Как Владика переименовали в Шурика, чем Моргунов не угодил Пырьеву и почему цензуре не понравилась мышка в обмороке.
Сценарий будущей «Операции Ы…» написали Яков Костюковский и Морис Слободской. Он назывался «Несерьёзные истории» и включал в себя две новеллы, объединённые одним героем — студентом Владиком Арьковым. В первой он перевоспитывал великовозрастного грубияна и тунеядца, а во второй готовил к поступлению в институт оболтуса Илюшу, мечтавшего уехать от родителей куда подальше. Когда режиссёр Леонид Гайдай приступил к работе, то внёс значительные правки — так появились новеллы «Напарник», «Весеннее наваждение», сюжет которой был взят из польского юмористического журнала, и дописанная специально под Вицина, Моргунова и Никулина «Операция «Ы».
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», к/с «Мосфильм», 1965, реж. Л. Гайдай
На роль Владика пробовалось огромное количество актёров, среди которых были и ещё неизвестные, и уже знаменитые — Евгений Жариков, Владимир Коренев, Александр Збруев, Виталий Соломин, Олег Видов, Иван Бортник, молодой конферансье Евгений Петросян и другие. Режиссёру порекомендовали попробовать ленинградского драматического актёра Александра Демьяненко, с которым Гайдай когда-то снимался в драме «Ветер», и режиссёр поехал в Ленинград. Оттуда он привёз не только «Шурика», но и «Верзилу» из первой новеллы — Алексея Смирнова. Худсовет колебался между кандидатурами Демьяненко и Валерия Носика, но в результате остановил свой выбор на первом.
«Государственный преступник», к/с «Ленфильм», 1964, реж. Н. Розанцев
Владика переименовали в Шурика по настоянию коллег Гайдая. Во избежание неприятностей они советовали сменить имя герою, так как Владиками тогда называли не только Владиславов, но и Владленов, а это имя получилось от сокращения «Владимир Ленин». Тогда главного героя решили назвать Шуриком, тем более, что на роль уже рассматривали Александра Демьяненко.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», к/с «Мосфильм», 1965, реж. Л. Гайдай
У новеллы «Наваждение» должна была быть другая концовка. На следующий день после свидания, которое закончилось поцелуем, Шурик и Лида едут с конспектами в том же трамвае, но оба настолько поглощены подготовкой к следующему экзамену, что даже не заметили друг друга и разошлись в разные стороны.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», к/с «Мосфильм», 1965, реж. Л. Гайдай
Название для фильма придумал член худсовета режиссёр Иван Пырьев. Он дал положительную оценку отснятому материалу, но был категорически настроен против Евгения Моргунова. Режиссёр пришёл в восторг от новеллы «Весеннее наваждение», а вот впечатление от двух других было подпорчено: «В комедии главное — чёткость и тактичность в поведении. Но иногда этой тактичности исполнения и не хватает. Вот Моргунов. Он не смешон, а часто неприятен», «Я считаю, что надо кончать снимать Моргунова и Пуговкина. Они не интересны и надоели…»
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», к/с «Мосфильм», 1965, реж. Л. Гайдай
Худсовет и цензоры получившуюся комедию приняли прохладно. Сценаристов и режиссёра обвинили в насмешке над милицией, которая не смогла перевоспитать хулигана, и над народами Африки в виде измазанного сажей Феди. По их распоряжению вырезали сцену, где весь чёрный Федя бегает в образе дикаря, и знаменитую фразу «Надо, Федя, надо!», так как в ней усмотрели намек на отношения СССР с кубинским лидером Фиделем Кастро — их вернули в фильм уже позже. На мышку, падающую в обморок, Гайдаю сказали, что такое показывать «неэтично», но разъяснений не последовало и мышь осталась… Зато зрители были в восторге! «Операцию „Ы“…» посмотрели 70 миллионов человек и это стало рекордом — ни одна советская комедия до этого не имела такой кассовый успех!