Сегодня в это сложно поверить, но в далёком 1955 году молодой режиссёр Эльдар Рязанов не горел желанием снимать «Карнавальную ночь». Сценарий новогоднего фильма три года пылился на «Мосфильме», пока директор киностудии, Иван Пырьев, не предложил его Рязанову. Тот согласился, но тотчас же принялся переписывать сценарий, который совсем ему не понравился.
Благодаря Пырьеву в фильме снялась и Людмила Гурченко. На пробах Эльдар Рязанов отклонил её кандидатуру. Однако, увидев в коридоре «Мосфильма» тоненькую девушку в пышной юбке, Иван Пырьев привёл её к режиссёру и настоятельно попросил провести повторные пробы. В итоге Гурченко утвердили, и — неожиданно для самих создателей — её героиня, Леночка Крылова, вышла на первый план.
«Карнавальная ночь», к/с «Мосфильм», 1956, реж. Э. Рязанов
Авторы этого не планировали: изначально у этого персонажа не было ярко прописанного характера — по сценарию Леночка была просто привлекательной девушкой. Но двадцатилетняя Гурченко сыграла так талантливо, что после премьеры стала звездой. Да такой популярной, что на следующий фильм, «Девушка с гитарой», её не просто пригласили — сценарий картины был написан специально для неё. Однако такого успеха, как «Карнавальная ночь», «Девушка с гитарой» не снискала.
После «Карнавальной ночи» и «Девушки с гитарой» за Людмилой Гурченко закрепилось амплуа музыкально-комедийной актрисы. «Все считали: раз Гурченко, значит, пение, улыбка, хорошее настроение… Шли годы, я играла девушек с разными именами, с одной и той же функцией на экране, стереотипных, как фильмы, в которых они действовали», — делилась Людмила Марковна в интервью.
Артистке казалось, что все вокруг забыли, что в институте она играла серьёзные драматические роли. К счастью, режиссёр Виктор Трегубович пригласил артистку сняться в фильме «Старые стены» в роли Анны Георгиевны, 45-летней руководительницы текстильной фабрики. На студии «Ленфильм» выбор Гурченко на столь нетипичную для неё роль был встречен с недоверием. Однако Трегубович, видевший старые, институтские работы Людмилы Марковны, в артистке не сомневался.
«Старые стены», к/с «Ленфильм», 1973, реж. В. Трегубович
И первая «возрастная» роль Гурченко стала переломной — в лучшем смысле — для её карьеры. Картина завоевала успех далеко не сразу — её заметили и оценили по достоинству только через полтора года после премьеры. В 1976-м создатели фильма получили Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. А Людмила Гурченко стала получать приглашения на съёмки в большом, серьёзном кино — таком желанном.
Фильм о «войне без прикрас» режиссёру Алексею Герману предложил снять Константин Симонов. Знаменитый поэт создал сценарий «Двадцати дней без войны» на основе собственной повести из цикла «Из записок Лопатина». В качестве режиссёра он рассматривал только Германа — и тот не отказал. Режиссёр долго и скрупулёзно изучал фронтовые архивы Симонова, чтобы воссоздать детали его истории максимально точно и реалистично.
В ходе подготовки к съёмкам Константин Симонов возразил Алексею Герману лишь однажды — когда в главной женской роли тот предложил снять Аллу Демидову. В своём стремлении максимально приблизить кино к реальности режиссёр подобрал на роль костюмера Нины артистку, слишком напоминавшую бывшую жену Симонова — Валентину Серову, недавно ушедшую из жизни. Именно она была прототипом героини его повести — и автор попросил не брать Демидову на роль. Провели пробы — и в итоге на съёмки пригласили Людмилу Гурченко.
