Ко дню рождения великой актрисы!
27 августа 1896 года в Таганроге родилась Фаина Георгиевна Раневская. Она стала одной из самых знаменитых советских актрис, а многие из её искромётных цитат обрели такую популярность, что давно стали крылатыми фразами. Прежде всего Раневская была театральной актрисой — в кино она сыграла чуть больше 20 ролей, главным образом второплановых, но практически всегда ярких и запоминающихся. В день рождения актрисы вспоминаем лучшие из них.
Картина, которая ныне по праву считается одной из самых популярных отечественных довоенных комедий, во многом обязана успехом женщинам. Написать сценарий одного из первых советских семейных фильмов знаменитая поэтесса Агния Барто и актриса Рина Зелёная решились именно по причине нехватки детского кино. Постановщицей картины выступила Татьяна Лукашевич. Актриса же, подарившая «Подкидышу» бессмертную фразу «Муля, не нервируй меня», в представлении не нуждается.
«Подкидыш», к/с «Мосфильм», 1939, реж. Т. Лукашевич
Вскоре после премьеры Фаина Георгиевна возненавидела этот «мем» и роль Ляли: из-за неё её узнавали на улицах — и окликали этой фразой. Однажды Раневская призналась, что ненавидит эту роль, Анне Ахматовой. Великая поэтесса посоветовала ей не переживать: «У каждого из нас есть свой Муля. „Сжала руки под темной вуалью“ — это тоже мои Мули».
Эту незаслуженно забытую психологическую драму Михаил Ромм успел снять до начала Великой Отечественной войны — работа над лентой была закончена в ночь на 22 июня 1941 года. Сюжет фильма разворачивается в Западной Украине в начале 30-х — в период, когда эти территории принадлежали Польше. Герои — постояльцы гостиницы «Мечта», маленькие люди, которые пытаются встать на ноги — каждый по-своему: кто-то пытается заработать на жизнь, кто-то — вступить в выгодный брак, кто-то надеется на чудо.
«Мечта», к/с «Мосфильм», 1941, реж. М. Ромм
Хозяйку гостиницы, меркантильную и жестокую Розу Скороход, трагедия которой при этом, возможно, глубже и горше, чем у любого другого персонажа «Мечты», исполнила Фаина Раневская. И сделала это просто великолепно. В числе тех, кто после просмотра «Мечты» называл Раневскую гениальной трагической актрисой, были писатель Теодор Драйзер и президент США Франклин Рузвельт.
Этот музыкальный фильм, ныне считающийся киноклассикой, Григорий Александров задумал ещё до Великой Отечественной. Сценарий был написан по мотивам сюжета театрального мюзикла «Звезда экрана» — и завершён 20 июня 1941 года. Разумеется, съёмки пришлось отложить. Вернуться к работе над фильмом Александров смог только через шесть лет. В главной роли — даже двух! — снялась жена и муза режиссёра Любовь Орлова. Картина снискала несказанный успех у зрителя, завоевала «Международную премия за оригинальный сюжет и за режиссуру» на Венецианском кинофестивале и со временем стала одним из символов советского кино.
«Весна», к/с «Мосфильм», 1947, реж. Г. Александров
Львиную долю комического обаяния — и практически все фразы, ставшие крылатыми после премьеры — киномюзиклу вновь подарила несравненная Фаина Раневская. Интересно, что в первой версии сценария её героиня, экономка Маргарита Львовна, произносила всего одну реплику: «Доброе утро». И появлялась на экране всего раз. Раневская была недовольна таким положением дел, и донесла это до Александрова так убедительно, что он разрешил ей делать всё, что она сочтёт нужным. Так Раневская наделила свою героиню характером, придумала ей смешную любовную линию — и лучшие реплики: «Возьму с собой „Идиота“, чтобы не скучать в троллейбусе!», «Аринушка, у меня к вам деловой вопрос. Вы когда-нибудь сгорали от любви?». И, конечно: «Красота — это страшная сила».
В отличие от Ляли из «Подкидыша», работу в этой блистательной киносказке Фаина Георгиевна обожала и считала лучшей в своей кинокарьере. При этом путь к роли Мачехи был не самым простым: Раневскую утвердили вовсе не сразу. Изначально против её кандидатуры был даже автор сценария — Евгений Шварц, которого постановщица Надежда Кошеверова уговорила создать «кинопьесу» по мотивам старинной западноевропейской сказки. Шварц писал роль Мачехи для Надежды Нурм, однако образ, созданный ею, вышел слишком темпераментным и прямолинейным. Раневская же отыграла на пробах «утомлённую светскую даму», которая не понравилась никому. Включая саму Фаину Георгиевну.
«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро
На кастинге побывало ещё несколько актрис, и в итоге роль всё-таки решили отдать Раневской. Для повторных проб она доработала образ, и перед худсоветом, наконец, предстала идеальная Мачеха. А режиссёры и сам Евгений Шварц даже разрешили актрисе вносить некоторые правки в реплики и импровизировать на съёмочной площадке. Благодаря этой возможности сцены примерки перьев перед балом и подсчёта любезностей от принца и высокопоставленных особ стали такими, какими мы их знаем.
В основе сюжета этой комедии — трогательный перевёртыш. 64-летняя Раневская сыграла Елену Тимофеевну, бабушку главной героини — пожилую женщину, полную юношеской энергии и задора. Её внучка Лена (Ариадна Шенгелая), которую назначают директором ещё не построенного Дома культуры, напротив, серьёзна и скромна — и куда больше, чем её бабушка, напоминает бабушку…
«Осторожно, бабушка!», к/с «Ленфильм», 1960, реж. Н. Кошеверова
После премьеры критики называли эту комедию Надежды Кошеверовой, ранее снявшей невероятно успешные ленты «Золушка» и «Укротительница тигров», а позднее посвятившей своё творчество ироничным киносказкам («Старая, старая сказка», «Тень», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»), слабым фильмом. Кроме того, его не любила и сама Раневская: именно после его премьеры актрисе было присвоено звание Народной артистки СССР, и на банкете по случаю награждения она призналась: «Я чувствую себя мерзко и потому, что фильм не удался, и потому, что именно за него я получила награду». Однако игра актёров — в особенности «старой гвардии» — в этой комедии безупречна, и эта лёгкая, добрая, незамысловатая картина по сей день любима зрителями.
Эта злободневная для своего времени картина о спекуляциях в химчистке вышла на экраны благодаря распоряжениям советского правительства об улучшении сферы бытового обслуживания. Фаина Раневская сыграла в нём спекулянтку Маргариту Ивановну — «поставщицу» частных — подпольных! — заказов для заведующего химчисткой.
«Лёгкая жизнь», к/с им. М. Горького, 1964, реж. В. Дорман
Заведующего, Александра Бочкина, сыграл Юрий Яковлев. За эту роль, от которой изначально он был не в восторге, актёр взялся благодаря возможности поработать с великой Раневской. Та, в свою очередь, не упустила возможности посмеяться на съёмочной площадке над своей давней соперницей Верой Марецкой, сыгравшей одну из второстепенных ролей: Раневская сочинила несколько коротких эпизодов, в которых «Королева Марго» издевалась над героиней Марецкой. Режиссёру Вениамину Дорману так понравились эти комические вставки, что он решил непременно их снять — не считаясь с реакцией обиженной Марецкой. Так, например, появилась сцена, в которой Марго продаёт Василисе полироль для мебели под видом крема для лица.