Лето — время отпусков! И герои наших любимых фильмов точно так же, как и зрители, собирали чемоданы, садились в поезд, машину или лодку и отправлялись отдыхать!
«Три плюс два», к/с им. М. Горького, 1963, реж. Г. Оганесян
Трое закадычных друзей — ветеринар, дипломат и учёный — решили отдохнуть от цивилизации и девушек, погрузили палатки в машину и поехали к Чёрному морю. Однако, на безлюдном морском берегу у них появились конкурентки — циркачка и актриса, которые тоже мечтали отдохнуть в тишине и без компании. Уступать никто не захотел, и пришлось им поделить место отдыха на мужскую и женскую половины.
«Три плюс два», к/с им. М. Горького, 1963, реж. Г. Оганесян
Для того, чтобы актеры приобрели необходимый «дикий» вид, режиссер запретил Миронову, Нилову и Жарикову бриться и велел к съемкам как следует загореть. Актеры отложили бритвы и начали ходить исключительно в шортах, которые купили тут же у фарцовщиков. За эти шорты, в которых они появлялись не только на съемочной площадке, но и в городе, их не раз забирали в милицию. Тогда считалось, что это заграничный стиль и так ходить неприлично. Режиссер даже выписал справки, что идут киносъемки и актерам такой вид нужен для роли. Пострадала за одежду и Наталья Фатеева. Как-то съемочная группа выбралась в местный ресторан, а актриса прямо со съемочной площадки пошла в укороченных брюках. На пороге ее развернули — вышел указ женщин в брюках в рестораны не пускать… Пришлось всем идти в кафе попроще.
«Трое в лодке, не считая собаки», к/с «Ленфильм»,1979, реж. Н. Бирман
Так же, как и герои предыдущего фильма, трое английских джентльменов решают совершить небольшой речной круиз с ночевками на природе исключительно в мужской компании. Несмотря на то, что ни у кого не было опыта подобных походов, джентльмены взяли палатку, фокстерьера Монморанси, ингредиенты для ирландского рагу, взяли лодку и отправились в сплав. И хотя они поклялись отдыхать без женщин — почти сразу же им встретилась лодка с тремя леди, которые решили отдохнуть без «приставучих, надоедливых мужчин»…
«Трое в лодке, не считая собаки», к/с «Ленфильм»,1979, реж. Н. Бирман
У героев фильма были реальные прототипы — писатель Джером К. Джером и его друзья Карл Хенчель и Джордж Уингрейв, вот только собаки не было. Джордж работал в банке, Карл был соучредителем английского Клуба театралов. Все вместе они много путешествовали — и на велосипедах по Европе, и на лодке по Темзе. Эти приключения и стали основой книги Джерома, по которой снят фильм. В фильме роль Темзы «сыграли» приграничные реки Неман и Шешупе, а съемки летнего отдыха джентльменов затянулись до ноября, поэтому актёры согревались грелками снаружи и коньяком изнутри.
На главные роли режиссёр Наум Бирман пригласил закадычных друзей и ведущих актёров Театра сатиры Андрея Миронова, Александра Ширвиндта и Михаила Державина. От них он протребовал две вещи — быть собой и приблизительно помнить текст, а они от него — снять фильм за месяц, чтобы уложиться в их отпуск в театре.
«Верные друзья», к/с «Мосфильм», 1954, реж. М. Калатозов
И снова трое друзей отправляются в путешествие в сугубо мужской компании. Друзья детства, а теперь солидные и уважаемые хирург, животновод и архитектор, решили вспомнить юность. Раньше они плавали на старой лодке по Яузе, а теперь отправились в сплав по Оке на бревенчатом плоту с палаткой. Правда, для этого друзьям пришлось обмануть архитектора… Герои этого фильма не встретили по пути отдыхающую женскую компанию, но без женщин в этом путешествии все равно не обошлось!
«Верные друзья», к/с «Мосфильм», 1954, реж. М. Калатозов
Уже во время съемок сценарий неоднократно менялся. Киночиновники требовали заменить путешествие на плоту круизом на пароходе, потому что солидным людям не пристало такое ребячество — кстати, именно об этом в фильме и говорил архитектор. Так же от режиссёра потребовали внести тему борьбы с бюрократией. Плот отстояли, а вот под второе требование была дописана роль начальника стройки Виталия Неходы, с которым предстояло столкнуться одному из героев.
«Дамы приглашают кавалеров», к/с «Мосфильм», 1980, реж. И. Киасашвили
Робкая и нескладная Аня собралась на курорт не только за отдыхом, но и за мужем… На Чёрном море она надеется встретить подходящего жениха, но для начала надо найти место для жилья. Гостиницы в сезон переполнены, и поэтому Аня селится у молодой телефонистки, которая пожалела курортницу. И так оказалось даже лучше, чем в гостинице — подружившиеся девушки начинают вместе выходить «в свет»…
«Будьте моим мужем», к/с «Мосфильм», 1981, реж. А. Сурикова
Фильм о забавных и грустных приключениях одинокой девушки снят по мотивам рассказа Льва Исаевича Славина «Кафе „Канава“». Исполнительница главной роли Марина Неёлова сказала о своей героине: «Я уверена, что человек должен пройти через разные испытания, чтобы познать полноту жизни. Потому что только через огорчения приходит к нам истинное счастье, а ощутив потери, мы понимаем, что такое обретения».