«Двадцать дней без войны», к/с «Ленфильм», 1976, реж. А. Герман
С партнёром по съёмкам, Юрием Никулиным, замечательно сыгравшим фронтового репортёра Василия Лопатина, у Людмилы Марковны сложились тёплые отношения. А вот с Алексеем Германом актриса сработалась далеко не сразу. Поначалу режиссёр был недоволен актрисой — ему казалось, что Гурченко переигрывает и слишком много плачет в кадре. Та, в свою очередь, обижалась — и на придирки режиссёра, и на то, что он заставлял съёмочную группу жить в довольно тяжёлых условиях — чтобы кино получилось «безо лжи». Однако, уважая Германа и считая его настоящим мастером, Гурченко старалась во всём следовать его указаниям. В итоге роль Нины стала одной из самых запоминающихся и пронзительных в фильмографии Людмилы Марковны.
Этот фильм Никиты Михалкова был снят «между делом» — во время работы над двухсерийной картиной «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» в съёмках образовался двухмесячный перерыв. Оператор Павел Лебешев, обеспокоенный тем, что в это время съёмочная группа «расползётся» по другим площадкам, предложил Михалкову создать за это короткое время не менее масштабный проект. Предложение Лебешева сначала не приняли всерьёз — в среднем на полнометражный фильм в то время требовалось около восьми месяцев. Но затем Олег Табаков предложил Никите Михалкову и Александру Адабашьяну подходящий материал для камерного фильма — пьесу «Пять вечеров» Александра Володина. В итоге картину сняли в рекордные сроки — за 26 съёмочных дней.
Людмилу Гурченко утвердили на роль Тамары Васильевны без проб. Никита Михалков задолго до этого хотел поработать со знаменитой артисткой и обещал ей главную роль в одном из своих фильмов. В «Неоконченной пьесе для механического пианино» Людмила Марковна должна была сыграть генеральшу Войницеву, но — как назло — сломала ногу на съёмках мюзикла «Мама», и группа просто не могла дожидаться её выздоровления — расписание съёмок уже было сформировано. В итоге на роль генеральши взяли Антонину Шуранову. Но уже год спустя Михалков сдержал своё обещание — и позвал Гурченко в «Пять вечеров».
«Пять вечеров», к/с «Мосфильм», 1978, реж. Н. Михалков
Из-за цейтнота работать было нелегко — в том числе чисто физически: съёмочные смены шли с раннего утра до позднего вечера. Не всякий актёр мог выдержать такой рабочий ритм — что уж говорить об актрисе. Однако Людмила Марковна полностью доверяла Никите Михалкову как режиссёру и стойко переносила все трудности. В итоге её дуэт со Станиславом Любшиным был признан критиками как один из лучших в советском кино.
В интервью для журнала «Советский экран» Людмила Гурченко признавалась, что долгое время мечтала поработать с Петром Тодоровским — его фильмы привлекали артистку добрым, тонким отношением к простым людям. Нравился Людмиле Марковне и сценарий фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», написанный Сергеем Бодровым (старшим). «О женщине, которая живет без компромиссов, иначе не может. К таким людям — верящим, ждущим, добрым — обязательно постучится счастье, они его дождутся, как дождалась и Рита Соловьева», — так охарактеризовала свою 38-летнюю героиню 46-летняя Людмила Гурченко.
Однако во время съёмок выяснилось, что видение этой роли у режиссёра и артистки не совпадает. Разногласия были столь существенными, что споры Тодоровского и Гурченко превращались в настоящие скандалы. Рита Соловьёва казалась Гурченко слишком уж «простой» — однажды актриса пришла на съёмки в дорогом костюме, а не в простом платье, которое носила героиня по задумке режиссёра. Тодоровский принялся объяснять, что парикмахерша из Одессы не может позволить себе такие наряды, но Гурченко была непреклонна. Актриса меняла не только стиль своей героини — она меняла диалоги, переписывала целые сцены… Однажды спор актрисы и режиссёра закончился тем, что Гурченко убежала со съёмочной площадки босиком, запрыгнула в проходивший мимо автобус и уехала, а Тодоровский помчался за ней.
«Любимая женщина механика Гаврилова», к/с «Мосфильм», 1981, реж. П. Тодоровский
В итоге конфликт удалось уладить, и картину досняли. Но на премьере Людмила Гурченко не появилась. Впрочем, настояла на том, чтобы представлять фильм на кинофестивалях в США и на Филиппинах — только без режиссёра. Только спустя много лет Гурченко признала: роль в «Любимой женщине механика Гаврилова» была лучшим, над чем ей доводилось работать.
