6 ярких кинообразов Юрия Никулина

18 декабря 2019

Ко дню рождения любимого актёра!
Он был универсальным артистом, который умел внести уникальную цирковую эксцентрику в комедийные работы и глубоко чувствовал драматические роли…

Балбес

Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Дайте жалобную книгу», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Семь стариков и одна девушка»)

«Пёс Барбос и необычный кросс », к/с «Мосфильм», 1961, реж. Л. Гайдай
Самый знаменитый образ Юрия Никулина появился в 1961 году, когда Леонид Гайдай собрал комическое трио для съёмок в короткометражке «Пёс Барбос и необычный кросс». Когда Гайдай подбирал актёров на роли хулиганов и пьяниц Труса, Балбеса и Бывалого, то сразу определился только с Трусом. С Георгием Вициным он уже работал в фильме «Жених с того света» и никого другого в роли нервного ипохондрика не видел. Вицин и посоветовал режиссёру приглядеться к клоуну из цирка на Цветном бульваре. Заинтригованный характеристикой «он напоминает глисту!», режиссёр вызвал Никулина на пробы и с первого взгляда утвердил на роль жизнерадостного Балбеса.

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», к/с «Мосфильм», 1965, реж. Л. Гайдай
Гайдай не планировал дальше снимать Труса, Балбеса и Бывалого, но типажи стали настолько популярны, что вписать их в сюжет режиссёра уговаривали даже коллеги. В результате втроём они снялись в 8 фильмах, а ещё в двух Георгий Вицин и Евгений Моргунов снялись уже без Юрия Никулина. Ему первому стал надоедать образ весёлого алкоголика, и актёр боялся так и остаться для всех Балбесом. Никулина раздражали бесконечные повторения одних и тех же гэгов и отсутствие развития характеров.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», к/с «Мосфильм», 1966, реж. Л. Гайдай
Последним фильмом с их участием стала «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». На съёмках разразился скандал между Евгением Моргуновым и Леонидом Гайдаем — актёр начал водить на площадку посторонних и хамить режиссёру. Дело закончилось тем, что Гайдай доснял фильм без него и отказался от дальнейшей работы с тройкой. Все вздохнули с облегчением.

Младший лейтенант Глазычев

Ко мне, Мухтар!»)

«Ко мне, Мухтар!», к/с «Мосфильм», 1964, реж. С. Туманов

Взять Юрия Никулина на главную роль режиссёру Семёну Тухманову посоветовал автор повести «Мухтар» и сценарист фильма Израиль Меттер. Никулин поначалу от предложения отказывался — он уже прославился как жулик Балбес и боялся, что милиционеру в его исполнении зрители просто не поверят. Все, кроме него, были абсолютно уверены в успехе, так что Никулину ничего не оставалось, как поддаться убеждениям.

«Ко мне, Мухтар!», к/с «Мосфильм», 1964, реж. С. Туманов

Роль Мухтара играли несколько собак, с которыми актёр легко находил общий язык. Он работал в цирке, так что знал, как завоёвывать доверие животных. Главным «мухтаром» была овчарка по кличке Дейк. Его хозяин написал на «Мосфильм» письмо, в котором пёс был расписан так, как будто мог не только сыграть, но и снять фильм… Дейк и правда оказался собачьим гением, но настолько привязанным к хозяину, что попытки Никулина наладить контакт просто игнорировал. Пришлось им всем поселиться в одной квартире, чтобы процесс привыкания пошёл быстрее.
После выхода фильма на творческих вечерах Юрию Никулину стали дарить щенков служебных собак, и он не знал, как уговорить собаководов этого не делать. Актёр шутил, что пора срочно снимать вторую часть и назвать её «От меня, Мухтар!».

Турист Семён Семёнович

Бриллиантовая рука»)

«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
К середине 60-х у режиссёра Леонида Гайдая уже была сработавшаяся съёмочная команда, поэтому за идеей для нового фильма он обратился к своим постоянным сценаристам. Драматурги не подвели — по мотивам газетной заметки о контрабандистах, которые провозили золото в фальшивом гипсе, они придумали комедию о незадачливом туристе Семёне Семёновиче.
Леонид Гайдай очень любил работать с Юрием Никулиным, поэтому сценарий писался сразу под него. Гайдай решил, что если с Никулиным не получится, то фильма не будет.

