Последнее десятилетие СССР, в середине которого произошёл перелом государственной системы, и советский кинематограф превратился в перестроечный…
Ещё в конце 70-х Госкино старалось вернуть зрителей в кинотеатры — дало режиссёрам чуть больше жанровой свободы и увеличило финансирование. В результате новое десятилетие началось с громких премьер. В мае 1980 года в прокат вышел первый советский фильм-катастрофа «Экипаж», а в июле — первый советский боевик «Пираты XX века», который стал самым кассовым фильмом за всю историю СССР! Однако на общей ситуации это мало сказалось — количество зрителей продолжало сокращаться, средняя цифра колебалась между 13−15 билетами в год на человека.
Герои фильмов менялись вслед за настроениями в обществе, они больше рефлексировали, конфликтовали и становились жёстче. Всё то, что раньше попадало под штамп «очернение действительности» и запрещалось на стадии сценарной заявки, теперь стало новым жанром под ёмким названием «чернуха». Это было атмосферное кино о тёмных сторонах человеческой натуры, нищенском быте, беспросветности и жестокости… Первым фильмом этого жанра называли драму Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин». Примерно в то же время Ролан Быков выпустил подростковую драму «Чучело», а Элем Климов — страшный и откровенный фильм о войне «Иди и смотри».
«Мой друг Иван Лапшин», к/с «Ленфильм», 1984, реж. А. Герман
Всё это до поры уравновешивалось режиссёрами, которые продолжали работать в духе предыдущих десятилетий — Сергей Бондарчук снял «Бориса Годунова», Эльдар Рязанов — «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс», Марк Захаров — «Формулу любви», Владимир Меньшов после триумфальной мелодрамы «Москва слезам не верит» выпустил комедию «Любовь и голуби»… Но в середине десятилетия всё изменилось.
«Любовь и голуби», к/с «Мосфильм», 1984, реж. В. Меньшов
Если стране главным событием 80-х стало начало перестройки, то в истории советского кино — V съезд Союза кинематографистов СССР. Недовольство государственной монополией и консерватизмом «старой школы» зрело уже давно, но скандальный раскол в среде кинематографистов стал беспрецедентным событием! «Революционеры» выступали против кумовства, темпланов, обилия худсоветов, устаревших сюжетов, призывали снять с полок запрещённые фильмы и омолодить режиссуру. В 1986 году Сергей Бондарчук, Станислав Ростоцкий, Лев Кулиджанов и другие мэтры советского кино были обвинены в застойности, лишены слова и вычеркнуты из состава Союза… Можно сказать, что именно на этом и закончилась история советского кино.
Вскоре кинематограф перестал управляться исключительно государством, была отменена цензура, киностудии получили самостоятельность, а режиссёры могли снимать на темы, о которых раньше было страшно даже думать. В Госкино не знали, как реагировать на происходящее, и подписывали прокатные удостоверения почти не глядя…
Несмотря на все проблемы, ситуация для нового витка в истории кино была удачной — государство продолжало финансировать, но при этом уже не могло ничего запрещать. Режиссёры открыто говорили на запрещённые темы: о материальном неблагополучии, социальном расслоении, школьной жестокости, наркомании, проституции и повальном равнодушии к государственной идеологии.
«Интердевочка», к/с «Мосфильм», к/с «Филмсталлет АБ», 1989, реж. П. Тодоровский
Карен Шахназаров в фильме «Курьер» показал собирательный образ молодёжи 80-х, Сергей Соловьев в фильмах «Асса» и «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» вывел на экраны героев рок-подполья. Рашид Нугманов и Савва Кулиш подняли тему наркомании в «Игле» и «Трагедии в стиле рок», обратили внимание на конфликты поколений Ролан Быков, Михаил Туманишвили и даже Эльдар Рязанов. Фильм «Дорогая Елена Сергеевна» настолько отличался от его предыдущих работ, что зрители с трудом верили, что это снял именно он. Режиссёры «старой школы» в новый кинематограф вписывались с трудом и были вынуждены обращаться к новым темам…
Конечно, выходили не только драмы о суровой правде жизни — именно в 80-х были сняты «Человек с бульвара Капуцинов», «Гостья из будущего», «Собачье сердце», «Самая обаятельная и привлекательная» и многие другие, пополнившие «золотой фонд».