В 1956 году казалось, что после триумфа «Карнавальной ночи» Эльдар Рязанов должен звать Гурченко во все свои фильмы. Однако, по выражению самого режиссёра, судьба развела их на долгий срок. Рязанов снял Гурченко в фильме «Человек ниоткуда», но её работа над ролью разочаровала режиссёра. Впоследствии Людмила Марковна проходила пробы и в «Гусарскую балладу», и в «Иронию судьбы», но Рязанов не утверждал её. «Я ему не нравлюсь!» — в полушутку заявляла Гурченко в интервью. Однако к 80-м судьба вновь свела творческие судьбы Гурченко и Рязанова — возобновив с ней общение, он утвердил её на роль в «Вокзале для двоих» без проб.
«Я пришла к Рязанову с твёрдым решением делать всё, как он скажет. Первое время на репетициях, в разговорах, на пробе слушала, сплетала и приспосабливала „своё“ к „его“. С большим вниманием осваивала его правила игры», — вспоминала Людмила Гурченко. Ради съёмок в «Вокзале для двоих» актрисе во многом пришлось идти на компромиссы — и жертвы. Однажды проект чуть не покинул Олег Басилашвили: актёра смущала необходимость в первые же съёмочные дни целоваться с партнёршей по съёмкам. Рязанов настаивал, что это необходимо, и Басилашвили был готов уйти; примирила их именно Гурченко, предложив изменить диалоги так, что в итоге «откровенные» моменты перенесли в другую сцену.
«Вокзал для двоих», к/с «Мосфильм», 1982, реж. Э. Рязанов
После перелома ноги, полученного несколько лет назад на съёмках «Мамы», Людмила Гурченко ходила с трудом — а на съёмках «Вокзала для двоих» нужно было бегать. В финальной сцене — ещё и тащить гармонь по заснеженной дороге — а ведь когда снимали этот эпизод, на улице было минус двадцать… Усилия Людмилы Гурченко не были напрасными: в 1983 году за роль в «Вокзале для двоих» Юрий Андропов присвоил ей звание народной артистки СССР. А фильм Рязанова стал лидером проката в 1983-м — и лучшей картиной года согласно опросам журнала «Советский экран».
На роль Раисы Захаровны, экстравагантной любовницы непутёвого Василия, претендовали Татьяна Доронина, Ольга Яковлева и Наталья Кустинская. Но выбор Владимира Меньшова пал на Людмилу Гурченко. Мало кто знает, что именно благодаря Людмиле Марковне эта «героиня-любовница» получила такую «насыщенную жизнь»: в первоначальной версии сценария у Раисы был всего один эпизод. Но ради знаменитой актрисы сценарий переписали, а характер Раисы Захаровны был «украшен» деталями, многие из которых придумала сама артистка. Например, она предложила заставить квартиру Раисы кактусами, и принесла на площадку любимую собачку, которая «сыграла» незабываемого питомца роковой разлучницы.
«Любовь и голуби», к/с «Мосфильм», 1984, реж. В. Меньшов
Ради яркой роли Людмиле Гурченко снова пришлось терпеть холод: «курортные» сцены снимали на Чёрном море, в Батуми, в конце ноября. Температура воды не поднималась выше четырнадцати градусов, и такие условия артистка переносила с трудом. Сложно представить себе, как при такой температуре поддерживать диалог в кадре, не забывая текст, и не дрожать. Однако Гурченко и Михайлов справились. В знак признательности артистам Владимир Меньшов сам нырнул в холодную морскую воду в конце съёмочного дня.
По слухам, изначально Людмила Гурченко невзлюбила итог работы Владимира Меньшова — несмотря на то, что сценарий ей нравился, фильм «Любовь и голуби» казался ей творческой неудачей. Но годы спустя она прониклась этим кино — и признала, что с годами картина эта становится всё лучше и лучше.