С распадом СССР жизнь страны бесповоротно изменилась, и кинематограф остался не только вне государственной поддержки, но и вне её интересов. Кинопрокат рухнул — в среднем на человека приходилось по 2 билета в год! «Рыночное кино» зрителей не привлекало, процветали видеосалоны, да и домашний «видик» перестал быть роскошью. Кинотеатры за ненадобностью превращались в казино и торговые площадки.
При этом производство не останавливалось ни на день — на коммерческих студиях непрерывно снимали фильмы, которые спонсировали далёкие от кино люди. Бюджеты у «рыночного кино» были мизерные — почти всё снималось на низкокачественную плёнку и там, где можно было работать без получения разрешений. Снимали то, что нравилось спонсорам — преимущественно боевики и комедии, которые были далеки и от советских, и от зарубежных стандартов.
«Русский бизнес», к/с «Рубиз», «Экспостроймаш», 1993, реж. М. Кокшенов
Но, как и в любую эпоху, кино отражало то, что было в реальности: преступность, наркомания, пьянство, проституция, массовая эмиграция и общая разруха. Обилие постельных сцен и обнажёнки в фильмах любого жанра, кажется, было компенсацией за предыдущие пуританские десятилетия. Главными героями стали криминальные авторитеты, вернувшиеся из Афганистана и Чечни солдаты, мечтающие о хорошей жизни девушки и вписавшаяся или не вписавшаяся в новые реалии интеллигенция. Символом успешного приспособления к рынку стал изобретатель Ненашев из фильма «Гений», а про тех, кто остался за бортом, Эльдар Рязанов снял трагикомедию «Небеса обетованные».
Режиссёры советского кино точно так же пытались приспособиться к новым веяниям, но это было уже не их время… Новые фильмы Эльдара Рязанова не могли сравниться с его предыдущими работами, Леонид Гайдай снял последнюю комедию о русской мафии в США «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди», Георгий Данелия выпустил почти незаметные мелодрамы «Настя» и «Орёл и решка», а Владимир Меньшов снял фарс «Ширли-мырли», примечательный рекордным количеством народных артистов. Ситуация для советских актёров была отчаянной — предложений прежнего уровня не было, и они соглашались на проекты исключительно из финансовых соображений.
«Ширли-мырли», к/с «Мосфильм», 1995, реж. В. Меньшов
Одним из самых успешных и плодовитых режиссёров был Анатолий Эйрамджан, который в 1992 году организовал собственную киностудию и выпускал по несколько фильмов в год. Его «коньком» были комедии с говорящими названиями «Бабник», «Импотент», «Третий не лишний», «Ночной визит». При всей не особо высокоинтеллектуальной направленности фильмов, режиссёр бесперебойно обеспечивал работой актёров. У него был постоянный состав: Лариса Удовиченко, Татьяна Васильева, Любовь Полищук, Татьяна Догилева, Александр Ширвиндт, Борис Щербаков, Михаил Державин, Ирина Муравьёва, Александр Панкратов-Чёрный и многие другие…
«Импотент», к/с «Новый Одеон», 1996, реж. А. Эйрамджан
Больше всего в кино 90-х были востребованы молодые крепкие парни со спортивной подготовкой, владеющие рукопашным боем. Недостатка в них не было: Алексей Серебряков из фильмов «Фанат» и «Афганский излом» занимался акробатикой, «америкэн бой» Александр Песков увлекался карате, Дмитрий Певцов из боевика «…по прозвищу Зверь» был дзюдоистом, Олег Фомин из драмы «Дрянь», Игорь Ливанов из боевика «Тридцатого уничтожить» и Евгений Сидихин из фильма «За последней чертой» были профессиональными боксёрами.
С середины 90-х ситуация начала меняться, и в потоке стали появляться фильмы, которые цепляли не только спонсоров, но и зрителей. Коммерсанты наигрались в кино и перестали давать деньги всем подряд — снимать стали меньше, но профессиональней. Моментально ушли в народ «Особенности национальной…» охоты и рыбалки Алексея Рогожкина, завоевала первый российский «Оскар» ретро-драма Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем», по следам первой чеченской кампании Сергей Бодров снял «Кавказского пленника», Валерий Тодоровский выпустил мелодраму «Страна глухих»… А 1996 году вышел культовый фильм «Брат» Алексея Балабанова. Данила Багров стал кумиром зрителей и олицетворением народного героя, которого так не хватало в смутное время.
В 90-е начали появляться российские сериалы, которые должны были составить конкуренцию латиноамериканскому «мылу». Первыми многосерийными мелодрамами стали «Мелочи жизни» и «Горячев и другие». Сериальное производство тогда было далеко от конвейера — одну серию снимали около месяца, а в эфир они выходили раз в неделю. Популярность жанра привела к тому, что сериальный механизм начал разгоняться, и к концу десятилетия сериалы уже стали ежедневными.
Выходили исторические мелодрамы «Графиня де Монсоро» и «Петербургские тайны», подростковый сериал «Простые истины» и знаменитые до сих пор «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности» и «Каменская». Вскоре российские сериалы с узнаваемыми типажами и знакомыми проблемами вытеснили бразильских и мексиканских конкурентов с телеэкранов.
При всем шатком состоянии нового российского кино, оно вызвало интерес у зарубежной аудитории. В 1995 году драма «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова произвела фурор в американской киноакадемии, и полученный «Оскар» до сих пор остаётся единственным в истории нового российского кино. Зато почти каждый год отечественный фильм был в списке номинантов. За премию боролись «Мусульманин», «Кавказский пленник», «Вор», «Молох» и «Сибирский цирюльник». Все они выходили в американский и европейский прокат, получали награды на международных и национальных кинофестивалях и собирали очень лестные отзывы.
«Кавказский пленник», АО «Караван», 1996, реж. С. Бодров-ст.