Люди за кадром: сценарист Александр Бородянский

Сегодня

Сегодня отмечает день рождения сценарист Александр Бородянский!

Сантехник Афоня, курьер Иван, товаровед Нюра, принципиальный инспектор Зыков, джаз-банд Кости Иванова — это всё герои фильмов по его сценариям, и многим из них он придавал свои черты и передавал свой опыт.
Александр Бородянский родился и вырос в Воркуте, откуда в 19 лет на спор уехал в Киев — хотел доказать друзьям, что сможет уехать и учиться в далёком городе. Спор он выиграл — окончил строительный техникум, работал маляром и проектировщиком, а параллельно учился на сценарном факультете ВГИКа. Придумывать всякие небылицы и писать рассказы ему нравилось с детства, о кино мечтал с 14 лет после просмотра драмы «Летят журавли», но поступил он только потому, что во ВГИКе учился один из его армейских товарищей и гарантировал, что Бородянского обязательно примут. Не обманул — приняли.

Александр Бородянский в фильме «Москва слезам не верит», к/с «Мосфильм», 1979, реж. В. Меньшов

За год до окончания института Бородянский переехал в Москву, поселился в бараке в Подмосковье и вышел на работу — режиссёр Георгий Данелия, снявший фильм «Афоня» по его дипломному сценарию, взял его главным редактором в свою комедийную мастерскую Творческого объединения «Мосфильма». Бородянскому там не особо нравилось — он чувствовал себя неудобно, когда ему приходилось оценивать работы в том числе и известных режиссёров, но без московской прописки продвинуться куда-то ещё было очень сложно. Он написал ещё несколько сценариев, но даже после успеха «Афони» их нигде не принимали, а в прописке регулярно отказывали…

Александр Бородянский в фильме «Афоня», к/с «Мосфильм», 1975, реж. Г. Данелия

После третьего отказа Бородянский решил возвращаться в Вокруту и пошёл к директору с заявлением об увольнении. На киностудии его любили, поэтому директор написал ходатайство в горисполком, а понесли его Эльдар Рязанов, Нонна Мордюкова и Евгений Леонов. Отказать такой делегации не смогли, и вопрос с пропиской был решен. Правда вскоре Бородянский всё равно уволился из Творческого объединения и стал штатным сценаристом киностудии. Вскоре он сдружился с режиссёром и сценаристом Кареном Шахназаровым, и они выпустили на данный момент 12 совместных фильмов, три из которых выдвигались на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке — «Город Зеро», «Палата № 6» и «Белый тигр». Сценарист пробовал свои силы и в режиссуре — он был вторым режиссёром на съёмках четырёх фильмов, и в актёрстве — сыграл эпизодически роли в шести фильмах, а с 1990-х годов он преподаёт на кафедре драматургии во ВГИКе.

В интервью Александр Бородянский говорил, что у него есть два любимых фильма по его сценариям — «Город Зеро» и «День полнолуния», при этом своей самой любимой работой называет сценарий драмы «Цареубийца». У зрителей же популярность завоевали десятки фильмов, среди которых есть и комедии, и трагикомедии, и драмы.

«Афоня» (1975)

«Афоня», к/с «Мосфильм», 1975, реж. Г. Данелия
Дипломная работа Александра Бородянского «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭК-2» получила приз на всесоюзном конкурсе сценариев о рабочем классе. Её захотели экранизировать сразу два режиссёра — Леонид Осыка и Георгий Данелия. Бородянский не очень хотел отдавать сценарий Данелии — он дружил с Осыкой, и ему нравилось, что на главную роль тот хочет взять Борислава Брондукова, а с Данелией был мало знаком и знал, что его предыдущий фильм провалился. В Госкино настояли на передаче сценария именно ему, и Данелия начал делать из драмы комедию…

«Афоня», к/с «Мосфильм», 1975, реж. Г. Данелия
В первой версии сценария Борщов был равнодушным и циничным маляром — сначала Бородянский дал ему свою первую профессию, а для конкурса переделал маляра в сантехника. История была довольно мрачной — влюбившаяся в безразличного Афоню девушка кончала жизнь самоубийством. Данелия всё переписал, всех оставил в живых и даже устроил встречу Афони и Кати — по сценарию фильм кончался на моменте, когда Афоня протягивал паспорт милиционеру, и тот сравнивал радостное фото со стоящим перед ним унылым мужчиной… Усугублял драму и ещё один герой — Федул. По сценарию пьяница избил жену, и она оказалась в больнице в тяжёлом состоянии — этот эпизод Данелия вычеркнул целиком, и сделал Федула комедийным персонажем.
«Афоня» стал лидером проката 1975 года, а героев полюбили настолько, что в 2010 году на месте съёмок в Ярославле установили скульптуру, изображающую Афоню, штукатура Колю и кота.

