В основу сценария легла история об угонщике, который угонял машины у людей, живущих на нетрудовые доходы, продавал их и переводил деньги в детские дома. Эту историю Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский неоднократно слышали из разных источников, причём, в разных городах. В поисках подробностей авторы сценария обращались в различные правоохранительные органы, но нигде никаких следов благородного вора не нашлось. Оказалось, что эта история просто была «бродячей легендой» 60-х. Так как прототип героя не нашёлся, Рязанов и Брагинский придумали его сами, основываясь на трёх личностях — Дон Кихоте, Чарли Чаплине и князе Мышкине.
«Берегись автомобиля», к/с «Мосфильм», 1966, реж. Э. Рязанов
Легендарная «угнанная» «Волга ГАЗ-21» была собственностью «Мосфильма», все погони и трюки на ней выполнял каскадёр Александр Микулин, а Иннокентий Смоктуновский вообще до начала съёмок не имел водительских прав. Эта машина несколько раз встречалась с актёрами «Берегись автомобиля» на разных съёмочных площадках. Именно за её рулём сидел Анатолий Папанов, предлагая «такси на Дубровку» в «Бриллиантовой руке», а таксист в исполнении Олега Ефремова приезжал на ней к героине фильма «Три тополя на Плющихе».
В 2012 году в Самаре, где родился режиссёр фильма Эльдар Рязанов, была установлена скульптура Юрия Деточкина. Скульптор запечатлел финальный кадр фильма, когда Деточкин стоит перед троллейбусом и произносит знаменитую фразу: «Здравствуй, Люба! Я вернулся!». Двухметровая бронзовая фигура страховщика, актёра и угонщика стоит на Комсомольской площади около железнодорожного вокзала.
«Берегись автомобиля», к/с «Мосфильм», 1966, реж. Э. Рязанов
Иннокентий Смоктуновский не сразу согласился сниматься, поэтому на роль Деточкина пробовались, но не прошли: Леонид Быков — угонщик получался слишком народный, Леонид Куравлёв — слишком пролетарский и Олег Ефремов — слишком волевой. А изначально на эту роль планировался Юрий Никулин, но он вместе с цирком отправился на гастроли в Южную Африку почти на полгода, да и вообще не горел желанием сниматься, так как не понимал поступков героя.
«Берегись автомобиля», к/с «Мосфильм», 1966, реж. Э. Рязанов
Для съёмок Ольге Аросевой пришлось пойти учиться водить троллейбус и самой рулить на съёмках. Настоящих пассажиров актрисе не доверили — она возила массовку. Эта роль была настолько яркой, что актриса потом рассказывала, что десятилетиями отвечает на один и тот же вопрос журналистов про вождение троллейбуса, и показывает документ об окончании курсов в «Мосгортрансе», но зато теперь у неё есть запасная профессия на всякий случай. Кстати, у актрисы были и обычные водительские права, но ездить она не любила.