«Будьте моим мужем», к/с «Мосфильм», 1981, реж. А. Сурикова
Найти подходящее жилье на южном курорте в разгар сезона всегда было непросто, а для Наташи это стало просто неразрешимой задачей! Она приехала на юг с маленьким сыном и оказалось, что в гостиницах мест нет, а в комнаты одинокую девушку с ребенком селить не хотят… Пришлось ей просить первого встречного притвориться ее мужем. Первый встречный оказался детским врачом, которому так же было негде остановиться…
«Будьте моим мужем», к/с «Мосфильм», 1981, реж. А. Сурикова
Почти весь фильм снимался в сочинском пригороде Лоо, где было полно настоящих отдыхающих. Съемки сильно осложнялись повышенным вниманием к актерам, особенно со стороны поклонниц Андрея Миронова. Зато у режиссёра никогда не было проблем с массовкой — отдыхающие и местные жители с удовольствием играли в эпизодах или просто создавали фон.
«Спортлото-82», к/с «Мосфильм», 1982, реж. Л. Гайдай
Главному герою повезло — у него на южном побережье живет тётя, поэтому никаких проблем с жильем нет. У нее тоже нет проблем с постояльцами — «во флигеле семья живет, под навесом студенты ночуют, а в летней кухне молодожены поселились, в душе йог обитает», терраска тоже сдана, как и все комнаты. Поэтому племяннику она может предложить только курятник. Но он и не в обиде — отпуск все равно обещает быть насыщенным… Ему предстоит охотится за лотерейным билетом вместе с СанСанычем, у которого подход к отдыху был прямо несоветский — он заранее забронировал комнату и оплатил переводом.
«Спортлото-82», к/с «Мосфильм», 1982, реж. Л. Гайдай
Фильм был «заказной» — популярность гослотереи «Спортлото» после Олимпиады-80 пошла на убыль и надо было вернуть ей утерянные позиции. Сделать это поручили Леониду Гайдаю. Критики комедию приняли прохладно, а вот зрители не только сделали «Спортлото-82» лидером проката, но и вдвое подняли продажи лотерейных билетов.
«Печки-лавочки», к/с им М. Горького, 1972, реж. В. Шукшин
Лучший тракторист совхоза далёкой алтайской деревни получает за ударный труд путёвку на юг, берет перепуганную жену и отправляется в самое дальнее путешествие в своей жизни. Правда, путёвка у них всего одна, но разве он может оставить дома Нюру, которая тоже никогда в жизни не видела моря. Приключения сельских жителей в большой России начинаются прямо в поезде…
Главную роль режиссёр Василий Шукшин писал для своего любимого актёра Леонида Куравлёва, но тот хоть и пришёл на пробы, интереса не проявил — у него уже были другие предложения. «Я же вижу, материал для него малахольный. Робинзона Крузо, Шелленберга играть хочет… Он уже звезда, выпорхнул Лёня…» — горевал Шукшин, пока не решил сделать фильм «семейным подрядом». Главную роль сыграл сам, Нюру — его жена, а детей — их дочери Ольга и Мария.
«Отпуск за свой счёт», к/с «Мосфильм», 1981, реж. В. Титов, Я. Буйтош
Импульсивная воспитательница детского сада покупает путёвку в далекую Венгрию только лишь для того, чтобы сопроводить туда своего случайного знакомого, сгоряча пообещавшего ей новую встречу. Специально подгадывает время, выбивает себе отпуск за свой счёт у министра, находит место в туристической группе, передвигает время отпуска, везет дорогой подарок — словом, делает все возможное и даже невозможное для того, чтобы быть вместе с молодым человеком. Которому, как оказалось, это было совсем не нужно…
Фильм был снят совместно с венгерским телевидением как раз в тот период, когда Венгрия массово поставляла в СССР автобусы марки «Икарус», и именно это нашло отражение в сюжете. На съемках фильма Игорь Костолевский познакомился со своей будущей женой Еленой Романовой — по иронии судьбы она играла невесту его героя. А вот еще одна пара — Миклош Калочаи и Виктория Байза — на момент съемок уже были женаты.
«All inclusive, или Всё включено», к/к «Парадиз», 2011, реж. Э. Радзюкевич
Современные путёвки сильно отличаются о тех, которые были во времена СССР, теперь герои фильмов тоже ездят по системе «все включено»! Как, например, московский ветеринар, который решил скрыться от мести олигарха на турецком пляже. Обеспеченный врач берет себе тур, по которому все включено и оказывается в толпе обычных курортников из разных городов… Турция настолько полюбилась молодому человеку, что во второй части фильма он решил вернуться, чтобы принять участие в стамбульском конкурсе двойников.
Обе части фильма снял комедийный актер Эдуард Радзюкевич, сценарий написал главный редактор журнала «Максим» Александр Маленков, а главную роль исполнил продюсер картины Михаил Беспалов. В камео и эпизодических ролях во «Всё включено» можно увидеть половину шоу-бизнеса — Анфису Чехову, Владимира Преснякова, Викторию Дайнеко, Машу Малиновскую и многих других…