«Инспектор ГАИ» (1982)

«Инспектор ГАИ», к/с им. М. Горького, 1982, реж. Э. Уразбаев
Идея фильма о принципиально не берущем взятки инспекторе принадлежала начальнику ГАИ СССР генерал-лейтенанту Валерию Лукьянову — такая история должна была поднять престиж его ведомства. Распоряжение снять фильм получила киностудия им. Горького. Режиссёром назначили Эльдора Уразбаева, а в сценаристы он позвал Александра Бородянского — год назад он снимал по его сценарию приключенческий фильм «Смотри в оба!», они нашли общий язык и планировали ещё поработать вместе.

Бородянский три месяца провёл вместе с инспекторами ГАИ — ездил с ними по дорогам, сидел в участках, наблюдал за сотрудниками и водителями. И нашёл своего героя — у одного инспектора он заметил на погоне дырку от снятой звёздочки. Бородянский узнал, что он остановил кого-то из тех, кого останавливать было не положено, и принципиально проколол права за нарушение. Его понизили в должности, но не отступился и не пожалел. Этот человек и стал прототипом Петра Зыкова.

«Инспектор ГАИ», к/с им. М. Горького, 1982, реж. Э. Уразбаев
По сценарию противостояние Зыкова и директора директор СТО Трунова заканчивалось трагически — лишённый водительских прав Трунов убивал неподкупного «гаишника». Против такого финала взбунтовался игравший директора Никита Михалков — он наотрез отказался играть этот вариант, умолял оставить инспектора в живых, говорил, что его Трунов может негодяем и даже мерзавцем, но он не убийца… Концовку переписали без участия Бородянского, но сценарист не был против — вариант ему понравился, да и в глубине души он был согласен с Михалковым.

«Дамы приглашают кавалеров» (1980)

«Дамы приглашают кавалеров», к/с «Мосфильм», 1980, реж. И. Киасашвили
Этот фильм должен был быть полнометражным дебютом режиссёра Карена Шахназарова. Он прочитал короткий рассказ Льва Славина «Кафе „Канава“», захотел экранизировать и обратился к Данелии, который отправил его к уже популярному после «Афони» сценаристи Бородянскому. Именно так и появился их знаменитый тандем…
Они вместе расширили историю, ввели новых героев и написали сценарий об одинокой 30-летней провинциалке, которая искала себе жениха на курорте. В Госкино его не одобрили — посчитали пессимистичным и нереальным, и отправили на полку, где он пролежал несколько лет.

«Дамы приглашают кавалеров», к/с «Мосфильм», 1980, реж. И. Киасашвили

В конце 70-х на него обратил внимание молодой режиссёр Иван Киасашвили, который до этого снимал только для «Ералаша». Вместе с Бородянским и Шахназаровым он переработал текст и изменил финал — в первой версии сценария героиня возвращалась ни с чем. «Дамы приглашают кавалеров» действительно стал полнометражным дебютом режиссёра, только не Шахназарова, а Киасашвили.

«Мы из джаза» (1983) и «Зимний вечер в Гаграх» (1985)

«Мы из джаза», к/с «Мосфильм», 1983, реж. К. Шахназаров

После того, как дебют с мелодрамой «Дамы приглашают кавалеров» не удался, Карен Шахназаров и большой поклонник джазовой музыки Александр Бородянский решили снять музыкальную комедию о молодом Леониде Утёсове. Друзья обратились к Утёсову, тот выслушал и… отказался общаться. Они долго не могли понять в чём дело, пока не выяснили, что Утёсов не считал себя джазменом — это его даже раздражало.
В поисках новых героев Шахназаров и Бородянский вышли на пионера русского джаза, композитора и дирижёра Александра Варламова. Он идею принял с восторгом, рассказал о становлении советского джаза и случаях из жизни музыкантов, которые вошли в сценарий. В том числе и из его жизни, так как он работал с двумя чернокожими американскими джазвуман — Коретти Арле и Целестиной Коол.

«Мы из джаза», к/с «Мосфильм», 1983, реж. К. Шахназаров
Сценарий был готов через три недели, но в Госкино его назвали ужасным и отправили на переделку. Работа над текстом заняла год, но в конце концов съёмки одобрили и даже утвердили тех актёров, которых хотели авторы. Только потребовали, чтобы на втором плане появились знаменитые и заслуженные. Бородянский быстро уговорил Борислава Брондукова и Леонида Куравлёва, которые снимались в «Афоне», а музыкально одарённый Евгений Евстигнеев согласился ради джаза…
Фильм прошёл с оглушительным успехом не только в СССР — его показывали в 26 странах! «Мы из джаза» был назван лучшим фильмом 1983 года, картина получила призы и дипломы на международных кинофестивалях, а Карену Шахназарову вручили премию Ленинского комсомола.

