К 102-летию со дня рождения народного артиста СССР.
Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в городе Вязьме Смоленской области. Его отец, Дмитрий Филиппович, был командиром Рабоче-крестьянской Красной армии и служил в охране железнодорожного узла. Мать, Елена Болеславовна, полька по происхождению, до революции работала модисткой.
Сын трепетно относился к матери и при этом старался во всём походить на отца. Поэтому, когда Дмитрий Филиппович, участвовавший в самодеятельности и игравший в народном театре, выходил на сцену, маленький Анатолий и его старшая сестра Нина внимательно смотрели его выступления — и играли вместе с отцом если в постановках находились детские роли.
В 1930 году, когда Толе было восемь лет, Папановы переехали в Москву, отец устроился на стройку, мама — строгальщицей на завод, а сын в подростковом возрасте пошёл работать литейщиком на 2-й Московский подшипниковый завод. В школе он учился плохо, мало читал, но зато очень любил театр и кино.
В 17 лет Анатолий поступил в любительскую театральную студию при клубе «Каучук», которой руководил актёр Театра им. Вахтангова Василий Куза — он приглашал своих коллег-вахтанговцев, которые преподавали участникам самодеятельной труппы актёрское мастерство, учили их технике речи, фехтованию и сценической пластике. Артистами в этой труппе служили рабочие завода. Здесь будущий народный артист сыграл в спектаклях «Васса Железнова», «Укрощение строптивой», «Профессор Полежаев» и многих других.
satire.ru
В воспоминаниях Анатолий Дмитриевич признавался, что изначально поступил в театральную студию из корыстных соображений: участникам самодеятельности клуба, разрешалось бесплатно посещать фильмы и концерты в доме культуры. Однако вскоре он увлёкся искусством; во многом благодаря Василию Кузе — его мастерство и обаяние восхищали Анатолия, и он старался следовать всем указаниям наставника.
Будущий артист посещал и другие кружки дома культуры — хоровой, оркестровый, художественный. «Мне открывался совершенно неведомый мир, о котором раньше и не подозревал. Это было как дверь в какую-то иную, неведомую, чудесную жизнь, куда мне вдруг разрешили заглянуть», — вспоминал Папанов. Благодаря театральной студии он также начал много читать; сперва — из-за страха прослыть невеждой, затем — из искреннего интереса.
В 1940 году Анатолия призвали в армию. Сначала он служил в военной части в Саратове, затем — в Оренбурге. Когда началась Великая Отечественная война, Папанову было всего 19 лет. Его подразделение перебросили на юго-запад — защищать Харьков, и в первом же сражении из 42 бойцов взвода, где служил Папанов, выжили только 14 человек.
В марте 1942 года в бою под Харьковом подразделение попало под бомбёжку. Анатолий — единственный выживший из отряда — был контужен и получил три ранения. Самое тяжёлое из них — в ногу: взрывом оторвало два пальца, а чтобы извлечь осколки, пришлось сделать несколько операций.
«Живые и мёртвые», к/с «Мосфильм», 1964, реж. А. Столпер
Вернуться на фронт Папанов уже не мог — после ранения молодого человека, несмотря на все его протесты, признали негодным к службе и отправили домой. Из-за инвалидности его не взяли обратно на завод, и он устроился вахтёром в Народный комиссариат целлюлозно-бумажной промышленности. Несмотря на увечье, из-за которого приходилось ходить с клюкой, Анатолий решил вернуться на сцену: он обратился в дом культуры «Каучук» с предложением возродить театральный коллектив, чтобы выступать перед рабочими. Инициативу поддержали, и любительский театр успешно выступал на заводах.
Вскоре Папанов решил получить профессиональное актёрское образование. «В этом был своего рода вызов врагу: инвалид, пригодный разве что для работы вахтера, будет артистом. И здесь война вновь страшно напомнила о себе — требовались парни, а их не было… Так что те слезы в фильме „Белорусский вокзал“, в квартирке бывшей медсестры, вовсе не кинематографические», — вспоминал артист.
