Сценарий приключений маленькой девочки в большом городе придумали детская писательница Агния Барто и актриса Рина Зелёная. Обе никогда не писали сценариев, не представляли, как это делать, но именно поэтому не боялись никаких трудностей. Когда «Подкидыш» оказался у главного редактора «Мосфильма», тот спросил о договоре, который, оказывается, сначала должны были заключить новоиспечённые сценаристки. Договора не было, поэтому гонорар Зелёной и Барто могли выплатить самый минимальный, но «Подкидыш» всё равно решили запустить в производство — кино остро не хватало детских фильмов.
«Подкидыш», к/с «Мосфильм», 1939, реж. Т. Лукашевич
Главные роли сценаристки писали под очень популярных театральных актёров Ростислава Плятта и Фаину Раневскую. Они сомневались, что такие знаменитые люди будут сниматься в наивной истории про девочку Наташу, но оба согласились. Плятт так вообще с большим воодушевлением, так как в кино его позвали всего второй раз и предложили полноценную роль, а не эпизод. Раневская согласилась только из дружеских чувств к Агнии Барто, в кино она уже снималась, но особого интереса к экрану не проявляла. Уже во время съёмок Рина Зелёная дописала роль и для себя — нужен был ещё один комедийный персонаж и она придумала домработницу Аришу. На съёмках она познакомилась с Фаиной Раневской, и актрисы подружились на всю жизнь.
«Подкидыш», к/с «Мосфильм», 1939, реж. Т. Лукашевич
Исполнительницу главной роли — девочку лет четырёх — искали очень долго. Одни были очень киногеничными, но плохо говорили, другие запросто болтали, но стоило включить камеры — хмурились и закрывались руками… Поиски шли до тех пор, пока режиссёр фильма Татьяна Лукашевич не сходила в кино и не встретила там молодую пару с обаятельной дочкой. Вероника Лебедева очаровала всю съёмочную группу — она уже снималась в кино, поэтому не боялась камер, светски поддерживала беседу со взрослыми и вообще в ней не было ни одного недостатка. В процессе съёмок выяснилось, что характер девочки не имел ничего общего с её ангельской внешностью — она была очень способной, но довольно упрямой и капризной. На площадке у маленькой актрисы завязалась трогательная дружба с Ростиславом Пляттом, с которым они буквально повторили сюжетную линию своих героев.
После «Подкидыша» Вероника Лебедева в кино не снималась — родители были против актёрской карьеры. Она окончила на факультет иностранных языков педагогического института, работала редактором и преподавала английский.
«Подкидыш», к/с «Мосфильм», 1939, реж. Т. Лукашевич
В одном из эпизодов фильма снялись известные советские футболисты Андрей Старостин и Станислав Леута, но есть ещё два эпизодических актёра, имена которых даже не упомянуты в титрах. Один из них — Анатолий Папанов, который сыграл прохожего. Это было его второе появление на экране, а узнаваем он станет только через двадцать лет после роли в альманахе «Совершенно серьёзно». Второй — знаменитый литературный критик Лев Аннинский, который сыграл мальчика, мечтавшего стать и танкистом, и милиционером, и пограничной собакой.
«Подкидыш», к/с «Мосфильм», 1939, реж. Т. Лукашевич
После «Подкидыша» Фаина Раневская не могла спокойно пройти по улице — отовсюду неслась фраза её героини: «Муля, не нервируй меня!». И так продолжалось годами! Актрису это очень злило, она просто возненавидела роль, которая на самом деле принесла ей большой успех. Даже Леонид Брежнев, вручая актрисе орден Ленина, не удержался от «мули». Раневская одёрнула генсека: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!».
«Подкидыш», к/с «Мосфильм», 1939, реж. Т. Лукашевич
Знаменитой фразы в сценарии не было — её Фаина Раневская бросила играющему роль её мужа актёру Петру Репнину, который в жизни был совсем не похож на своего мягкотелого героя и отличался прямолинейным и язвительным характером. Они были знакомы со съёмок фильма «Пышка» и не особо ладили. «Муля» испортил Репнину карьеру — этот эпизод и герои были настолько яркими и так прославились в народе, что актёру перестали предлагать не только главные роли, но и заметные второстепенные. Когда в 1966-м году Репнин сыграл роль главврача в комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», то актёра мало кто узнал и вспомнил…
«Подкидыш», к/с «Мосфильм», 1939, реж. Т. Лукашевич
Во время Великой Отечественной войны негативы фильма погибли во время бомбардировок. Первоисточник был утрачен, но Госфильмофонд сохранил копию, которую вернули на экраны в 50-х годах. В 1988 году фильм отреставрировали, переозвучили некоторые сцены, убрали все намёки на Сталина и снова выпустили в прокат. В 2010 году «Подкидыш» был выпущен в цвете.