Как знаменитый «сказочник» создавал спецэффекты, что получил в наследство из Ирландии и почему распались два его брака.
У знаменитого советского режиссёра были ирландские и греческие корни. Его отец Артур Роу в 1905 году приехал из Ирландии в Россию работать по контракту. Он налаживал мукомольное производство в небольших городах, и в городе Юрьевец познакомился с гречанкой из Одессы Юлией Карагеоргий. У них завязался роман и в 1906 году родился сын Александр, но когда мальчику было восемь лет Артур вернулся на родину. Контактов с семьей он не поддерживал и сына больше не видел.
Фото: rupost.info
Детство Александра Роу кончилось быстро — мать тяжело заболела, и все заботы легли на его плечи. В десять лет он работал продавцом галантерейной мелочёвки и помогал в церковном приходе, а параллельно учился в семилетке. В 15 лет он поступил в экономический техникум и начал работать в агиттеатре «Синяя блуза». Актёрский мир оказался гораздо интересней экономики, и вскоре Роу бросил техникум и поступил в киношколу.
«По щучьему велению», к/к «Межрабпом», 1938, реж. А. Роу
В 1930-м году он устроился на студию «Межрабпомфильм» и стал ассистентом знаменитого режиссёра Якова Протазанова, но всегда говорил, что знает, зачем пришёл в кино… Через семь лет его пригласили режиссёром на киностудию «Союздетфильм», и Роу сразу же взялся осуществлять мечту делать волшенбное кино — он взялся экранизацию сказки «По щучьему велению»! Режиссёр с азартом принялся экспериментировать — придумал как снять самоходную дымящую печь, убегающие вёдра, самоскладывающиеся бревна и прочие чудеса, которые удивляли даже взрослых. Кроме того, это была чуть ли не первая длинная детская сказка — её хронометраж был целых 56 минут! Цензоры фильм одобрили, но посоветовали режиссёру в будущем снимать более патетичное и патриотичное кино. Этот совет преследовал Роу на протяжении всей работы.
«Василиса Прекрасная», к/к «Межрабпом», 1939, реж. А. Роу
Изготовление «самоходной» печи Роу поручил московским инженерам, и они сделали своеобразный автомобиль в виде печки — внутри было место для водителя и пиротехническое устройство, выпускающее клубы дыма. Для фильма «Василиса Прекрасная» Роу поехал в загорскую мастерскую игрушек и договорился о создании Змея Горыныча. Фигурой в 11 метров длиной и 5 метров высотой управляли двадцать человек. У режиссёра собралась очень мощная команда гримёров, которая превращала актёров в героев советского сказочного «хоррора», и лучшие мастера комбинированных съёмок. Роу старался не менять съёмочную группу и работать с уже знакомыми актёрами.
«Василиса Прекрасная», к/к «Межрабпом», 1939, реж. А. Роу
Во время съёмок «Василисы Прекрасной» режиссёр познакомился с игравшей роль Маланьи актрисой Ириной Зарубиной, которая стала его второй женой. Роу к этому моменту уже был разведён — их брак с яркой комедийной актрисой Еленой Савицкой, для которой он был уже третьим мужем, распался быстро. Творческие личности не смогли ужиться и разошлись без претензий друг к другу. С Зарубиной они тоже прожили недолго — в 1940-м году у супругов родилась дочь, а через год началась война. Роу с киностудией уехал в эвакуацию в Душанбе, жена отказалась покидать Ленинград, и на этом их совместная жизнь закончилась.
«Кащей Бессмертный», к/с «Союздетфильм», 1944, реж. А. Роу
Во время эвакуации в Душанбе Александр Роу снял патриотическую сказку «Кащей Бессмертный», в которой русское войско громило кащееву армию. Намёк был очевиден, но мало кто знал, что на создание образов режиссёра вдохновил немецкий киноэпос 1924 года «Нибелунги», и «Кащей Бессмертный» был отчасти пародией на него…
Несмотря на успех фильма, после войны Роу остался практически без работы. Кинопроизводство было в упадке, началась эпоха «малокартинья», а народные сказки оказались вне государственных интересов — Сталин постановил снимать позитивное и идеологически правильное кино о современности. Роу снимал документальные фильмы, работал на Ереванской киностудии, экранизировал повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», снял музыкальную комедию «Драгоценный подарок» и только в конце 50-х вернулся в свой сказочный мир.
«Марья-искусница», к/с им. М Горького, 1959, реж. А. Роу
Именно с конца 50-х начался самый успешный период для режиссёра — за десять с небольшим лет он снял свои знаменитые сказки. «Марья-искусница», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Королевство кривых зеркал», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Золотые рога» — каждый фильм Роу с восторгом встречали зрители всех возрастов. «Морозко» добился даже международного признания, он получил приз на Венецианском кинофестивале и принёс режиссёру звание народного артиста РСФСР.
«Морозко», к/с им. М. Горького, 1964, реж. А. Роу
В начале 60-х режиссёр получил неожиданный привет из Ирландии. Его отец к тому времени уже умер, превратившись из великолепного ирландского инженера в канадского дворника-пьянчужку, но семья Роу по-прежнему владела мукомольным бизнесом. Когда глава компании решил продать бизнес, то поручил поделить выручку между всеми наследниками, в том числе доля причиталась и Александру Роу.
Родня, никогда не видевшая советского родственника, не придумала ничего лучше, чем дать объявление в газете «Известия», что разыскивается Александр Артурович Роу. И он нашелся! Режиссёр получил 300 фунтов — этого хватило на хорошее пальто и фотоаппарат, но когда его расспрашивали о наследстве, то он с озадаченным видом говорил, что получил пароходную компанию и публичный дом в Ирландии и никак не решит, что с этим делать… На связь с родственниками он не вышел — в то время контакты с иностранцами могли сильно осложить жизнь.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
В 1972 году Александр Роу начал работу над сказкой «Финист — Ясный Сокол», написал сценарий, утвердил актёров, но до начала съёмок не дожил. Фильм снял его ученик Геннадий Васильев, которому третья жена режиссёра передала все готовые материалы режиссёра. По воспоминаниям современников, Роу был очень добрым «большим ребёнком» с хорошим чувством юмора, но тему семьи никогда не обсуждал. Поэтому кем была его третья жена и как сложилась судьба его дочери Татьяны неизвестно, нет информации и о внуке — Алексей Рыбников живёт в Санкт-Петербурге и не поддерживает никаких контактов с прессой.
«Огонь, вода и... медные трубы», к/с им. М. Горького, 1967, реж. А. Роу