Секреты культовых советских мультфильмов: «Бременские музыканты»

4 мая

Как создавались образы героев, чьё имя нельзя было упоминать в титрах и что особенно возмутило деятелей культуры.

Режиссёр Ирина Ковалевская и композитор Геннадий Гладков хотели снять какую-нибудь музыкальную сказку и остановились на «Бременских музыкантах» братьев Гримм. Правда сюжет режиссёра очень расстроил — состарившихся Осла, Пса, Кота и Петуха хозяева за ненадобностью выгнали со двора, и они решили идти в город Бремен, чтобы стать уличными музыкантами. Ночью животные наткнулись на хижину разбойников, выгнали хозяев и остались там жить. Всё. История была печальная, но первая и последняя её экранизация была 1937 году, и всё-таки она была про музыку…

«Бременские музыканты», к/с «Союзмультфильм», 1969, реж. И. Ковалевская

За сценарий взялись поэт Юрий Энтин и актёр Василий Ливанов — они не хотели делать чисто детскую историю, поэтому по совету Гладкова ввели любовную линию. Ливанов придумал Трубадура, к нему в пару после некоторых раздумий поставили Принцессу. А если есть Принцесса, то должен быть и Король, который усилит драматургию, так как точно будет против мезальянса дочери и бродячего музыканта. В ходе работы новые герои стали главными, и от сказки Гримм осталось только название.

«Бременские музыканты», к/с «Союзмультфильм», 1969, реж. И. Ковалевская

На «Союзмультфильме» сказку одобрили, и создатели первым делом решили записать песни, а потом уже под них рисовать героев. Юрий Энтин написал стихи, Геннадий Гладков — музыку, для записи пригласили солистов квартета «Аккорд» — у них были партии Короля, Принцессы и животных, актёров Олега Анофриева — Трубадура и Зиновия Гердта, который должен был спеть за Атаманшу. В назначенный час на студию приехал только заболевший Анофриев — сказать, что петь не сможет. Гердт и солисты квартета позвонили с просьбой отложить работу… Времени у авторов не было — им и так на студии «Мелодия» смогли выделить только ночные часы, поэтому срочно позвонили друзьям — поэту Анатолию Горохову и певице «Москонцерта» Эльмире Жерздевой, и решили обходиться своими силами. Анофриев не смог бросить команду и остался, несмотря на температуру.

«Бременские музыканты», к/с «Союзмультфильм», 1969, реж. И. Ковалевская

На записи оказалось, что Анофриев — неплохой имитатор и может петь не только за лиричного Трубадура, но и за разных по манере Пса, Кота, Петуха, разбойников и даже Атаманшу. Сначала разбойницу пыталась озвучить Жерздева, но её сопрано было слишком нежным для героини, тогда Анофриев спросил под чей образ нужно петь, авторы музыки прикинули, кто из актрис смотрелся бы в образе и ответили, что под Фаину Раневскую. Результат так всем понравился, что его и оставили. За Короля спел Геннадий Гладков, за Осла — Анатолий Горохов, а за охрану — Анофриев и Горохов. Анофриев рассказывал, что разъезжались они уже под утро и к этому моменту он был абсолютно здоров — великая сила искусства!

www.kinoict.mirtesen.ru

Облик героев создавал художник Макс Жеребчевский. Первый вариант никому не понравился — герои выглядели как в обычной детской сказке, а музыка при этом была современная и рок-н-ролльная. Было решено рисовать в стилистике хиппи и «Битлз» — авторы понимали, что возможно у них возникнут проблемы на утверждении, но очень хотелось сделать героев привлекательными для молодёжи. Тем более, что все причастные и сами были молодыми людьми — самому старшему Олегу Анофриеву было 39 лет.

«Бременские музыканты», к/с «Союзмультфильм», 1969, реж. И. Ковалевская

После долгих споров режиссёр достала зарубежные журналы, где нашли и портрет будущего Трубадура, и ультрамодные наряды для всех героев, а короткое красное платье Принцессы в жизни принадлежало жене Юрия Энтина. В сказке оставили только Короля и его охрану… Сложнее всего было рисовать разбойников — никто не представлял, как они должны выглядеть, но потом увидели на студии календарь с гайдаевскими Трусом, Балбесом и Бывалым — Георгием Вициным, Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым — и вопрос был решён. Знойную Атаманшу списали с двух женщин — супруги режиссёра Вячеслава Котеночкина, балерины Тамары Вишневой, и действительно Фаины Раневской.

