Её биография была похожа на американские горки, где популярность сменялась опалой, за браком следовал развод, а драма сменялась комедией и наоборот…
Людмила Гурченко родилась в семье харьковских музыкантов. У её родителей был неравный, но крепкий брак: отец был из батраков, а мать — из старинного дворянского рода. Оба работали в Харьковской филармонии, и поэтому никто не удивился, когда у дочери обнаружился музыкальный талант.
Во время войны отец актрисы ушёл на фронт, а она вместе с матерью осталась в оккупированном городе. Чтобы выжить, мать продавала вещи, а девочка брала аккордеон и давала импровизированные концерты. Она пела даже для немцев, которые с удовольствием слушали немецкие оперетты в её исполнении. За свои выступления девочка получала кастрюлю борща… Ей прочили музыкальную карьеру, но после школы она взяла аккордеон и уехала в Москву — поступать во ВГИК.
«Человек ниоткуда», к/с «Мосфильм», 1961, реж. Э. Рязанов
Её сразу приняли, но указали на говор, от которого она пыталась избавиться ещё в Харькове. С утра до вечера актриса делала упражнения и повторяла вслух выступления знаменитого диктора Юрия Левитана. Она мечтала сниматься, но из всего курса именно её никто не приглашал даже в эпизод. Попасть на экраны ей помогла Тамара Макарова, которая пожалела студентку и пригласила на маленькую роль в фильм «Дорога правды». Увидев себя на экране, Гурченко была очень разочарована… Успокаивало её только то, что родители были счастливы, увидев дочку в кино.
«Дорога правды», к/с «Ленфильм», 1956, реж. Я. Фрид
Сразу после «Дороги правды» она получила роль в новогодней комедии «Карнавальная ночь». Фильм побил все рекорды проката и, можно сказать, обессмертил себя именами режиссёра Эльдара Рязанова и актрисы Людмилы Гурченко…
Официальные пробы она провалила, но шла по коридору «Мосфильма» и заметила заинтересованный взгляд тогдашнего директора Ивана Пырьева. По воспоминаниям самой актрисы, она постаралась привлечь его внимание задорной подпрыгивающей походкой, и ей это удалось. Симпатичную девушку с необычайно тонкой талией привели обратно в студию, оператору велели снять её так, чтобы «был человек», и новые пробы опять показали Рязанову. Этот вариант ему понравился, и Гурченко утвердили. Причем, не только утвердили, но и вывели её героиню на первый план. По сценарию Лена Крылова в сюжете практически не играла роли.
«Карнавальная ночь», к/с «Мосфильм», 1956, реж. Э. Рязанов
После триумфального успеха «Карнавальной ночи» Гурченко стала любимой актрисой режиссёра Эльдара Рязанова, он говорил, что «такие таланты рождаются раз в сто лет». Однако он не утвердил её в фильмы «Ирония судьбы…» и «Гусарская баллада» и вообще снял ещё всего три раза. Зато в «Вокзале для двоих» готовый сценарий переделывали под Гурченко — сначала её героиня была гораздо младше.
«Женитьба Бальзаминова», к/с «Мосфильм», 1964, реж. К. Воинов
Гурченко вмиг стала популярной, и специально под неё написали сценарий музыкального фильма «Девушка с гитарой». На киностудии думали, что делают вторую «Карнавальную ночь», но зрители встретили фильм прохладно. Режиссёры стали относиться к Гурченко как к несерьёзной актрисе, и с предложениями не спешили. Чтобы заработать, она пела на заводах и шахтах, выступала с творческими вечерами в маленьких клубах и участвовала в совместных актёрских «халтурах». Это стало формальным поводом для начала травли — в газетах вышли статьи о зазвездившейся актрисе-певичке, которая даёт «левые» концерты и поддерживает легкомысленные буржуазные нравы. Но на самом деле причина была в другом…
«Девушка с гитарой», к/с «Мосфильм», 1958, реж. А. Файнциммер
Во время съёмок «Девушки с гитарой» актрисе предложили сотрудничать с КГБ. Она отказалась и фактически подписала себе приговор — ближайшие 10 лет актриса не получала заметных ролей. Зато именно в этот период она начала играть драматические роли, которые помогли ей выбраться из легкомысленного амплуа. Знаковой работой того времени стала роль блокадницы Сони в фильме «Балтийское небо».
