Олег Табаков родился в Саратове. Его родители были врачами, но к медицине мальчика не тянуло — с ранних лет он полюбил театр и наизусть выучил репертуар местного ТЮЗа. Когда началась война — отец ушёл на фронт, работал в санитарном поезде, а мать с сыном отправились на Урал. По возвращении в Саратов родители развелись, что стало для Олега сильным ударом… Оставшись без отца, он попал в компанию местной шпаны и неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы мать не отвела его в драмкружок. На прослушиваниях он педагогов не впечатлил, но его все-таки приняли и уже через несколько месяцев поняли, что не ошиблись — Олег Табаков блистал на сцене. К плохим компаниям и опасным приключениям его больше не тянуло.
«Шумный день», к/с «Мосфильм», 1960, реж. Г. Натансон, А. Эфрос
После школы Табаков поехал поступать в театральное училище в Москву. Дома его отговаривали — провинциальный юноша, три года саратовского кружка, ну куда? Наверняка провалится на экзаменах… Но его приняли сразу в два места — Школу-студию МХАТ и в ГИТИС. Перед МХАТом он преклонялся, поэтому выбор был очевиден. В училище чаще всего он играл спокойных положительных персонажей, и только один преподаватель разглядел в нем комедийный талант, который потом ярко проявится в его работах. В 1957 году Табаков получил диплом и тут же был принят в театр им. Станиславского.
«Шумный день», к/с «Мосфильм», 1960, реж. Г. Натансон, А. Эфрос
На последнем курсе Табаков и несколько других студентов основали на базе МХАТовского училища «Студию молодых актёров» — будущий театр «Современник». Еще до получения дипломов они сыграли премьеру — спектакль «Вечно живые» с участием Олега Ефремова и Олега Табакова. Критики пожали плечами: «Классический МХАТ, ничего нового», а студенты приняли это за лучшую похвалу. Однако после третьего спектакля руководство МХАТа обвинило молодых экспериментаторов в попрании традиций классического театра и выгнало студию из-под своей крыши. Театр устоял, выбил себе новое здание, и «Современнику» Олег Табаков отдал почти тридцать лет.
«Дело "пёстрых"», к/с «Мосфильм», 1958, реж. Н. Досталь
Однажды на спектакль «Современника» пришла школьница Людмила Крылова. Стоило ей только увидеть на сцене Олега Табакова, как девушка тут же потеряла голову. Она решила, что если тоже станет актрисой, то обязательно с ним познакомится… И действительно — она окончила Щепкинское училище, стала играть в Малом театре, и однажды её пригласили на пробы в фильм «Дорога к морю», куда уже утвердили Олега Табакова. Роман вспыхнул сразу, а вскоре пара поженилась. Они прожили в браке почти 35 лет, воспитав двоих детей — Антона и Александру.
«Сверстницы», к/с «Мосфильм», 1959, реж. В. Ордынский
Первую роль в кино Олег Табаков получил в 1956 году — в драме «Тугой узел», но популярность ему принесли фильмы «Испытательный срок» и «Люди на мосту». Он почти сразу стал узнаваемым и любимым киноактёром, и снимался постоянно — фильмы с его участием выходили каждый год. Актёр очень молодо выглядел и долгое время режиссёры видели в нем только пылкого симпатичного мальчика. Табаков на героические роли не претендовал, но и постоянно ходить в «мальчиках» не хотел, и поэтому настоящим подарком для него стала отрицательная роль лейтенанта Крутикова в драме «Живые и мертвые».
«Живые и мёртвые», к/с «Мосфильм», 1964, реж. А. Столпер
Одной из ранних работ актёра был режиссёр-самоучка Искремас из драмы «Гори, гори, моя звезда». Эту роль должен был играть Ролан Быков, но он в то время был в немилости из-за роли в запрещённом фильме «Комиссар», и его кандидатуру худсовет отверг. Тогда режиссёр Александр Митта взял на роль Олега Табакова. Для него эта роль стала пророческой — он так же страстно относился к сцене, был художественным руководителем и основателем театров, и никогда не боялся быть новатором.