«Бременские музыканты», к/с «Союзмультфильм», 1969, реж. И. Ковалевская

Несмотря на явные отсылки к западу, «битлам» и движению хиппи, цензуру мультфильм прошёл. Критики возмущались уже после премьеры — «Бременских музыкантов» называли испорченной сказкой, писали, что герои пагубно влияют на молодежь, а творческий коллектив пропагандирует тлетворную западную культуру. Мультфильм не получил ни одной награды, но зато пластинка с песнями разошлась миллионными тиражами. Это возмутило уже деятелей культуры, которые не понимали, почему у Тихона Хренникова было продано 3 млн экземпляров, а у «Бременских музыкантов» — 28 млн…

«Бременские музыканты», к/с «Союзмультфильм», 1969, реж. И. Ковалевская

Снимать вторую часть «Бременских музыкантов» не планировалось, эта идея поселилась в головах создателей после того как на киностудию пришло письмо от директора московского детского кинотеатра «Баррикады» с просьбой продолжения истории. Ливанов, Энтин и Гладков написали сценарий под названием «По следам бременских музыкантов» и пошли к режиссёру, но Инесса Ковалевская считала, что сюжет закончен и никаких продолжений не нужно. После уговоров она попросила подождать, пока доснимет другой мультфильм, а потом они вернутся к обсуждению. На киностудии ждать не хотели и предложили занять режиссёрское кресло Василию Ливанову.

«По следам бременских музыкантов», к/с «Союзмультфильм», 1971, реж. В. Ливанов

Олег Анофриев участвовать во второй части отказался — ему казалось, что мультфильм уже и так эксплуатируют, выпуская пластинки, снимая спектакли и перепевая песни. Для озвучивания Трубадура пригласили Муслима Магомаева, которому очень нравилась первая часть, поэтому он с радостью согласился и даже отказался от гонорара. До этого серьёзный оперный и эстрадный певец записал для журнала «Кругозор» пластинку с музыкальными пародиями, и стало ясно, что он, во-первых, человек с юмором, а, во-вторых, может петь разными голосами. В мультфильме он исполнил партии не только Трубадура, но ещё Сыщика и Атаманши, за Короля спел Геннадий Гладков, а за Принцессу — снова Эльмира Жерздева.

«По следам бременских музыкантов», к/с «Союзмультфильм», 1971, реж. В. Ливанов

В титрах было указано, что за музыкантов, разбойников и придворных пели Анатолий Горохов и вокальный квартет, но на самом деле был ещё один исполнитель. Помимо Магомаева и Горохова за героев пел бывший солист группы «Весёлые ребята» Леонид Бергер, но ни одного упоминания о нём ни в титрах, ни на пластинке не было. Дело в том, что на тот момент он подал документы на эмиграцию и его участие могло поставить крест на судьбе мультфильма.

«По следам бременских музыкантов», к/с «Союзмультфильм», 1971, реж. В. Ливанов

Мультфильм «По следам бременских музыкантов» вышел в 1971 году и был принят зрителями с неменьшим восторгом. Даже критики возмущались подражанию Западу уже не так громко, а песня «Луч солнца золотого» пополнила репертуар Муслима Магомаева и стала одной из самых популярных песен из кино, которую позже перепели десятки певцов — от эстрадных исполнителей разных лет до Егора Летова и Михаила Горшенёва.

«Бременские музыканты&Co», к/с «Ленфильм», 2000, реж. А. Абдулов

Было ещё несколько попыток вернуться к истории «Бременских музыкантов», но ни одна из них не сравнилась по популярности с первыми частями. В 2000 году вышел сатирический мультфильм «Новые бременские», в создании которого участвовали Ливанов, Энтин и Гладков, а вокальные партии исполнили звёзды. Зрители восприняли историю негативно, и о ней постарались забыть.
Через год актёр Александр Абдулов написал на основе мультфильмов сценарий и снял музыкальный фильм «Бременские музыканты&Co» с участием Олега и Филиппа Янковских, Анастасии Вертинской, Михаила Пуговкина, Александра Збруева и других популярных актёров. Фильм успехом не пользовался, а многие откровенно называли его режиссёрским провалом Абдулова.
В 2024 году вышел фильм «Бременские музыканты» режиссёра Алексея Нужного, который собрал противоречивые отзывы и зрителей, и критиков. Этот фильм стал последним проектом, в создании которого участвовал Геннадий Гладков — композитор ушёл из жизни за несколько месяцев до премьеры…