В годы войны киностудии находились в эвакуации, но продолжали работу, снимая в основном военно-патриотические фильмы. На экранах появлялись и комедии, и сказки, но в любом жанре главной темой десятилетия были подвиги и победа, а главными героями — военные.
Трое бравых летчиков, для которых «первым делом, первым делом самолеты…», моментально стали любимцами зрителей всех возрастов. Критика посчитала «Небесный тихоход» легкомысленным, а вот народ встретил одну из первых послевоенных комедий с восторгом, растащил ее на цитаты и вывел в лидеры проката 1946-го года.
Николай Крючков, Василий Меркурьев и Василий Нещипленко стали олицетворением храбрости, оптимизма и мужской дружбы. Ну и конечно их героев никто не осудил за то, что нарушили обещание не влюбляться до конца войны! Зрительницы так наоборот — горячо поддержали…
Фильм «В шесть часов вечера после войны» и его герои для зрителей стали символом веры в скорое окончание войны и мирное будущее. Василий и Варя через всю войну пронесли свое обещание встретиться в день победы на Каменном мосту, и этот день наступил…
Евгений Самойлов, воодушевивший солдат на победу и подаривший надежду на возвращение домой и встречу с любимыми, после выхода фильма стал народным героем. Фильм, показавший будущий конец войны и победный салют, стал лидером проката 1944 года.
«Подвиг разведчика» можно назвать нашим первым шпионским фильмом. Разведчик Алексей Федотов, он же Генрих Эккерт, блестяще справился с заданием — добыл секретную переписку гитлеровской ставки, и стал одним из самых любимых героев как у взрослых, так и у юных зрителей. После выхода фильма в шпионов играли целыми дворами.
Павел Кадочников приобрел огромную популярность, и до появления на экранах полковника Исаева был эталоном киноразведчика. Из Кремля актеру прислали официальную бумагу, где было написано, что «Павлу Петровичу Кадочникову присваивается почетное звание майора всех родов войск СССР. Сталин, Ворошилов».