8 ярких ролей Владимира Меньшова

17 сентября

Сегодня Владимиру Меньшову исполнилось бы 85 лет. Говоря о творчестве Владимира Валентиновича, в первую очередь принято вспоминать его режиссёрские работы — культовые фильмы «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби». Однако в фильмографии Меньшова-актёра — более сотни кинокартин. К его дню рождения вспоминаем некоторые из них.

Человек на своём месте

Отработав положенные три года на заводе после окончания института, Семён Бобров возвращается в родное село и предлагает свою кандидатуру на пост председателя колхоза. Он мечтает построить на месте умирающих деревень современный агрогородок. Производственная драма Алексея Сахарова, вышедшая на экраны в 1972 году, была посвящена актуальной повестке — преобразованию крестьянского труда.

«Человек на своём месте», к/с «Мосфильм», 1972, реж. А. Сахаров

Главная роль в этом фильме стала для 33-летнего Владимира Меньшова дебютной. За неё же он получил свою первую награду — премию Всесоюзного кинофестиваля в Алма-Ате. Картину ждала популярность: в прокате её увидели более 15 миллионов зрителей. После этого успеха Владимир Меньшов начал активно сниматься на ведущих киностудиях страны.

Курьер

17-летний Иван, дожидаясь призыва в армию и переживая развод родителей, работает курьером в редакции. Окружающие его взрослые люди с трудом приспосабливаются к невероятной способности подростка превратить любое, даже самое будничное событие, в приключение. Карен Шахназаров снял «Курьера» в 1986 году по собственной повести, вызвавшей ажиотаж у читателей журнала «Юность».

«Курьер», к/ст. «Мосфильм», 1986, реж. К. Шахназаров

В этой картине, которую в наши дни смело можно назвать культовой, Владимир Меньшов сыграл небольшую роль гостя на дне рождении Кати, пассии Ивана. Однако это одна из самых ярких диалоговых сцен фильма. А кроме того, история, которую герой Меньшова рассказывает о своём сыне, который пьёт молоко из банки, позаимствована из реальной жизни: Шахназарову её рассказал друг.

Где находится нофелет?

Инженеру Павлу Голикову уже сорок, но он до сих пор холост. Виной этому — только его робость и неопытность в общении с женщинами. Но к Паше в Москву приезжает его двоюродный брат Гена, балагур и добряк. Он решает во что бы то ни стало найти Паше достойную невесту, и в ход идёт проверенный способ знакомства на улице. Лирическую комедию о советских «пикаперах» снял в 1987 году Геральд Бежанов («Витя Глушаков — друг апачей», «Самая обаятельная и привлекательная»).

«Где находится нофелет?», к/с «Мосфильм», 1987, реж. Г. Бежанов

На обе главные роли — и скромного Паши, и ловеласа Гены — изначально пробовался Александр Панкратов-Чёрный, поскольку режиссёр непременно хотел снять его в этой ленте. Панкратова-Чёрного утвердили на роль Паши, а на роль Гены пригласили Андрея Миронова, но тот отказался играть очередного дамского угодника. Режиссёр пошёл на компромисс, позволив артистам поменяться ролями, и Миронов отправился на гастроли в Ригу, откуда, к сожалению, ему было не суждено вернуться.

Бежанов продолжал искать актёра на роль Павла. Пробы проходили неудачно. Но однажды автор сценария, Анатолий Эйрамджан, увидел в буфете Дома кино Владимира Меньшова. Разглядывая режиссёра, он так смутил его, что Владимир Валентинович занервничал и уронил в кофе эклер. Пока режиссёр вылавливал его, Эйрамджан понял, что нашёл Пашу, и предложил Меньшову сняться в комедии. Тот, к счастью, согласился.

Куколка

После серьёзной травмы 16-летняя гимнастка Таня Серебрякова вынуждена бросить большой спорт. Теперь она — всего лишь бывшая чемпионка и самая обычная школьница. Но «спортивная» привычка соревноваться везде, всегда и во всём остаётся с ней, а стремление самоутвердиться любой ценой толкает девочку на необдуманные и жестокие поступки.