«Гори, гори, моя звезда», к/с «Мосфильм», 1969, реж. А. Митта
В 60-х годах Олег Табаков был одним из самых востребованных актёров. У «Современника» дежурила «мосфильмовская» машина, чтобы сразу после спектакля везти его на съёмки. Нагрузки были такими, что в 29 лет у актёра случился инфаркт… Врачи советовали оставить театр или кино, чтобы рабочий график не был настолько безумным, но молодость и азарт взяли свое — уже через месяц он репетировал спектакль «Обыкновенная история» и снимался в трёх фильмах сразу.
«Обыкновенная история», ТО «Экран», 1970, реж. Г. Волчек
В 1970 году худрук «Современника» Олег Ефремов ушёл руководить во МХАТ, и Олег Табаков возглавил театр. Он стал самым молодым худруком — ему было всего 35 лет. Оказалось, что за мягкой внешностью и любовью к шуткам и розыгрышам скрывается жёсткий руководитель, который мог уволить любого выдающегося актёра, если тот срывал работу. Именно так это случилось с Олегом Далем… Он приехал на спектакль пьяным и на следующий день был уволен.
«Случай с Полыниным», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Сахаров
Одну из своих самых популярных ролей Олег Табаков сыграл в фильме «Мэри Поппинс, до свиданья!». Его мисс Эндрю надолго запомнилась и взрослым, и маленьким зрителям! Для полного перевоплощения в суровую леди ему даже не понадобилось сложного грима — достаточно было накрашенных губ и глаз, всё остальное сделала актёрская игра. Ему так понравился образ вредной мисс, что он освоил маникюр, хождение в туфлях и постоянно придумывал для неё новые идеи. Однажды пришёл с металлической фиксой на зубе, но режиссёр попросил её снять — в таком виде няня была похожа на уголовницу…
«Мэри Поппинс, до свидания», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Л. Квинихидзе
Мало кто знает, что мисс Эндрю была не первой женской ролью Олега Табакова. В спектакле «Всегда в продаже» он играл буфетчицу Клаву. Она, кстати, тоже была скорее отрицательным персонажем — воплощением цинизма и равнодушия. Актёр очень любил всякие розыгрыши, поэтому Клава была с ним постоянно — с пышной накладной грудью, в парике с укладкой, с макияжем на лице он шёл в кабинет и принимал посетителей. При этом сохранял каменное выражение лица и делал вид, что не понимает, почему визитёры так смущаются.
т/c «Всегда в продаже» (www.pinterest.ru)
В 1973 году ему досталась роль эсэсовского генерала Шелленберга в легендарных «Семнадцати мгновениях весны». Неожиданно для всех начальник внешней разведки службы безопасности Третьего рейха получился… милым. Настолько, что председатель КГБ Юрий Андропов после премьеры сказал актёру, что так играть бригадефюрера СС — это безнравственно. А спустя время Табаков получил открытку из ФРГ. Её прислала племянница Шелленберга, она написала: «Спасибо за то, что были добры, как дядюшка Вальтер, и дали возможность ещё раз взглянуть на него!». Оказывается, она смотрела «Семнадцать мгновений весны».
«Семнадцать мгновений весны», к/с им. М. Горького, 1971 - 1973, реж. Т. Лиознова
В середине 70-х Олег Табаков создал свою студию, которая должна была воспитывать новое поколение актёров. Отбор был жесточайшим — из нескольких тысяч желающих Табаков отобрал 49 школьников. Детям преподавали актёрское мастерство, сценическую речь и пластику, историю искусств. Чуть позже Табаков начал вести курс в ГИТИСе, куда взял всего 26 студентов, причем, восемь из них были выпускниками его студии. Попасть к Табакову было почти нереально, но среди тех, кому это удалось, оказались Игорь Нефёдов, Андрей Смоляков, Елена Майорова, Сергей Газаров. Студия стала театром, названным по фамилии руководителя — «Табакерка».
«Москва слезам не верит», к/с «Мосфильм», 1979, реж. В. Меньшов
В жизни Олег Табаков был очень прямолинейным человеком и не считал нужным лукавить перед абитуриентами и учениками. Своему ближайшему другу, который был далёк от актёрской среды, он объяснял свою жёсткость так: «Нужно говорить правду, причем сразу. Иначе человек время потеряет, пока будет учиться, а потом поедет куда-нибудь третьеразрядным артистом. Зачем?». Своих коллег он тоже не щадил, и многие на него обижались. Но при этом его очень любили и знали, что он никого не оставит в беде.
