Чем актриса покорила приёмную комиссию, из-за чего лишилась роли в «Тихом Доне» и почему Никита Михалков называл её «лейб-гусаром».
Она играла сильных прямолинейных женщин с непростой судьбой, и эти героини давались ей легко. Нонна Мордюкова и сама была именно такой женщиной…
Нонна Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года в селе Константиновка. Её мать была председателем колхоза, отец после войны тоже работал в колхозе, а вот дочь была уверена, что такая судьба не для неё. Она работала в поле, помогала родителям воспитывать пятерых младших братьев и сестёр, но в глубине души мечтала стать актрисой. Она даже написала письмо популярному тогда актёру Николаю Мордвинову с вопросом: «Где учат на Любовь Орлову?». Удивительно, но она получила ответ! Актёр писал, что учат в институте под названием ВГИК, ей надо окончить школу и с аттестатом приехать в Москву. И добавил, что если будет трудно, то пусть она его найдет. Мордюкова сделала всё, как он сказал, и даже разыскивать актёра не понадобилось.
«Возврата нет», к/с «Мосфильм», 1973, реж. А. Салтыков
В 1945 году Ноябрина собрала самодельный деревянный чемодан, подкрасила губы красной типографской краской и в товарном поезде поехала в Москву — поступать во ВГИК…
Как готовятся к экзаменам она не знала, поэтому вместо басен и стихов рассказывала комиссии приукрашенные истории из колхозной жизни и пела оперные арии. Комиссия хохотала до слёз и допустила станичницу до этюдов, с условием, что она всё-таки выучит басню. Экзамен принимал Сергей Герасимов, который был уже наслышан о забавной абитуриентке. Он попросил Мордюкову вместо басни представить, что она едет в поезде и знакомится с попутчиками. За этюд она получила «отлично» и комментарий: «Такая девушка талантливая, приехала с Кубани, правда неотёсанная какая-то…». Мордюкова блистала на занятиях по актёрскому мастерству, и за это преподаватели прощали ей сплошные «неуды» по общим предметам.
Фотопробы актрисы к фильму «12 стульев» (www.kinoistoria.ru)
В 1948 году Сергей Герасимов снимал экранизацию романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». Роман описывал реальные события и реальных людей, поэтому режиссёр вместе с автором романа искали студентов, внешне похожих на героев. Нонна Мордюкова получила роль Ульяны Громовой. Съёмки проходили на месте описываемых событий — в городе Краснодон, и актёры познакомились с родителями своих прототипов. Родители Громовой были довольны актрисой: «Тебя, девушка, хорошо подобрали на роль Ульяши, только ты очень смуглявая. Скажи там, чтоб тебя подгримировали…». На съёмочной площадке «Молодой гвардии» Нонна Мордюкова познакомилась с первым мужем — актёром Вячеславом Тихоновым.
«Молодая гвардия», к/с им. М. Горького, 1948, реж. С. Герасимов
Интеллигентный красавец на шумную партнёршу по фильму внимание особо не обращал, но Мордюкова приложила все силы, чтобы очаровать Тихонова. Вскоре они поженились и считались одной из самых красивых пар советского кино. Через два года у них родился сын Володя, но к тому моменту брак уже дал трещину — оба поняли, что слишком разные. Они прожили вместе 13 лет, но только потому, что разводиться тогда было не принято… Мордюкова и Тихонов снялись вместе в четырёх фильмах, причём в двух из них уже после развода.
«Семнадцать мгновений весны», к/с им. М. Горького, 1971 - 1973, реж. Т. Лиознова
Их сын пошёл по стопам родителей — окончил Щукинское училище, работал в театре Советской армии, снимался в кино. Но судьба Владимира Тихонова сложилась трагически — он был наркозависимым и умер в 40 лет. До этого Нонна Мордюкова и Владимир вместе снялись в фильме «Русское поле», где по сценарию мать хоронила сына. Потом многие говорили, что этим фильмом она накликала себе несчастье.
«Русское поле», к/с «Мосфильм», 1971, реж. Н. Москаленко
Казалось, что после «Молодой гвардии» режиссёры должны были наперебой приглашать эффектную актрису, но ей предлагали только второстепенные роли. Впрочем, зрители её всё равно знали и любили. В 1960 году она получила первую главную роль — сыграла председателя колхоза в мелодраме «Простая история». Этот фильм определил амплуа актрисы — простая женщина с мужским характером и сложной судьбой. Такую она играла и в «Трясине», и в драме «Они сражались за Родину». Даже её героини из комедий «Вокзал для двоих», «Бриллиантовая рука» и «Родня» явно были способны и в горящую избу войти, и коня на скаку остановить.