«Куколка», к/с «Мосфильм», ТО «Слово», 1988, реж. И. Фридберг

Трагическая картина Исаака Фридберга, вышедшая на экраны в 1988 году, — по-настоящему провокационный проект для своего времени: в ней режиссёр задаётся неудобным вопросом: стоит ли спортивная победа разрушенной жизни? Владимир Меньшов выступил в «Куколке» в роли отрицательного персонажа: здесь он играет тренера Тани, который заставляет её участвовать в соревнованиях, несмотря на боль, и нещадно манипулирует подростком.

Спартак и Калашников

13-летний Шурка Калашников, воспитанник детдома, подбирает на помойке щенка немецкой овчарки и даёт ему кличку «Спартак» — в честь футбольной команды. Мальчишке запрещают держать в детском доме пса, и Шурка решает удрать, прихватив с собой Спартака. Друзьям приходится бродяжничать, и в большом городе их ждёт много опасных приключений.

«Спартак и Калашников», кинокомпания «Стелла», 2002, реж. А. Прошкин

Трогательную историю взросления — вполне в духе ранних нулевых — снял в 2002 году Андрей Прошкин, сын знаменитого режиссёра Александра Прошкина. Владимир Меньшов сыграл в этом фильме полковника Егорова, приютившего беспризорников и проникшегося к ним искренней симпатией.

Ночной дозор

Желая вернуть возлюбленную, Антон Городецкий обращается за помощью к ведьме. Однако магическую процедуру прерывает Ночной дозор. Антон обнаруживает в себе сверхъестественные способности, и присоединяется к организации светлых магов, борющейся со злом. «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, прогремевший в 2004 году, стал самым успешным фэнтези-экспериментом нулевых. Его даже принято называть «первым российским блокбастером».

«Ночной Дозор», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

У Владимира Меньшова роль в этом фильме едва ли не символическая: он играет Гесера, главу Ночного дозора, одного из величайших светлых волшебников. Разрабатывая образ мага, Бекмамбетов и Меньшов решили совсем не подчёркивать статус Гесера и его мистичность: выглядит этот ключевой персонаж фэнтези-саги как «обычный замминистра».

Ликвидация

Любимый зрителями многосерийный детектив о деятельности бывших диверсантов в послевоенной Одессе — самый успешный проект Сергея Урсуляка. Основанный на исторических фактах сценарий был реализован на все сто: перед началом съёмок была проведена тщательнейшая подготовка. Но главный секрет обаяния этого сериала — безусловно, невероятный подбор актёров.

«Ликвидация», к/к «Дед Мороз», 2007, реж. С. Урсуляк

Владимир Меньшов сыграл в «Ликвидации» Георгия Жукова. Кстати, второй раз в своей актёрской карьере: впервые маршала Советского Союза он сыграл в 1992 году в фильме «Генерал» Игоря Николаева. Роль Жукова — командующего войсками Одесского военного округа привлекла Меньшова тем, что Урсуляк старался создать на экране необычный образ хорошо знакомого исторического деятеля.

«Это не ульяновский Жуков, не Жуков времен войны, не Жуков-победитель, прославившийся битвами под Москвой, Сталинградом, Берлином… Это Жуков, оказавшийся после Победы в опале. Жуков, которого фактически выслали из Москвы и сделали командующим Одесским военным округом, отнюдь не главным в СССР. Это была настоящая ссылка, о которой, как ни странно, сохранилось очень мало документальных свидетельств», — рассказывал Владимир Валентинович в интервью.

Легенда № 17

Этот фильм, посвящённый истории становления великого советского хоккеиста Валерия Харламова, стал одной из самых популярных российских спортивных драм. Картина Николая Лебедева вошла в тройку самых кассовых российских фильмов 2013 года и завоевала шесть премий «Золотой орёл» за 2013 год, в том числе как «Лучший игровой фильм года».

«Легенда № 17», к/к «ТРИТЭ», т/к «Россия-1», 2013, реж. Н. Лебедев

Владимир Меньшов исполнил в хоккейной драме роль Эдуарда Балашова, партийного функционера, плетущего интриги против Анатолия Тарасова, тренера советской сборной. Сам Владимир Валентинович чрезвычайно тепло отзывался о фильме Лебедева.

Владимир Меньшов

Владимир Меньшов