На вступительном экзамене в ГИТИС Папанов читал «Сына артиллериста» Константина Симонова. Руководитель института, Михаил Тарханов, посмотрел на клюку, которую абитуриент вертел в руках, и спросил: «А сможешь?». Папанов ответил утвердительно, и через несколько дней увидел себя в списке зачисленных; его фамилия была вписана туда карандашом, но Анатолия взяли сразу на второй курс — из-за того, что в группе не хватало мужчин.
Анатолий Папанов вспоминал, что в годы студенчества буквально жил спектаклями МХАТа, Малого и Вахтанговского театров; его кумирами были Николай Хмелёв, Алексей Дикий, Ольга Книппер-Чехова. ГИТИС был для него и однокурсников настоящим домом — временами в здании института доводилось и ночевать. Притом продолжалась война, и студенты вуза создавали фронтовые бригады — с концертами выезжали на фронт, который был всего в двух часах езды от столицы; играли для бойцов отрывки из пьес, пели песни и даже показывали фокусы. Иногда выступать приходилось в блиндажах, иногда — на лесных полянах. Папанов вспоминал, что никогда не встречал более благодарных зрителей, чем военные-фронтовики.
mironov-theatre.ru
В ГИТИСе Анатолий встретил свою будущую жену — Надежду Каратаеву. Он приметил девушку из-за того, что на ней, как и на нём, была военная форма. Познакомившись с ней, Папанов выяснил, что она тоже была на фронте — работала в санитарном поезде. Толя и Надя подружились, вместе готовились к занятиям, а затем чувства взяли своё, и молодые люди поженились в 1945 году — вскоре после Дня Победы. В 1954 году у них родилась дочь Елена. Супруги были вместе 42 года — до конца жизни Анатолия Папанова.
Вместе с женой — и другими ГИТИСовцами — в 1946 году, завершив обучение, Анатолий Папанов отправился в Клайпеду, где планировалось создать русский драматический театр под руководство Бориса Ниренбурга. Город был почти полностью разрушен; в первый день после приезда выпускникам театральных вузов пришлось расчищать главную площадь Клайпеды, представлявшей собой развалины.
А первым спектаклем новой труппы стала «Молодая гвардия». В нём Папанов сыграл Сергея Тюленева. Дальше были постановки «На всякого мудреца довольно простоты», «Собака на сене», «За тех, кто в море!» и многие другие. Но, к сожалению, Русский драматический театр в Клайпеде просуществовал недолго — труппу вскоре расформировали, и ГИТИСовцы вернулись в столицу.
В Москве один из наставников Папанова, Андрей Гончаров, пригласил его в труппу Театра сатиры, где работал режиссёром. Молодой артист принял предложение, несмотря на то, что сразу после выпуска его звали и в Малый театр, и во МХАТ. Анатолий посвятил Театру сатиры всю жизнь — вопреки сложностям, возникшим на этом месте. Папанову было нелегко влиться в новый для него коллектив: артисты Театра сатиры много танцевали, пели куплеты, импровизировали, владели искусством буффонады. Практически ни с чем из этого Папанов не сталкивался, поэтому первое время приходилось непросто — многому ещё нужно было научиться, и в те годы Папанов, по его собственному выражению, «добирал» образование.
«Наш дом», к/с «Мосфильм», 1965, реж. В. Пронин
Сбивала новичка и особая любовь артистов Театра сатиры к розыгрышам — причём не только за кулисами, но и на сцене. Например, однажды коллеги прибили к полу мешок, который персонаж Папанова должен был поднять со сцены по сюжету спектакля. Артист пытался поднять его несколько раз, пока не оторвал его от пола под хохот зала. Но на эти проделки Папанов реагировал с юмором.
Карьера Анатолия Папанова в театре складывалась не лучшим образом: за 10 лет после выпуска из института он сыграл всего в 25 спектаклях Театра сатиры. «Время шло, роли мне доводилось играть разные, но ничего по-настоящему интересного я не играл очень долго», — вспоминал актёр. Ситуация изменилась, когда в театр пришёл режиссёр Валентин Плучек и ввёл в репертуар новые спектакли. Особым успехом Папанов считал его постановку «Дамоклов меч» по пьесе Назыма Хикмета, в которой сыграл боксёра; после этой роли в нём увидели не только комедианта, но и сильного драматического артиста.
