В начале карьеры ей пришлось пережить много нападок из-за «неартистичной внешности», а потом её самобытными талантом и красотой восхищались миллионы людей. Она могла сыграть любую роль даже без грима, только лишь на одном внутреннем преображении…
Инна Чурикова родилась в очень далёкой от искусства семье — её родители занимались наукой. Отец работал в академии им. Тимирязева, мать была сотрудником Ботанического сада. Они жили в башкирском городе Белебее, но в середине 50-х родители развелись, и мама с Инной переехали жить в Москву. Именно маме актриса обязана тем, что никогда не комплексовала по поводу внешних данных. Она убеждала дочку, что та у неё настоящая красавица и обязательно станет актрисой.
«Тучи над Борском», к/с «Мосфильм», 1960, реж. В. Ордынский
После выпускных экзаменов Чурикова отправилась поступать в Школу-студию МХАТ и Щукинское училище. И везде провалилась… Она понимала, что пробиться сквозь строй красавиц ей будет сложно, но считала, что такое лицо ещё не каждой дано, и была в себе очень уверена. Несмотря на то, что во МХАТе над ней смеялась вся вступительная комиссия, а один из преподавателей даже довёл до слёз замечанием: «Девушка, а вы знаете, кто такая Афродита? Не знаете? Это богиня красоты. А вы на себя посмотрите!» — она не сдалась. Отнесла документы в Щепкинское училище и там её сразу приняли!
«Тучи над Борском», к/с «Мосфильм», 1960, реж. В. Ордынский
Во время учёбы ей доставались комедийные и острохарактерные роли — внешность не позволяла увидеть в ней драматическую или лирическую героиню. Чурикова мечтала о Театре сатиры, но получила распределение в далёкий камчатский театр. Мама актрисы подключила свои научные связи, чтобы только дочку оставили в Москве. На Камчатку выпускница не поехала, но устроиться смогла только в Театр юного зрителя, где три года играла зверюшек на детских утренниках.
К работе подходила очень серьезно, например, перед тем, как сыграть Лису, специально ходила в зоопарк и наблюдала за пластикой животного. В результате педагогическая часть театра даже попросила Чурикову играть Лису менее чувственно…
«Я шагаю по Москве», к/с «Мосфильм», 1963, реж. Г. Данелия
В 1974 году она стала актрисой знаменитого «Ленкома» и работала в нём всю жизнь, лишь изредка отвлекаясь на антрепризные спектакли. Художественный руководитель и режиссёр Марк Захаров так восхищался актрисой, что дал ей главную роль в первом же своём спектакле. Это был «Тиль» с участием сразу двух «некрасавцев» — Инны Чуриковой и Николая Караченцова. Оба проснулись знаменитыми, но Марк Захаров всё-таки получил несколько недоумённых писем от зрителей, которые в разных выражениях давали понять, что не оценили выбор режиссёра.
www.argumenti.ru
В кино она начала сниматься даже раньше, чем вышла на театральную сцену. Первые две роли были эпизодическими — школьница в драме «Тучи над Борском» и участница конкурса в комедии «Я шагаю по Москве», а вот третья сделала её узнаваемой. В сказке «Морозко» она сыграла Марфушеньку-душеньку, да так, что чуть не затмила главную героиню.
На пробах Чуриковой предложили погрызть орехи, и не ожидали, что она возьмётся за задание с таким азартом! Под громкий треск скорлупы режиссёр Александр Роу утвердил актрису, так как всерьёз испугался, что она сейчас останется без зубов. Потом Чурикова шутила, что «выгрызла» эту роль у Тамары Носовой, которая была второй кандидаткой.
Когда актриса пришла на озвучку фильма и увидела себя на экране, то расплакалась — такой страшной она себя не ожидала увидеть. «Кто же меня замуж возьмёт!» — рыдала Чурикова…
«Морозко», к/с им. М. Горького, 1964, реж. А. Роу
Через три года она получила предложение сыграть санитарку в фильме «В огне брода нет». Снимал драму дебютант Глеб Панфилов. Режиссёр уже отчаялся найти актрису на эту роль, но тут увидел Инну Чурикову по телевизору — показывали театральную постановку с её участием. Панфилов сбился с ног, разыскивая актрису, почему-то ему казалось, что она работает в Ленинграде, поэтому до московского ТЮЗа он не дошёл. Нашёл её Ролан Быков…
Она к тому времени была уже актриса со стажем — сыграла в фильмах «Стряпуха», «Неуловимые мстители», «Старшая сестра» и «Тридцать три». Правда, помнили её всё равно только по Марфушеньке.
