В 1982 году повесть Карена Шахназарова «Курьер» напечатали в самом популярном тогда молодежном журнале «Юность». Публикация вызвала ажиотаж среди читателей, автору стали пачками приходить письма от таких же «Иванов», а среди поклонников произведения оказался молодой режиссёр Андрей Эшпай. Он связался с автором и попросил разрешения на экранизацию. Автор не отказал, но на киностудии им. Горького посчитали героя «несоциалистичным» и добро на съёмки не дали. Однако, Карену Шахназарову вскоре позвонили от «Мосфильма» и предложили самому снять фильм по своей повести. Хотя сценарий худсовету по-прежнему не нравился — в стране произошли перемены, и нужен был новый герой.
«Курьер», к/ст. «Мосфильм», 1986, реж. К. Шахназаров
На главные роли пробовалось много молодых актёров, фаворитами среди которых были Алёна Хмельницкая и Дмитрий Певцов. На пробах кандидатам на роль Ивана иногда помогала дочь оператора Николая Немоляева — она подавала реплики молодым людям. В результате Настю Немоляеву и утвердили на роль Кати, а она позвала на пробы своего бывшего одноклассника Фёдора Дунаевского. Никому, кроме режиссёра, пробы Дунаевского не понравились, а худсовет посчитал его вообще профнепригодным. Фёдора утвердили только под честное слово режиссёра и помня об успехе фильмов «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх».
«Курьер», к/ст. «Мосфильм», 1986, реж. К. Шахназаров
Режиссёр старался всеми способами сделать Ивана «странным» — заставлял актёра носить панамку и вести себя как попало. Дунаевский в ответ переделывал под себя реплики героя, заявляя режиссёру, что он написал неправильно, а на самом деле подростки сейчас говорят иначе. С Анастасией Немоляевой разногласий по сценарию не было, а вот одеть ее Катю в модные наряды оказалось проблемой. Красно-черный наряд для свидания с Иваном ей одолжила жена Карена Шахназарова, а коричневый свитер для прогулки около МГУ привезла себе из Франции знакомая отца актрисы, но одолжила для съёмок.
«Курьер», к/ст. «Мосфильм», 1986, реж. К. Шахназаров
Для того, чтобы снять сцены уличных тусовок с танцами, Карен Шахназаров пошел в милицию и попросил согнать ему местную шпану. Им предстояло танцевать брейк-данс, который только начинал входить в моду — «Курьер» стал первым фильмом с этим танцевальным направлением. Когда снимали финальную сцену, режиссёр обнаружил, что в перерыве танцующая массовка куда-то исчезла. Оказалось, все побежали с кем-то драться. Потом пришлось гримировать тех, кому сильнее досталось, но от съёмок никто не отказался. Кстати, еще до съёмок в отделении милиции был найден и Базин — Владимир Смирнов, который попал в милицию за уличную драку. Дальнейшая судьба Смирнова сложилась трагично — он был членом преступной группировки и в 90-х его убили.
«Курьер», к/ст. «Мосфильм», 1986, реж. К. Шахназаров
После премьеры фильм сразу стал культовым, отчасти из-за танцев и западной музыки. Его пересматривали по нескольку раз, исполнителей главных ролей заваливали письмами, караулили их под окнами. Анастасия Немоляева потом рассказывала, что какое-то время передвигалась по квартире на четвереньках, чтобы поклонники не увидели, что актриса дома. За год фильм посмотрело около 50 миллионов человек, а режиссер получил Госпремию им. братьев Васильевых.
«Курьер», к/ст. «Мосфильм», 1986, реж. К. Шахназаров