Эти женщины были ей близки — Мордюкова сама была именно такой. Она перевезла в Москву и отправила учиться всех своих братьев и сестёр, до последнего пыталась спасти сына, была главой семьи в браках, никогда не лукавила и ни перед кем не унижалась…
«Простая история», к/с им. М. Горького, 1960, реж. Ю. Егоров
В 1967 году она снялась с Роланом Быковым в фильме «Комиссар» — сыграла мощный драматический характер комиссарши Красной Армии, которая поселилась в многодетной еврейской семье. Ролан Быков искренне восхищался талантом и характером актрисы, говорил про неё: «Это же целое, как говорится, производство! Мощнейший комбайн, который и пашет, и сеет, и урожай собирает!». Зрителям не сразу удалось оценить работу актрисы — фильм запретили к показу на много лет.
«Комиссар», к/с им. М. Горького, 1967, реж. А. Аскольдов
От матери актриса унаследовала музыкальный слух и хороший голос. В 70-е годы она дружила с основателем цыганского трио «Ромэн», который предложил ей совместные гастроли. Целый год Мордюкова ездила вместе ними и получала повышенную ставку, так как была лучшей рекламой концертов — зрители рвались на выступления знаменитой актрисы. Гонорары Мордюкова распределяла между всеми своими братьями и сёстрами — родственные связи для неё очень много значили, она всю жизнь стремилась опекать своих «младшеньких».
«Лев Гурыч Синичкин», ТО «Экран», 1974, реж. А. Белинский
Никита Михалков говорил об актрисе: «Влюбчива, как лейб-гусар!». Вокруг темпераментной актрисы всегда бурлили страсти. За ней безрезультатно ухаживал режиссёр Сергей Герасимов и в отместку за равнодушие лишил её роли Аксиньи в «Тихом Доне». Сценарист Борис Андроникашвили ушёл к ней от своей жены — актрисы Людмилы Гурченко. У неё были романы с Василием Шукшиным и Владиславом Дворжецким, а уж сколько их актрисе приписывали — не пересчитать! Даже с теми, кого она терпеть не могла, например, с Андреем Мироновым. На съёмках «Бриллиантовой руки» они старались лишний раз не встречаться — актриса называла его «маменькиным сынком», а он каждый раз обращал внимание окружающих на её промашки и оговорки.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Вторым официальным мужем Мордюковой был актёр Владимир Сошальский, но брак просуществовал всего полгода. Приходя домой, актриса хотела расслабиться в тишине, а муж любил гостей и шумные застолья. Они решили, что лучше им расстаться быстро, но друзьями, чем затягивать до скандалов.
«Мама», к/с «Русский проект», НТВ-Профит, 1999, реж. Д. Евстигнеев
Среди близких друзей Нонны Мордюковой был режиссёр Никита Михалков. Их дружба началась со скандала. Во время съёмок фильма «Родня» режиссёр долго пытался добиться от актрисы нужного драматизма, но она никак не могла понять, что ему не нравится… После тяжёлого съёмочного дня Михалков обнаружил актрису не за подготовкой к роли, а за посиделками с лучшей подругой и вечной соперницей Риммой Марковой. Он возмутился и сгоряча сказал, мол, тоже мне — народная артистка, а сцены не вытягивает… Мордюкова подошла и с размаху ударила режиссёра, а потом так рванула его за рубашку, что отлетели все пуговицы. Хотела уехать со съёмок, но Михалков потребовал закончить работу, и тогда Мордюкова стала общаться с ним только через оператора. Правда, с примирением затягивать не стали — они друг друга очень ценили, просто характеры у обоих были горячие.
«Родня», к/с «Мосфильм», 1981, реж. Н. Михалков
Чаще всего Нонне Мордюковой предлагали героинь второго плана, но и их она придирчиво выбирала. Если не было достойных предложений, то готова была ждать годами. В 90-х её типаж стал неактуален, а том, что предлагали — ей не нравилось… Исключением стали социальные ролики «Русского проекта» и фильм «Мама», где у неё была главная роль. Свою героиню-террористку она до конца так и не поняла, но получила огромное удовольствие от работы с Владимиром Машковым и Евгением Мироновым. В фильме «Мама» актриса сыграла последнюю роль — на все последующие предложения отвечала отказом.
«Мама», к/с «Русский проект», НТВ-Профит, 1999, реж. Д. Евстигнеев
В городе Ейске, где в юности жила Нонна Мордюкова, ей поставили памятник. У скульптуры до блеска затерты колени — считается, что если посидеть на коленях бронзовой актрисы, то в жизнь придёт любовь и счастье…