Ко дню рождения знаменитого актёра!
Георгий Вицин родился 18 апреля 1917 года на территории Великого Княжества Финляндского — в городе Териоки, который сейчас называется Зеленогорск. Однако в некоторых документах датой рождения стоит 23 апреля 1918 года — через несколько лет мать переправила дату, чтобы отправить болезненного мальчика в оздоровительную школу, где оставались места только для младшей возрастной группы. Фамилия будущего актёра тоже сначала была другой — «Вицын», буква «ы» сменилась на «и» в результате ошибки паспортистки.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», к/с «Мосфильм», 1965, реж. Л. Гайдай
В детстве Георгий Вицин был очень застенчивым ребёнком, и никто не предполагал какое будущее его ждёт. Однако у актёра уже в детстве была развита самодисциплина и упорство, поэтому он решил избавляться от мешавшей ему стеснительности и пошел в театральную студию. На сцену первый раз он вышел в возрасте 12 лет и с тех пор часто принимал участие в школьных постановках.
«Двенадцатая ночь», к/с «Ленфильм», 1955, реж. Я. Фрид
В 1933 году Георгий Вицин поступил в театральное училище им. Щепкина, но на втором курсе был отчислен «за легкомысленное отношение к учебному процессу». Это не отбило желания стать актёром, и осенью того же года он успешно сдал экзамены сразу в три театральных вуза: студию Алексея Дикого, театр Революции и училище им. Вахтангова — нынешнее училище им. Щукина. Вицин выбрал последнее, но через год перевёлся в студию МХАТ II, которую успешно закончил.
«Жених с того света», к/с «Мосфильм», 1958, реж. Л. Гайдай
После учёбы он стал актёром драмтеатра им. Ермоловой, где проработал более 30 лет. Зрители моментально полюбили молодого артиста, и на спектаклях с его участием был аншлаг. Было даже так, что посетители театра сдавали билеты прямо перед спектаклем, если узнавали, что сегодня вместо Вицина «в очередь» играет другой актёр. В знаменитой в то время пьесе «Укрощение укротителя» двадцатилетний Вицин играл старичка-ловеласа, и с тех времён стал наблюдаться забавный парадокс — в молодости актёр играл пожилых людей, а в солидном возрасте ему доставались роли почти юнцов!
«Максим Перепелица», к/с «Ленфильм», 1955, реж. А. Граник
В театре Вицин влюбился в жену художественного руководителя — актрису Надежду Тополеву. Этот роман потряс весь театр, ведь 35-летняя Тополева ушла от влиятельного мужа к неказистому актёру, который был младше её на целых 16 лет! Все ждали конца его театральной карьеры, но худрук не только простил и жену, и своего ученика, но и продолжал давать ему главные роли. Вицин и Тополева прожили вместе двадцать лет, а потом актёр влюбился с первого взгляда в костюмера Тамару Мичурину… С Надеждой они расстались друзьями и общались всю жизнь. Когда актриса осталась одна и сильно болела, он приносил ей лекарства и продукты, оплачивал сиделок. Жена была не против этой дружбы, а дочь Вицина с удовольствием ездила к Тополевой вместе с отцом.
«Она вас любит», к/с «Ленфильм», 1956, реж. С. Деревянский, Р. Суслович
Считается, что впервые Вицин снялся в роли опричника у Сергея Эйзенштейна в драме «Иван Грозный», но позже в интервью актёр признавался, что Эйзенштейна в глаза не видел, а первый раз на экране появился в музыкальной киноповести «Здравствуй, Москва!».
Кинорежиссёры особо не обращали внимания на популярного театрального актёра, и только Григорий Козинцев при встрече пришёл в восторг: «Нос! Вылитый Гоголь!» — и пригласил его на роль писателя в фильм «Белинский». Интересно, что за четыре года до этого Вицин снимался в эпизоде комедии «Весна» и играл там актёра, репетирующего роль Гоголя. Самого писателя актёр сыграл четыре раза — в фильмах «Белинский», «Композитор Глинка», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и в серии «Я помню чудное мгновенье…» детского киножурнала «Ералаш».