В конце 80-х появилось кино, к которому государство не имело отношения — его финансировали кооперативы, причём, не всегда связанные с кино. Первой ласточкой стала комедия Анатолия Эйрамджана «За прекрасных дам!». В целом коммерческое кино не представляло художественной ценности — снимали быстро, дёшево и что попроще, но часто это позволяло режиссёрам работать над серьезными проектами. Комедия «За прекрасных дам!» позволила заработать деньги на документальный фильм об Александре Галиче… В целом, фильмов выходило много, но на экраны они попадали только если их «вытягивали» популярные актёры. Кинотеатры приходили в упадок — зрители переставали ходить на сеансы, а окончательно добивали кинопрокат видеосалоны с западными ужастиками, боевиками и эротикой.
«За прекрасных дам!», к/с «Фора-фильм», 1989, реж. А. Эйрамджан
На первых строчках мировых кинорейтингов 80-х стояли американские фильмы. В это время в кинематографе США тоже произошли перемены — кинокомпании объединялись с крупным бизнесом, и продюсеры решили, что «лучше меньше, да лучше». По сравнению с предыдущими годами фильмов выходило мало, но они были дорогие, зрелищные и с сильным актёрским составом — именно тогда вышли вторая и третья части «Звёздных войн», «Терминатор», «Человек дождя», «Однажды в Америке» и другие.
«Терминатор» (www.startfilm.ru)
Ранее передовой итальянский кинематограф тоже переживал кризис — смена поколений режиссёров, популярность телевидения, сокращение кинопроизводства и закрытие кинотеатров привело к тому, что кино стало убыточным. Похожая ситуация была и во Франции, но французские продюсеры смягчили ситуацию тем, что стали выделять больше денег, привлекать популярных актёров, ориентироваться на интересы молодёжи и не допускать экспериментов, чтобы не спугнуть зрителя. Кино восточноевропейских стран, как и советское, болезненно переходило на коммерческие рельсы.
Именно в 80-е неожиданно громко заявило о себе азиатское кино — главным поставщиком развлекательных фильмов стал Гонконг, а Китай и Япония выпускали аутентичные фестивальные драмы. Благодаря видеосалонам азиатское кино стало популярно в СССР, правда, только та его часть, где были ниндзя или Брюс Ли.
Брюс Ли (www.zanimatelno.com)
В 1981 году мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» получила премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и вышла в мировой прокат. Повторить успех могли бы «Частная жизнь» и «Военно-полевой роман», но статуэтка им не досталась.
Зато на европейских кинофестивалях советское кино каждый год собирало россыпь призов: Андрей Тарковский получил несколько наград Каннского кинофестиваля за «Ностальгию», Сергей Соловьев был отмечен на Венецианском кинофестивале за фильмы «Спасатель» и «Чужая белая и рябой», а Михаил Ульянов — за роль в фильме «Частная жизнь». Глеб Панфилов взял главный приз на Берлинале за фильм «Тема», там же награды за лучшие актёрские работы получили Анатолий Солоницын («26 дней из жизни Достоевского»), Инна Чурикова («Военно-полевой роман») и Евгения Глушенко («Влюблен по собственному желанию»).
«Военно-полевой роман», Одесская к/с, 1983, реж. П. Тодоровский
В 1988 году обновлённый Союз кинематографистов учредил первую национальную кинопремию «Ника». По сути она напоминала американский «Оскар» — члены Союза голосовали за победителей в четырнадцати номинациях. Почти весь список первой церемонии награждения состоял из ранее запрещённых фильмов, и абсолютным победителем стала драма «Покаяние» Тенгиза Абуладзе — она получила сразу шесть наград. А вот у зрителей же в том году самым популярным фильмом была «Маленькая Вера» — 56 млн проданных билетов вывели её в лидеры проката.