«Балтийское небо», к/с «Ленфильм», 1960, реж. В. Венгеров
На тот момент Людмила Гурченко была второй раз замужем. В 18 лет она вышла замуж за режиссёра Василия Ордынского, и они прожили чуть больше года. Актриса рассчитывала на главные роли в его фильмах, но когда поняла, что он не отстаивает её перед худсоветом — подала на развод. Многие знакомые даже не знали, что они были официально женаты… Почти сразу актриса познакомилась со студентом сценарного факультета ВГИКа Борисом Андроникашвили. Они поженились, у них родилась дочь Мария, а через два года актриса узнала про измены мужа и сразу развелась. Дочь воспитывали бабушка с дедушкой, отношения с ней у актрисы не сложились — они почти не общались.
www.museum.ru
Период простоя закончился в 1974 году с выходом фильма «Старые стены», где она играла директора ткацкой фабрики. О ней заговорили как о мощной драматической актрисе, и через пару лет она подтвердила своё новое амплуа, снявшись в драме «Двадцать дней без войны». Постепенно она стала одной из самых знаменитых актрис советского кино. Её не оставляли без внимания и режиссёры комедийного и музыкального кино — одновременно с драмами она снималась в «Соломенной шляпке», «Небесных ласточках» и «Маме».
«Полёты во сне и наяву», к/с им. Довженко, 1983, реж. Р. Балаян
Актриса была знаменита не только своими ролями, но и своими нарядами! Она прекрасно шила и половина её потрясающих нарядов вышла из-под её иголки. Гурченко сама моделировала, придумывала сложные выкройки, освоила пэчворк, вышивку и кружевоплетение, делала даже шляпки. В 80-е она стала суперзвездой, часто появлялась на обложках журналов, и поклонники даже не догадывались, что её костюмы и платья не заказаны по заграничным каталогам, а результат фантазии и кропотливого труда актрисы.
«Рецепт её молодости», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Е. Гинзбург
В 1962 году Гурченко вышла замуж в третий раз — за актёра Александра Фадеева. Этот брак просуществовал два года, и актриса называла его «прочерком в жизни». Зато четвёртый раз запомнился надолго — она вышла замуж за певца Иосифа Кобзона! Оба были талантливы и амбициозны, с трудом прожили три года, с ненавистью развелись и старались никогда больше не встречаться…
«Двадцать дней без войны», к/с «Ленфильм», 1976, реж. А. Герман
Между четвертым и пятым официальным браком был ещё брак гражданский — актриса 18 лет прожила со своим аккомпаниатором, музыкантом Константином Купервейсом. Пятым мужем стал продюсер Сергей Сенин, который был младше актрисы на двадцать пять лет. Они познакомились в 1991 году на съёмках фильма «Сексказка», через два года поженились и прожили до конца жизни актрисы. О своих браках она говорила: «Любовь у меня всегда была одна — большая, искренняя, чувственная, преданная… только объекты менялись».
«Старые клячи», к/с «КиноМост», 2000, реж. Э. Рязанов
В 80-х годах был пик популярности актрисы. Она снялась в комедии «Любовь и голуби», мюзикле «Рецепт её молодости», мелодрамах «Любимая женщина механика Гаврилова» и «Вокзал для двоих». Сразу после премьеры «Вокзала…» она стала Народной артисткой СССР и актрисой года по версии журнала «Советский экран». В 90-х её популярность пошла на убыль… Гурченко последний раз снялась у Рязанова в «Старых клячах», сыграла княгиню Иоганну в двух фильмах из трилогии о гардемаринах и появилась в проекте «Старые песни о главном». Для неё, как и для других советских актёров, просто не было достойных предложений.
«Вокзал для двоих», к/с «Мосфильм», 1982, реж. Э. Рязанов
В 2009 году совместно с молодым режиссёром Дмитрием Коробкиным сняла фильм «Пёстрые сумерки» про немолодую актрису и юного слепого музыканта. Сюжет основан на реальных событиях — Людмила Гурченко помогала незрячему музыканту Олегу Аккуратову. В то время она уже больше занималась музыкой — выпускала диски и снималась в клипах на сольные песни и дуэты с Аллой Пугачёвой, Борисом Моисеевым, Михаилом Боярским, а в 2011 году вышел её клип на песню Земфиры «Хочешь?». На экране актрису окружали ушедшие друзья — Евгений Евстигнеев, Юрий Никулин, Олег Янковский, Андрей Миронов, Александр Абдулов и другие. Вскоре после премьеры Людмила Гурченко умерла от сердечной недостаточности…