Популярность к Георгию Вицину пришла после фильма «Запасной игрок», в котором он сыграл молодого футболиста Васю Веснушкина. Режиссёр на пробах был уверен, что актёру лет 25, тогда как на самом деле ему уже исполнилось 37! Вицин всегда выглядел очень молодо и уделял много внимания здоровью — он никогда не курил, не пил, не ел мяса и серьёзно занимался йогой. Его принципиальность относительно здорового образа жизни многих актёров и режиссёров откровенно раздражала. Если во время съёмок у Вицина по расписанию было время занятий и медитации, то он бросал все и шел медитировать, останавливая съёмочный процесс…
«Запасной игрок», к/с «Ленфильм», 1954, реж. С. Тимошенко
Когда Вицину было 47 лет, ему снова досталась роль молодого человека. Его друг Константин Воинов задумал снимать «Женитьбу Бальзаминова» ещё десять лет назад, но тогда запустить фильм не удалось… Актёр долго отказывался играть 25-летнего оболтуса, но Воинов писал сценарий именно под него и никого другого в главной роли снимать не хотел. Вицин вздохнул и начал гримироваться. Придумал кудрявый парик, сделал курносый нос, нарисовал веснушки, добавил в грим красную краску, чтобы быть «румяней и белее». Из-за всех этих манипуляций актёр называл фильм «Женитьба набальзамированного»…
На съёмочной площадке у актёра были очень натянутые отношения с Нонной Мордюковой. После съёмок мучительной для обоих сцены с поцелуем она сказала: «Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты — труп!».
«Женитьба Бальзаминова», к/с «Мосфильм», 1964, реж. К. Воинов
Главным кинообразом Григория Вицина стал Трус из комедий Леонида Гайдая. Режиссёр знал актёра по совместной работе над фильмом «Жених с того света» и когда задумал собрать комическое трио, то сентиментальным ипохондриком видел только Вицина. Впервые актёр появился в образе Труса в комедии «Пёс Барбос и необычный кросс», а всего сыграл его семь раз. Последним фильмом, где появились уже только Трус и Бывалый, стала «Комедия давно минувших дней».
«Пёс Барбос и необычный кросс», к/с «Мосфильм», 1961, реж. Л. Гайдай
Трезвенника Вицина буквально преследовали пьяницы — помимо любившего выпить Труса такими были папаша из комедии «Не может быть!», Тебеньков из «Опекуна», Чоколев из «Опасно для жизни», монтёр Мечников из «Двенадцати стульев». К нему часто приставали забулдыги с предложениями стать третьим и мало кто знал, что выпить на съёмочной площадке он согласился всего раз — в комедии «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика». Сначала вместо пива ему наливали напиток из шиповника, но очень уж неубедительно кружка выглядела в кадре…
У Георгия Вицина было два хобби — рисование и животные. Он рисовал карикатуры на знакомых, пробовал лепить скульптуры, писать картины, часто уединялся на природе с мольбертом. К животным у него была особенная любовь — на гонорары актёр покупал еду для бродячих кошек и собак, и продавцы Смоленского гастронома специально оставляли для него косточки и мясные обрезки. Однажды подобрал и выходил полуживого пса, которого назвал Мальчиком и был очень к нему привязан. В последние годы Георгий Вицин из дома выходил редко, но всегда с кульком корма для голубей.
«Самогонщики», к/с «Мосфильм», 1961, реж. Л. Гайдай
Актёр жил очень скромно, не любил встреч с журналистами и вообще ограничивал общение с посторонними людьми. Однажды он согласился дать интервью автору книги о Трусе, Балбесе и Бывалом, и тот спросил, есть ли у актёра любимые афоризмы. Георгий Вицин назвал два: «Живи незаметно» и «Всё проходит»…