«Золотое» десятилетие советского кино! В стране продолжался застой, шла борьба с инакомыслием, рос дефицит, цензура закручивала гайки, но при этом именно 70-е подарили зрителям огромное количество самых популярных картин. Ежегодно снималось примерно 130 фильмов, а зрители ходили в кино в среднем 18 раз в год.
Так как идеологическая составляющая ослабла, а все новаторское и остросоциальное отрицалось, режиссёры обратились к жизни простых советских граждан с их семьями, работой и погоней за югославскими «стенками». Героями становились люди, далёкие от любых подвигов, например, сантехник Борщёв из «Афони» или Егор Прокудин из «Калины красной»…
Коллективное окончательно проиграло частному, старые лозунги всё чаще подвергались сомнениям, послевоенное поколение по-прежнему участвовало в битве за урожаи и перевыполнение планов, но даже в кино делало это без энтузиазма. Военные фильмы уже не собирали кассу в кинотеатрах за редким исключением, которым стали драмы «…А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину» и «В бой идут одни „старики“».
«В бой идут одни "старики"», к/с им. А. Довженко, 1973, реж. Л. Быков
Это было время «тихого» кино, но зато какого! Годы расцвета Эльдара Рязанова, Владимира Меньшова, Георгия Данелии — один за другим вышли знаменитые «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Мимино», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Розыгрыш!»… Были сняты две блестящие версии знаменитых «Двенадцати стульев» — Марка Захарова и Леонида Гайдая. Вышли комедии «Иван Васильевич меняет профессию», «Большая перемена», «По семейным обстоятельствам». Их герои были узнаваемы, а потому до сих пор горячо любимы зрителями. В то же время возрастало количество снятых по заказу фильмов про строительство социализма, братские республики и партийных работников, о которых зрители забывали сразу после просмотра…
Несмотря на то, что фильмов снималось очень много — довести их до зрителя удавалось далеко не каждому режиссёру. Выход фильмов теперь зависел от большого количества руководителей и худсоветов, а они всеми силами старались не допустить на экраны всё, что могло быть двояко истолковано, на что-то намекало и тем более противоречило существующему строю. Фильмы пачками отправлялись на доработку и переделку и порой было невозможно предсказать, что именно вызовет недовольство… Так под угрозой был комедийный царь Иван Грозный из знаменитой комедии Леонида Гайдая, из «Мимино» требовали вырезать разговор с Тель-Авивом, из «Стариков-разбойников» — погоню с нарушением ПДД, а Георгий Данелия боялся, что его заставят переснимать финал «Осеннего марафона» за то, что главный герой убегает в ночь с иностранцем…
«Осенний марафон», к/с «Мосфильм», 1979, реж. Г. Данелия
Тяжелее всего приходилось режиссёрам авторского кино, которое в таких условиях всё же пыталось развиваться. За сочувствие к военнопленным на полку отправился фильм Алексея Германа «Проверка на дорогах», там же оказался фильм Киры Муратовой «Долгие проводы» о мальчике, который стремился к интересной жизни. За диссидентские мотивы на экраны не пустили драму Глеба Панфилова «Тема», а фильм Андрея Тарковского «Зеркало» вышел в очень ограниченном прокате за «непонятность для массового зрителя» и за провал предыдущего фильма «Солярис».
«Зеркало», к/с «Мосфильм», 1974, реж. А. Тарковский
Много внимания стало уделяться детскому и юношескому кино, из которого исчезла прежняя нравоучительность. Для младшего возраста снимались музыкально-танцевальные сказки «Приключения Буратино», «Про Красную шапочку», «Мама», и детская фантастика — «Приключения Электроника», «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной». Для зрителей постарше появлялись мелодрамы и драмы из подростковой жизни — «Сто дней после детства», «Розыгрыш!», «Не болит голова у дятла», «В моей смерти винить Клаву К.», «Школьный вальс»…
70-е годы зрители стали больше времени проводить перед телевизором — там появлялось всё больше развлекательных и познавательных программ. В связи с растущей популярностью телевидения много фильмов стало сниматься не для проката, а для показа по ТВ. Если в кинотеатре зрители могли посмотреть максимум двухсерийную историю, то телефильмы становились многосерийными. Абсолютными лидерами по популярности стали «Вечный зов», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя» и «Следствие ведут ЗнаТоКи». Госкино очень беспокоила сложившаяся ситуация — к концу десятилетия зрители стали ощутимо реже ходить в кино.
В 1975 году лидером советского проката стала мексиканская мелодрама «Есения», и рекорд в 91,4 млн зрителей не удалось побить ни одному фильму за всю историю СССР! В отечественные кинотеатры долго не попадали голливудские новинки тех лет — первый фильм из «Звёздных войн», триллеры «Заводной апельсин» и «Таксист», гангстерская драма «Крёстный отец». Зато с успехом шли французские и итальянские приключения и индийские мелодрамы. Болливуд в 70-х был лидером по числу выпускаемых фильмов в год, а самым знаменитым фильмом за пределами Индии стала мелодрама «Зита и Гита».
Советские режиссёры стали много работать с коллегами из западных стран, причем, не только соцлагеря, и в 1976 году совместный советско-японский фильм «Дерсу Узала» получил премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Статуэтка могла уйти ещё к трём фильмам — «Чайковский» (1971), «А зори здесь тихие…» (1972) и «Белый Бим Чёрное ухо» (1978), но удача им не улыбнулась. Однако советские фильмы получали призы почти на всех международных кинофестивалях, о них говорили во всём мире и закупали десятки стран.