске.
«Искатели счастья»
Во время войны киностудия частично осталась в городе, и занималась военной хроникой, а частично была эвакуирована в Алма-Ату и прикреплена к ЦОКС как отдельная группа. На базе объединённой киностудии вышли альманах «Белорусский киносборник» из маленьких патриотических зарисовок, киножурнал «Советская Белоруссия» и фильм-концерт «Живи, родная Беларусь!». Художественные фильмы были не в приоритете, и за годы войны вышла только драма «Семья Януш» о председателе колхоза и его сыновьях. Зато белорусские режиссёры в годы войны были одни из лучших в документальном кино. При их участии был снят фильм «Разгром немецких войск под Москвой», который получил первый советский «Оскар».
«Разгром немецких войск под Москвой», Центральная студия кинохроники, 1942, реж. Л. Варламов, И. Копалин
После войны студию переименовали в «Беларусьфильм», и в 1949 году, уже под новым названием, она выпустила первый послевоенный художественный фильм. Драма «Константин Заслонов» с популярным в то время актёром Владимиром Дружниковым была посвящена герою прошедшей войны. Военная тема вообще так прочно вошла в репертуар киностудии, что через какое-то время «Беларусьфильм» в народе стали называть «Партизанфильмом».
Вплоть до середины 60-х большинство работ киностудии не попадали во всесоюзный прокат и оставались известными только белорусским зрителям. Только с развитием телевидения многие смогли увидеть фильмы Александра Зархи, Ричарда Викторова, Виктора Турова, Владимира Корш-Саблина, Александра Файнциммера, Николая Фигуровского и других режиссёров, работавших на студии в разные годы. Среди известных лент 60-х вышли фильмы «Я родом из детства» и «Саша-Сашенька» с участием Владимира Высоцкого, «Девочка ищет отца», «Сыновья уходят в бой», «Через кладбище» и «Годен к нестроевой».
«Я родом из детства», к/с «Беларусьфильм», 1966, реж. В. Туров
В 70-х на киностудию приходят режиссёры новой волны, которые сдвинули «Беларусьфильм» с военной тематики и вообще оживили кинопроизводство. Наум Ардашников снял экранизацию одноимённого романа Роберта Пенна Уоррена «Вся королевская рать», причём, право на съёмки «Беларусьфильм» выиграла у «Мосфильма». Валерий Рубинчик выпустил первый советский мистический триллер «Дикая охота короля Стаха», а Виталий Четвериков сделал экранизацию произведений Джека Лондона «Время-не-ждёт», но бешеную популярность киностудии в то время принесли детские фильмы.
«Дикая охота короля Стаха», к/с «Беларусьфильм», 1979, реж. В. Рубинчик
Это был прорыв белорусских режиссёров! Николай Калинин прогремел с «Кортиком» и «Бронзовой птицей», Леонид Нечаев выпустил знаменитые «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку», Игорь Добролюбов экранизировал «Денискины рассказы» Виктора Драгунского… В 1977 году Элем Климов начал работу над одним из самых страшных фильмов «Иди и смотри». Работа над совместным проектом «Мосфильма» и «Беларусьфильм» шла восемь лет, а после премьеры «Иди и смотри» получил награды нескольких крупных кинофестивалей и стал лучшим фильмом 1986 года по опросу зрителей.
Следующее десятилетие тоже было успешным — вышли «Белые Росы», историко-приключенческий сериал «Государственная граница», сказки «Проданный смех», «Рыжий, честный, влюблённый», и перестроечный фильм «Меня зовут Арлекино» 1988 года. Двухсерийная социальная драма о молодёжных группировках стала самым кассовым фильмом в истории киностудии! За год она собрала аудиторию в 41,9 млн человек, и оказалась последней громкой премьерой «Беларусьфильма».
«Меня зовут Арлекино», к/с «Беларусьфильм», 1988, реж. В. Рыбарев
В постсоветское время главным источником существования для киностудии стали совместные проекты с российскими режиссёрами. Сюда приезжали снимать Дмитрий Астрахан, Пётр и Валерий Тодоровские, а также режиссёры многочисленных сериалов. Здесь были сняты шесть сезонов сериала «Каменская», мелодрамы «Перекрёсток» и две части «Любить по-русски», военные драмы «В августе 44-го…» и «Последний бронепоезд», мюзикл «Стиляги» и многие другие фильмы самых разных жанров. В последнее время наши режиссёры приезжают реже, а собственные проекты киностудии хоть и выходят, но даже в национальном кинопрокате особого успеха не имеют.