«Большой» дебют Папанова в кино состоялся только в 1961 году, когда артисту было 39 лет. До этого он снимался только в эпизодических ролях и массовке — в том числе ещё и до войны: в картинах «Ленин в Октябре», «Степан Разин», «Подкидыш» и других; практически нигде он не значится в титрах. Но в 1961 году Эльдар Рязанов пригласил его сниматься в комедии «Человек ниоткуда». И Папанов… Отказался.
К счастью, Рязанов, по его собственным воспоминаниям, почти силой заталкивал его в павильон на кинопробы. К тому времени Папанов уже решил, что кино — не для него: его часто звали на пробы, но ни разу не утвердили. Отчасти виноват в этом был и сам Рязанов: за пять лет до «Человека ниоткуда» он пробовал Папанова на роль Огурцова в «Карнавальной ночи» — и предпочёл ему Игоря Ильинского. Но с «Человеком ниоткуда» всё сложилось; а затем Рязанов снял Папанова в короткометражке для альманаха «Совершенно серьёзно», картине «Дайте жалобную книгу» и знаменитом фильме «Берегись автомобиля».
«Берегись автомобиля», к/с «Мосфильм», 1966, реж. Э. Рязанов
В первое время в кино Папанова звали сниматься исключительно на комедийные роли. Приглашений было немало, и многие из них артист охотно принимал. Однако спустя время жалел об этом: «Позже мне пришлось в серьёзных ролях буквально преодолевать, переламывать представление о себе как о комедийном актере», — вспоминал артист.
Папанов очень не любил роль Лёлика в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая — она казалась ему слишком примитивной и чересчур гротескной. Артисту было обидно, что среди всех его работ в кино зрители чаще всего вспоминали именно эту. Зато артист любил те роли, в которых можно было проявить себя как настоящего, тонкого, многогранного артиста: разочаровывающегося в жизни Дмитрия Старцева в картине «В городе С.» по «Ионычу» Чехова; трогательного, доброго и чудаковатого доктора Бондаренко в «Детях Дон Кихота»; мужественного генерала Серпилина в «Живых и мёртвых» — фильме, за который Анатолий Папанов был удостоен звания народного артиста РСФСР.
А самой любимой ролью Папанова был его Иван Иванович Иванов в фильме «Наш дом» Василия Пронина. В камерной истории о внутрисемейных отношениях он сыграл отца четверых сыновей, чьи лучшие качества отразились в детях. Этого героя артист любил за неподдельную житейскую мудрость, душевную чистоту и принципиальность.
«Белорусский вокзал», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Смирнов
Особое место в фильмографии Анатолия Папанова занимает, безусловно, и картина «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова. В нём актёр сыграл бухгалтера Дубинского. В этом персонаже режиссёр видел аналог «Арамиса», и изначально хотел взять на эту роль типичного «тонкого» советского интеллигента. Но в итоге выбрал Анатолия Папанова, и тот мастерски соединил в этом образе сентиментальность и мощь.
Всего в фильмографии Анатолия Папанова — более 70 картин. Кроме того, он озвучил множество мультфильмов — более сотни анимационных картин, включая «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави», «Паровозик из Ромашково» и, конечно же, 18 выпусков «Ну, погоди!».
Последней работой Анатолия Папанова в кино стала роль Николая Старобогатова, «Копалыча», в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…». Картину снимали в Рузе. 5 августа 1987 года, вернувшись со съёмок в свою квартиру в Москве, артист умер от сердечного приступа на фоне сердечной недостаточности. Фильм вышел на экраны спустя год после смерти Папанова, в 1988-м. За роль Копалыча артист был посмертно удостоен Государственной премии СССР.
«Холодное лето пятьдесят третьего…», к/с «Мосфильм», 1987, реж. А. Прошкин