«В огне брода нет», к/с «Ленфильм», 1967, реж. Г. Панфилов
Панфилов сначала показался актрисе очень взрослым и слишком серьёзным — он был старше почти на десять лет. Она и сама не ожидала, что к концу съёмок влюбится в него по уши — у режиссёра оказалось прекрасное чувство юмора и добрый характер. А он разглядел в ней ранимость, лиричность и необыкновенную красоту. Во время съёмок его фильма «Начало», где актриса сразу получила главную роль, они поженились. Вскоре родился сын — будущий ресторатор Иван Панфилов, и то, что он не пошёл по стопам родителей, их только обрадовало… Глеб Панфилов и Инна Чурикова прожили вместе всю жизнь, и все эти годы она была для него не только верной женой, но и музой.
«Васса», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Г. Панфилов
Фильм «Начало» стал для актрисы звёздным часом — режиссёры оценили её многогранность и стали предлагать роли. Мнения зрителей разделились, и, хотя она стала актрисой года опросу журнала «Советский экран», на киностудию приходили письма, в которых высмеивали внешние данные актрисы. Неприятные вещи слышала она и от некоторых коллег. Говорили, что её даже внесли в тайный список Госкино актёров с «несоветской внешностью», которым не рекомендовалось давать главные роли.
В основном в главных ролях её снимал муж, зато у других режиссёров Чурикова блистательно играла героинь второго плана. Она снималась у Марка Захарова, Петра Тодоровского, Карена Шахназарова, Владимира Меньшова, Станислава Говорухина и у многих других. Все её героини были очень разными: жёсткими, лиричными, наивными, драматичными, смешными…
В 1979 году Марк Захаров снял почти весь костяк «Ленкома» в трагикомедии «Тот самый Мюнхгаузен». Инне Чуриковой досталась роль властной и циничной Якобины, а её сына играл Леонид Ярмольник. Актриса действительно «воспитывала» его на съёмочной площадке. Молодой актёр получал не только словесно, но порой и физически. Ей так понравилась первая сцена с пощёчиной, что потом она стала с ними импровизировать и тем самым вызывала Ярмольника на ответную импровизацию… После этого фильма Инну Чурикову уже никто не мог бы упрекнуть за внешность — там она была настоящей красавицей.
«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров
В 90-х годах вышло сразу два фильма, где проявился гротесковый комический талант актрисы. Она сыграла эксцентричную Асю в сатире «Курочка Ряба» и ещё более эксцентричную Прасковью Кроликову в комедии «Ширли-мырли». Первый фильм был продолжением мелодрамы «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», но актриса Ия Саввина сочла сценарий оскорбительным и сниматься отказалась. Инна Чурикова увидела в сценарии совсем другое и не побоялась сыграть чудаковатую героиню. А вот свою «дуру грешную» из «Ширли-мырли» актриса сначала невзлюбила и даже жалела, что согласилась сниматься, но спустя несколько лет признавалась, что пересмотрела фильм и поняла, что с годами играет в нём всё лучше и лучше…
«Курочка Ряба», к/с «Русская рулетка», к/к «Паримедиа», 1994, реж. А. Кончаловский
Последнее время Инна Чурикова была занята в двух постановках «Ленкома» и играла королеву Елизавету II в спектакле Театра наций. В кино она снималась мало, говоря, что режиссёры стали работать очень быстро, а из-за этого в кино исчезает самое главное и кажется, что всё не всерьёз. Инна Чурикова была философом и оптимистом, она считала, что никакая работа не может быть важнее любви, семьи и дома. В интервью от восхищений в свой адрес скромно отмахивалась: «Я не люблю всех этих громких слов — „гениальная“, „великая“. Вовсе не считаю себя таковой. Ну, может быть, просто хорошей актрисой. И шумихи вокруг себя всегда сторонюсь. Это же неприлично, когда о тебе говорят на каждом углу по делу и без дела…»
Инна Чурикова ушла из жизни 14 января 2023 года в возрасте 79 лет.