«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Ценой невероятных усилий Гайдай вытребовал для актёра полугодовой отпуск в «Союзцирке». Тот был звездой арены — зрители ходили в цирк именно «на Никулина» и для руководства это было тяжёлым решением. На съёмочной площадке актёра осаждали журналисты, но он почти всем отказывал в интервью, кроме корреспондента «Огонька» Леонида Плешакова. Его внешность так понравилась Гайдаю, что взамен на съёмки в эпизоде он пообещал «предоставить» Никулина. Плешаков сыграл гражданина бандитского вида с фразой: «Папаша, огоньку не найдется?».
На съёмки Никулин взял семью, и Гайдай всем нашёл применение — жена актёра сыграла роль экскурсовода, а сын снялся в роли гуляющего по воде мальчика.

Следователь Мячиков

Старики-разбойники»)

Режиссёр Эльдар Рязанов как-то попал в больницу и познакомился с пожилым мужчиной, который рассказал, как коллеги из прокуратуры насильно выпроводили его на пенсию. Рязанов пересказал историю своему постоянному соавтору — сценаристу Эмилю Брагинскому, и вскоре появился сценарий о приключениях пенсионеров Мячикова и Воробьёва.

«Старики-разбойники», к/с «Мосфильм», 1971, реж. Э. Рязанов

Юрий Никулин был утверждён в фильм без проб. Актёр не мог отказать Рязанову, но потом считал роль Мячикова неудачной — герой казался ему слишком плоским и прямолинейным. На съёмках Никулин носил седую накладку — свои волосы он красил в черный цвет. Ольга Аросева однажды спросила: зачем ему искусственная седина, когда можно немного подождать и появится своя? Актёру было уже 50 лет, но он по-прежнему работал клоуном в цирке и не мог позволить себе выйти на публику седым. У него был очень философский подход: «Если дети будут смеяться над старостью — это нехорошо. Когда я, Балбес, падаю, пусть себе хохочут. А если старичок упадет, над ним смеяться грех».

Журналист Лопатин

Двадцать дней без войны»)

В основу драмы Алексея Германа легли военная повесть Константина Симонова, документы из архивов КГБ и фронтовые впечатления Юрия Никулина. Актёра призвали в армию в 1939 году накануне советско-финской войны, а великая Отечественная война застала его в зенитной бригаде под Сестрорецком. За участие в боевых действиях актёр был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

«Двадцать дней без войны», к/с «Ленфильм», 1976, реж. А. Герман
Сам Никулин сниматься не хотел — говорил, что герой ему не близок ни по характеру, ни по возрасту. Хотя очень нравилось, что в нём наконец-то увидели романтического героя — обычно любовных линий ему не предлагали. Уговаривать актёра пришлось самому Константину Симонову. Но стоило Никулину согласиться, как его кандидатуру завернули в Госкино. Немолодой комедийный актёр, да ещё и клоун — какой из него фронтовой корреспондент с лирической линией? Пришлось Симонову отстаивать актёра перед комиссией. Всё шло так тяжело, что когда Людмила Гурченко сказала, что не хочет играть с Никулиным — её просто проигнорировали.

«Двадцать дней без войны», к/с «Ленфильм», 1976, реж. А. Герман
В ходе съёмок худсовет посмотрел часть готового материала и категорически потребовал заменить Никулина: «Это какой-то алкаш. Это порочит наши устои!». В случае невыполнения Герману грозили перекрытием всех путей в кино. И снова за актёра вступился Константин Симонов, заявивший комиссии, что это он придумал Лопатина и хочет, чтобы его играл Никулин, а снимал Герман. Симонов был авторитетным членом ЦК и его снова послушались.

Коллекционер Бессольцев

Чучело»)

«Чучело», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Р. Быков

То, что Никулин был клоуном, каждый раз создавало проблемы при утверждении актёра на серьёзную роль. Он уже снялся и в «Двадцати днях без войны», и в «Они сражались за Родину», но худсовет каждый раз спотыкался на его комедийном амплуа…
Когда Ролан Быков искал актёра на роль дедушки в драме «Чучело», то одним из первых кандидатов был его тесть Всеволод Санаев. До приглашения на пробы не дошло — они вдрызг разругались и прекратили общаться. Быков решил, что попробует еще нескольких актёров, но в случае неудачи сыграет дедушку сам.

«Чучело», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Р. Быков

После первой же пробы Юрия Никулина подбор кандидатур остановили. Ветеран Великой Отечественной войны, преданный своим идеалам и много повидавший человек, мудрый и печальный, стал олицетворением целого поколения. Но на худсовете опять возникли проблемы… В Госкино вообще были не в восторге от этого фильма, а участие Юрия Никулина и Кристины Орбакайте только обострило реакцию — мол, «клоун» и «дочь певицы» не должны сниматься в социальных драмах. Каждый съёмочный день режиссёр боялся, что работу остановят…
Съёмки в фильме «Чучело» стали последней работой Юрия Никулина в кино.

Юрий Никулин

Юрий Никулин