Режиссёр Иосиф Райхельгауз вспоминал, что когда работал у Табакова, то влип в историю — подрался на улице за насмешку над его фамилией. От Табакова потребовали уволить драчуна, но он придумал хитрый ход — срочно собрал комсомольское собрание, принял Райхельгауза в комсомол, а на следующий день объявил режиссёру строгий выговор с позорным исключением из рядов ВЛКСМ. Этого наказания оказалось достаточно, и Райхельгауз продолжил работать.
«Мелодия для шарманки», ООО «СОТА Синема Групп», 2009, реж. К. Муратова
Едва Табаков успел выпустить курс — его запретили вместе с театром. Студентам не разрешали собираться в студии, а Табакова отстранили от преподавательской деятельности. Актёра обвинили в идеологически неверном прочтении образа Павла Корчагина в одном из спектаклей… Ученики Табакова настолько прикипели душой к учителю и театру, что собирались по ночам. Через два года запрет сняли и актёр набрал новый курс, в него вошли Галина Чурилова, Алексей Серебряков, Евдокия Германова, Сергей Шкаликов, Александр Мохов и Марина Зудина.
«Валентин и Валентина», к/с «Мосфильм», 1985, реж. Г. Натансон
Марине Зудиной тогда было 16 — на 30 лет меньше, чем Табакову. Она была очень уверена в себе, и знала, что хочет лучшие роли и лучшего мужа… В симпатичного преподавателя студентки влюблялись поголовно, но для Зудиной Табаков был кумиром с самого детства и, как когда-то Людмила Крылова, она очень хотела привлечь его внимание. Их роман начался, когда Зудина была на втором курсе. Это был скандальный адюльтер, который не обсуждал и не осуждал только ленивый. С первой женой Табаков развёлся только спустя 10 лет — семья не простила ему уход, жена и дети прекратили с ним общение и долгое время отказывались обсуждать эту тему с кем-либо. В браке с Мариной Зудиной у Олега Табакова появилось еще двое детей — Павел и Мария.
«После дождичка в четверг», к/с им. М. Горького, 1985, реж. М. Юзовский
За свою кинокарьеру Олег Табаков снялся более, чем в ста фильмах и сыграл самых разных персонажей — вальяжного Илью Обломова из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», воришку Альхена из «Двенадцати стульев», короля Людовика XIII из «Д'Артаньян и три мушкетёра», владельца салуна Гарри МакКью из «Человек с бульвара Капуцинов», алкоголика Суходрищева из «Ширли-мырли», а в фильме «Президент и его внучка» ему досталась роль Президента. А одну из своих самых ярких ролей он даже не сыграл, а озвучил — Матроскин в мультфильме «Трое из Простоквашино» прочно ассоциируется с голосом Олега Табакова. Придумывая манеру речи для Матроскина, Олег Табаков вспоминал голоса двух людей — своего старшего сына Антона и отца первой жены, актрисы Людмилы Крыловой.
«Ширли-мырли», к/с «Мосфильм», 1995, реж. В. Меньшов
В 2000-го года Олег Табаков возглавил МХТ им. Чехова, снова сменив на посту Олега Ефремова. Театр пришлось поднимать почти с нуля — за предыдущее десятилетие зрители перестали ходить на спектакли, количество постановок было катастрофически мало, среди актёров были пьющие и неуважающие мхатовские стены. Табаков начал приводить в порядок бухгалтерию, искать новых авторов, привлекать молодых режиссёров, собрал новую сильную труппу, среди которой были Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ирина Пегова, Николай Чиндяйкин, Дарья Мороз, Анатолий Белый и другие теперь уже известные и популярные актёры. И очень скоро в кассы стали выстраиваться огромные очереди.
«Президент и его внучка», к/к «Киномост», 1999, реж. Т. Кеосаян
О своих принципах актёр говорил: «Надо иметь смелость не карьеру делать, а реализовать себя. Вот и все. Жить не по лжи. Жить по совести… Много мне добра сделали, надо и совесть иметь, по возможности возвращать, отвечать добром на добро». Олег Табаков ушёл из жизни 12 марта 2018 года. Художественным руководителем «Табакерки» стал Владимир Машков — один из его талантливых и любимых учеников.