Одна из самых красивых актрис советского кино родилась 14 января 1963 года. Сейчас ей исполнилось бы 62 года, но судьба распорядилась несправедливо: из-за онкологического заболевания Анна Самохина ушла из жизни в 47 лет… Талантливая актриса успела сняться почти в полусотне фильмов и сериалов. Лучшие из них вспоминаем в честь её дня рождения.
Кинокарьера Анны Самохиной началась с советско-французской экранизации легендарного романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». На роль Мерседес Эрреры, возлюбленной Эдмона Дантеса, режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич искал очень красивую, но не слишком узнаваемую актрису. Первой кандидаткой была Ольга Кабо, но она предпочла другой проект, и режиссёр поручил своему ассистенту поискать красавиц в региональных театрах Советского Союза.
«Узник замка Иф», Одесская к/с, 1988, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич
24-летнюю Анну Самохину помощник режиссёра отыскал в Ростове-на-Дону, где актриса служила в Театре юного зрителя. Ассистент Юнгвальд-Хилькевича нашёл её в актёрском общежитии, застав девушку врасплох: та шла по коридору непричёсанная, без макияжа, в халате и, как рассказывала сама, «с кастрюлями наперевес».
Осознав, кто к ней пожаловал, Самохина убедила гостя, что способна преобразиться в роковую красотку. В подтверждение актриса продемонстрировала фотоснимки, на которых была совсем другой — аристократичной, ухоженной и яркой. Это сработало — Анна Самохина получила главную женскую роль. Дебют в «Узнике замка Иф» был успешным — актриса стала получать новые предложения от режиссёров ещё до премьеры.
Криминальная драма Юрия Кары о страшных законах мира организованной преступности снималась одновременно с «Узником замка Иф» — режиссёр Юрий Кара увидел на киностудии фотографии Анны Самохиной и сразу же позвал её в свой фильм. Какое-то время актрисе приходилось совмещать съёмки, а в результате «Воры в законе» вышли даже на несколько месяцев раньше, чем экранизация Дюма.
«Воры в законе», к/с им. М. Горького, 1988, реж. Ю. Кара
В «Ворах в законе» Самохина сыграла Риту — дочь крестьянина из кавказского села, которая сбежала из дома и сошлась с главой преступной группировки, контролирующей небольшой приморский город. Интересно, что в рассказах Фазиля Искандера, по мотивам которых был снят фильм, эту героиню звали Зейнаб. Режиссёр решил, что в картине ей стоит дать более простое имя — и предложил актрисе самой сделать выбор. Самохина решила назвать героиню Ритой в честь своей сестры.
Несмотря на то, что сам Юрий Кара был уверен, что Самохина идеально подходит на эту роль — и даже, по словам некоторых актёров, был немного в неё влюблён — не все разделяли это мнение. Например, костюмеры отказывались шить костюмы для Самохиной, открыто заявив, что сделать из неё роковую женщину всё равно не получится. Тогда Кара обратился к модельеру Вячеславу Зайцеву, и тот создал для Риты эффектные наряды.
Пьесу драматургов XIX века Филиппа Дюмануара и Адольфа д’Эннери об испанском аристократе, который влюбляется в знойную цыганку, в 1989 году экранизировал режиссёр Ян Фрид. Режиссёр самостоятельно адаптировал текст пьесы для экрана и собрал актёрскую команду из «проверенных» артистов, с которыми ему уже доводилось работать: Михаил Боярский, Игорь Дмитриев и Михаил Светин были утверждены без проб. Совсем иначе дела обстояли с кастингом на роль цыганки Маританы, в которую по сюжету влюбляются и король Испании, и главный герой пьесы. Девушка должна была быть не только привлекательной, но и отлично танцевать.
«Дон Сезар Де Базан», к/с «Ленфильм», 1989, реж. Я. Фрид
Пробы на эту роль проходили многие актрисы. После тщательного отбора Фрид остановился на 25-летней Анне Самохиной. Она идеально подходила на роль и превосходно двигалась. Единственное, что не совсем устроило режиссёра — вокальные данные актрисы. Все песни за Самохину в итоге исполнила профессиональная певица Марина Цхай.
Коллег Анны восхитила дисциплинированность и работоспособность актрисы! Михаил Боярский вспоминал, что иногда Самохина целыми днями репетировала танцевальные сцены, прежде чем выйти на площадку, и это при том, что на съёмки она приехала с четырёхлетней дочерью Сашей. Её можно увидеть в одном из эпизодов мюзикла: маленькую девочку держит на руках герой Михаила Боярского. Кстати, Александра Самохина пошла по стопам матери — окончила Санкт-Петербургскую театральную академию и стала актрисой театра и кино.
Анна Самохина очень органично смотрелась в костюмных драмах, и этот исторический фильм Виталия Мельникова — не исключение. В нём актриса вновь предстала в образе красавицы из XIX века, однако на этот раз — русской. Анна Самохина сыграла в «Царской охоте» княжну Тараканову, выдававшую себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны.
«Царская охота», к/с «Ленфильм», к/с «Баррандов», 1990, реж. В. Мельников
После премьеры фильма в 1990 году внимание критиков было главным образом приковано к работе Светланы Крючковой, блистательно сыгравшей императрицу Екатерину II. За эту роль Крючкова была удостоена премии «Ника» и ряда других наград, а вот о работе Самохиной зрители и критики высказывались не так однозначно. Во многом виной тому — откровенные эпизоды, показавшиеся аудитории неуместными.
Интересно, что режиссёр ожидал обратной реакции — даже уговорил Анну Самохину поступиться своими принципами: до этого во всех эротических сценах актрису заменяли дублёрши. Для «Царской охоты» Самохина сделала исключение и снималась в откровенных сценах сама. Впрочем, откровенными их можно назвать только по меркам того времени — современный зритель скорее назвал бы их невинными.
В 1913 году пароход «Святитель Николай» следует по Волге в Нижний Новгород — на главные торжества по поводу празднования 300-летия дома Романовых. Среди знати на пароходе скрываются мошенники, возглавляемые аферистом международного уровня, который намерен обыграть в покер одного из самых богатых купцов России. Выяснить, кто из пассажиров преступник, предстоит сыщику Арсению Мышко.
«Китайский сервиз», к/с «Мосфильм», к/с «Жанр», 1999, реж. В. Москаленко
Комедийный детектив Виталия Москаленко вышел в 1990 году. Режиссёр собрал на площадке по-настоящему звёздную команду — главные роли в фильме исполнили Олег Янковский, Сергей Безруков, Владимир Меньшов и Сергей Никоненко. А ключевую женскую роль — певицы Зинаиды Волошиной, у которой есть большой секрет — сыграла Анна Самохина. Вокальные партии за актрису исполнила певица Евгения Смольянинова.
Интересно, что в основе этой лихо закрученной детективной истории — вполне реальные события: в 1913 году на волжских пароходах, часто перевозивших состоятельных купцов, в самом деле промышляли банды мошенников и карточных шулеров.