Как скрывали возраст Любови Орловой, почему главная героиня поменяла профессию и с кого списали её образ…
Сценарий фильма «Весна» был написан по мотивам музыкального спектакля «Звезда экрана», который с успехом шёл на сцене московского Мюзик-холла. Режиссёр Григорий Александров и его соавторы Морис Слободской и Александр Раскин закончили его 20 июня 1941 года — за два дня до начала войны…
«Весна», к/с «Мосфильм», 1947, реж. Г. Александров
Вернувшись к работе через шесть лет, режиссёр понял, что за это время сценарий устарел и надо писать всё заново. Начал с того, что поменял род деятельности главной героини. В первом варианте сценария профессор Никитина занималась условными рефлексами в институте физиологии, но к тому времени рефлексология была признана «ошибочным направлением» в науке. Тогда её сделали физиком и отправили работать на военную промышленность. Потом она стала специалистом по взрывчатым веществам… Профессию меняли восемь раз, пока учёный Пётр Капица не посоветовал режиссёру занять героиню изучением солнечной энергии. Образ учёной дамы списали с доктора химических наук Зинаиды Ершовой, специалиста по атомной промышленности, которую называли «русская мадам Кюри».
«Весна», к/с «Мосфильм», 1947, реж. Г. Александров
Для Института Солнца, где работала Никитина, требовались серьёзные декорации — надо было оборудовать целую лабораторию со сложной, почти фантастической аппаратурой. Снимать на «Мосфильме» не было возможности — студию ещё не восстановили после войны, не было технического персонала. Тогда съёмочная группа поехала в Прагу — работать на базе знаменитой киностудии «Баррандов», а декорации собирали по европейским киностудиям. Часть съёмок прошла в декорациях немецкого музыкального фильма «Девушка моей мечты».
«Весна», к/с «Мосфильм», 1947, реж. Г. Александров
На роли профессора Никитиной и актрисы Шатровой режиссёр взял свою жену и музу Любовь Орлову. Актрисе к тому моменту было 44 года, она понимала, что камера перестаёт её любить и планировала после «Весны» перейти из кино на сцену театра Моссовета. Чтобы ей было легче вписаться в коллектив, Александров пригласил в фильм ведущих актёров этого театра — Фаину Раневскую и Ростислава Плятта. Орлова очень переживала из-за возраста, поэтому у режиссёра был ряд отработанных приёмов, благодаря которым актриса выглядела моложе. Её снимали только под определёнными углами и только с мягкой подсветкой снизу, а чёрно-белое изображение дополнительно скрадывало изъяны.
«Весна», к/с «Мосфильм», 1947, реж. Г. Александров
«Весна» была одним из первых советских фильмов со спецэффектами. Профессору Никитиной предстояло встретиться со своим двойником, но специалисты по комбинированным съёмкам ещё никогда не сталкивались с задачей «раздвоить» актрису в одном кадре.
Команда долго пробовала разные варианты. Зеркала отпадали, потому что героини должны выглядеть по-разному, а проекционные экраны не давали нужного эффекта — было слишком заметно, что актриса стоит рядом с изображением. В результате был придуман очень простой способ: половину камеры закрывали заслонкой, Любовь Орлова и Николай Черкасов вставали перед свободной частью и играли свою сцену. Потом плёнка отматывалась, заслонка переставлялась, а Орлова в новом гриме и костюме переходила на другую сторону площадки и снималась уже с Михаилом Сидоркиным. Получился идеальный «двойник» без монтажа, склеек и лишних ухищрений с техникой.
«Весна», к/с «Мосфильм», 1947, реж. Г. Александров
Перед титрами «Весны» на экране впервые появился знаменитый логотип «Мосфильма» — скульптура «Рабочий и колхозница». После войны на кино возлагали большие надежды, и для главной киностудии СССР было решено выбрать узнаваемую эмблему. Была собрана комиссия из деятелей искусств, в состав которой входила скульптор Вера Мухина. Большинством голосов была выбрана её скульптурная композиция, которую знали не только у нас, но и за рубежом. В «Весне» можно видеть самый первый вариант заставки, когда снимали настоящую скульптуру. Чуть позже Мухина сделала маленькую гипсовую копию, которую было удобно снимать в павильоне. Сейчас заставка давно уже отрисована на компьютере, а миниатюра бережно хранится в музее «Мосфильма».
«Весна», к/с «Мосфильм», 1947, реж. Г. Александров
Музыкальная комедия вышла в прокат летом 1947 года. За первый месяц её посмотрело 18 миллионов зрителей СССР и Чехословакии, а десятки стран закупили фильм для своего проката. В том же году «Весна» участвовала в программе возрождённого Венецианского кинофестиваля и получила приз за лучший сценарий. Награду за лучшую женскую роль в тот раз было решено отдать двум актрисам — её получили Любовь Орлова и звезда европейского кино Ингрид Бергман.