Именно в 70-е годы было снято огромное количество фильмов, которые позже составили «золотой фонд». Кино теряет идеологическую составляющую и на первый план выходят чувства простых советских граждан, детективные истории и приключения героев прошлого и будущего.
Если бы тогда составляли топ-листы, то Штирлиц, несомненно, возглавил бы список киномужчин 70-х. Премьера сериала «Семнадцать мгновений весны» про советского разведчика с нордическим характером, внедрённого в высшие эшелоны гитлеровской власти, прошла в 1973 году. Во время показа улицы пустели, а все дела откладывались на час… По просьбам зрителей, всего через три месяца после премьеры сериал показали ещё раз.
Хладнокровного Штирлица обсуждали, за него переживали, про него придумывали анекдоты, им восхищались мужчины и по нему вздыхали женщины. Эта роль стала триумфальной для Вячеслава Тихонова, принесла ему государственную премию и премию КГБ СССР. Фильм до сих пор собирает рейтинги во время каждого показа.
Сериал «Место встречи изменить нельзя» о борьбе с бандитизмом в послевоенные годы по популярности не уступал «17 мгновениям весны» — если верить сводкам, то в эти часы даже правонарушения не совершались, все сидели у телевизоров. Перенесённый на улицы Москвы классический детектив с классическим комиссаром производил магическое действие. Жёсткий Жеглов с его не всегда правильными, но принципиальными методами, и душевный честный Шарапов стали кумирами поколения.
Популярность Владимира Высоцкого и имидж его героя, сделали Жеглова одним из самых ярких мужских персонажей в советском кино. Зрительская любовь была огромна, но, что интересно, сериал, собирающий у экранов миллионную аудиторию, не получил ни одной награды!
«Свой среди чужих, чужой среди своих» много критиковали за подражание западным ковбойским фильмам, за нечёткость жанра и обилие персонажей, которые не делятся на плохой-хороший, но при этом все отмечали новаторский подход. Действительно, источником вдохновения для истории об реквизированном золоте, которое у красных крадут белые, а у белых — бандиты, служили фильмы 60-х с Клинтом Иствудом… Отечественный истерн, жанр которого со времён «Неуловимых мстителей» не получал развития, был фильмом больше для мужской аудитории.
Роль Шилова принесла популярность Юрию Богатырёву и стала, пожалуй, самой мужественной во всей фильмографии актёра. Доброму и мягкому Богатырёву отчаянный чекист дался нелегко, но образ вошёл в историю кино.