«Зимний вечер в Гаграх», к/с «Мосфильм», 1985, реж. К. Шахназаров
Сразу после премьеры фильма Александр Бородянский и Карен Шахназаров решили решил продолжить тему и снять ещё одну музыкальную историю. На съёмках «Мы из джаза» они познакомились со степистом Алексеем Быстровым, танцевальной звездой 50-х. — он учил актёров танцевать степ. Он и стал прототипом Алексея Беглова из фильма «Зимний вечер в Гаграх», а его ученика Аркадия сценарист Бородянский наделил чертами из своей биографии. Диван, о котором мечтал Беглов, тоже появился из жизни сценариста — у него как раз не было дивана, и он очень хотел его приобрести… В фильм частично перекочевал и актёрский состав из «Мы из джаза» — Евгений Евстигнеев, Александр Панкратов-Чёрный, Пётр Щербаков и Николай Аверюшкин.

«Курьер» (1986)

«Курьер», к/ст. «Мосфильм», 1986, реж. К. Шахназаров
В 1982 году Карен Шахназаров написал повесть «Курьер», которую напечатали в молодежном журнале «Юность». Публикация вызвала ажиотаж, автору стали пачками приходить письма от таких же «Иванов», а среди поклонников произведения оказался молодой режиссёр Андрей Эшпай. Он обратился к Шахназарову за разрешением на экранизацию — тот согласился и рекомендовал Бородянского как сценариста. Бородянский написал сценарий, но в экранизации Эшпаю отказали — на киностудии героя посчитали «несоциалистичным». Вскоре началась перестройка, время стремительно менялось и через несколько лет Шахназарову предложили самому снять фильм.

«Курьер», к/ст. «Мосфильм», 1986, реж. К. Шахназаров
Бородянскому «Курьер» очень нравился — в интервью он говорил, что герой был ему очень близок и тогда, и сейчас, и если бы ему довелось поработать курьером, то он вёл бы себя так же, как Иван Мирошников… Иван даже говорил словами Бородянского!
После премьеры фильм сразу стал культовым, отчасти из-за танцев и западной музыки — за год его посмотрело около 50 млн человек. «Курьер» прославил всех молодых исполнителей главных ролей, а сценарист Александр Бородянский получил свою первую и единственную Государственную премию им. братьев Васильевых.
Уже в наше время создателям фильма предложили снять продолжение. Бородянский отказался, сказав, что Иван не может остаться таким же, как был, но ему было бы слишком грустно видеть его обывателем…


«Город Зеро»

«Город Зеро», к/с «Мосфильм», 1988, реж. К. Шахназаров
Фантасмагорию о загадочном городе, которую Бородянский называет своим любимым фильмом, он собрал из реальных эпизодов. Однажды Шахназаров подкинул ему мысль: «Представь, приезжает командировочный на завод, а там голая секретарша и никто не обращает на нее никакого внимания…» — и сценарист сразу начал думать, что же такое случилось на этом заводе. Позже Вахтанг Кикабидзе рассказал ему историю о том, как на одном мероприятии ему преподнесли подарок — торт в виде головы самого актёра. Кикабидзе ужаснулся и отказался даже пробовать, чем очень обидел повара.

«Город Зеро», к/с «Мосфильм», 1988, реж. К. Шахназаров
Юный пророк был введён в сценарий под впечатлением Бородянского от дневников 17-летнего Льва Федотова, который предсказал Великую Отечественную войну и ход военных событий, а также высадку американцев на «внеземной объект». Федотов погиб на фронте в 20 лет, а существование дневников было обнародовано только в 70-х.
«Город Зеро» задумывался как абсурдная комедия, но чем дальше складывались детали сюжета, тем яснее становилось, что получается довольно мрачное философское произведение с налётом гротеска.

«Город Зеро», к/с «Мосфильм», 1988, реж. К. Шахназаров

В 1987 году Госкино одобрило сценарий с отметкой «фильм, сложный в постановочном отношении». По большей части это относилось к сцене в музее Города Зеро, где было 159 «живых экспонатов» из разных эпох — для каждого актёра требовался уникальный костюм и грим.
Премьера стала событием в культурной жизни и наделала много шума в интеллектуальных кругах — о фильме спорили и трактовали с разных точек зрения, в том числе и с политической. Создатели «Города Зеро» сами признавали, что в ходе работы фильм «перерос изначальный замысел».