Николай Караченцов: в кино и в жизни

26 октября 2018

Он 40 лет отдал театру «Ленком» и сыграл более ста ролей в кино. С равным успехом актёр играл в приключенческих, криминальных, драматических, музыкальных и детских фильмах, пел, танцевал, выполнял каскадёрские трюки — ему было подвластно всё.

Николай Караченцов — о жизни, работе и рецепте счастливого брака…


«Когда впервые себя увидел (на экране — прим.ред.), кошмар был. Видел только зубы да уши». [[источник]]

«Я всегда хотел быть первым артистом в мире… и не меньше. Может, этого и не получится, но надо ставить себе задачи максимальные, иначе мы разменяемся, иначе мы привыкнем — „и так сойдет“…» [[источник]]

«Белые росы», к/с «Беларусьфильм», 1983, реж. И. Добролюбов

«Я лентяй, и если, к примеру, был бы художником, то не написал бы ни одной картины. Всё бы думал: „Завтра начну“. Сегодня так, вот мольбертик поставлю и полежу немного, книжку интересную почитаю… Надо мной же никто с плетью не стоит — я вольный художник. Потом, когда проголодался, нарисовал бы что-нибудь — приобретайте. Ежели бы никто не купил — мучился. А вот в рамках своей профессии — совсем другое дело. Я же не могу позволить себе опоздать или, упаси Господь, не прийти на спектакль. Такого просто не может быть никогда. Для меня это даже не ЧП, а нечто большее». [[источник]]

«После фильма „Старший сын“ мне все роли предлагали в этом направлении — „социально-психологическом“. После „Собаки на сене“ пошла другая ветвь — комедийно-гротесково-музыкальная. Да, в спектакле „Юнона и Авось“ моя роль, казалось бы, роль героя-любовника. Но в ней есть ещё и роль первопроходца, каким, собственно, и был граф Резанов. Роль человека, который не мог спокойно жить. Все вокруг живут и живут, а он нет. Необыкновенный человек!». [[источник]]

«У женщин не бывает недостатков, есть слабости». [[источник]]

«Мне повезло с профессией. Очень жаль людей, которые, сидя на работе, поглядывают на часы и ждут, когда можно будет убежать из этого „мерзкого“ места. Мне, наоборот, очень интересно, и хочется ещё, и ещё, и ещё работать. Я всегда говорю, что в понятие творческого человека всегда входит детскость восприятия мира. У нас в „Ленкоме“ самой молодой актрисой была… Татьяна Ивановна Пельтцер. И не потому, что она быстрее всех бегала по театру, а потому что она не уставала учиться и открывать для себя новое. Это для меня пример, которому я пытаюсь подражать». [[источник]]

«Рецепт счастливого брака — прощать, терпеть, привыкать, открывать в человеке то, чего до этого не видел, и пытаться оборачивать в положительную сторону». [[источник]]

«Юнона и Авось» (www.novvedomosti.ru)

«Трагедия взяла меня за шкирку, встряхнула, заставила задуматься. Я понял: „Каждая минута бесценна!“. Здоровые люди не ощущают красоты жизни, существуют будто по инерции и вязнут в мелких проблемках». [[источник]]

«Когда я начал читать „Петербургские тайны“, просто оторваться не мог! И так мне понравился мой герой — такой себе русский Робин Гуд! — и я уже хочу это играть… Только потом я подумал: „Господи, это же сколько серий!.. И как мы осточертеем друг другу…“. А когда режиссёр скомандовал: „Всё, снято!..“ — какая-то пустота появилась. Мы так сдружились, так свыклись! Тогда это был первый ответ латиноамериканским сериалам, которые за копейки снимали…» [[источник]]

«Наша профессия, несмотря на кажущуюся лёгкость и некую вольность, требует редчайшей самодисциплины и заставляет работать профессионально». [[источник]]

«Ловушка для одинокого мужчины», Госкино СССР, Ялтинская к/с, 1990, реж. А. Коренев

«Артист — это диагноз. У нас патологическая ненормальная любовь к профессии. Мы же ничего после себя не оставляем и существуем в ту секунду, когда зритель в зале, а мы на сцене. Ни в одном виде искусства нет такого живого контакта. И вот, если прилично прошёл спектакль, как бы ты себя ни выхолостил, идёт такая мощная компенсация, подпитка от зрителей, и это чувство, что мы в очередной раз победили». [[источник]]

«Имеет смысл, когда вам плохо, вспомнить, как вы себя чувствовали, когда вам было хорошо. И всё. Сразу другая осанка, нос кверху, хвост пистолетом, глаза горят. Очень действенный метод!» [[источник]]

«Собака на сене», к/с «Ленфильм», 1977, реж. Я. Фрид

«Я вообще не представляю мира без музыки. Что касается меня лично, то я действительно драматический актёр… Когда-то я поставил для себя неразрешимую задачу — научиться в своей профессии делать всё!.. Это вряд ли у меня получится, но я буду всё время к этому стремиться… Так вот моя задача — не спеть, а сыграть, прожить песню!» [[источник]]

«Мои самые живучие привычки — работать, любить театр, близких людей, Родину». [[источник]]

«Дамы приглашают кавалеров», к/с «Мосфильм», 1980, реж. И. Киасашвили

Николай Караченцов

Николай Караченцов