7 ярких кинообразов Алексея Баталова

15 июня 2017

«Москва слезам не верит», к/с «Мосфильм», 1979, реж. В. Меньшов

Имя Алексея Баталова и его роли вошли в историю отечественного кинематографа, а фильмы с его участием стали «золотым фондом» советского кино. Его канатоходец Тибул, князь Трубецкой, военный врач Устименко, уходящий на фронт Борис, слесарь Гоша и многие другие герои по-прежнему любимы зрителями. Он родился в кинематографической семье и впервые появился на экране еще школьником — в драме «Зоя», следующий раз он снялся в кино почти через десять лет, но с тех пор в его фильмографии были главные роли у прославленных режиссеров — Иосифа Хейфица, Михаила Калатозова, Михаила Ромма, Владимира Мотыля, Владимира Меньшова и других… В память о знаменитом актере — знаковые роли Алексея Баталова.

Саша Румянцев

«Дело Румянцева», к/с «Ленфильм», 1955, реж. И. Хейфиц

Одна из самых популярных картин режиссера Иосифа Хейфица — детектив «Дело Румянцева», первый психологический детектив в советском кино. Алексей Баталов сыграл роль молодого водителя Саши Румянцева, которого начальник автобазы подставил под ОБХСС и отправил в рейс с краденым грузом. Он попадается милиции и за расследования хищения берутся капитан Самохин и полковник Афанасьев, подходящие к делу по классической схеме «добрый и злой полицейский».
Алексей Баталов, который еще в армии закончил школу автомехаников и любил автомобили, очень серьезно подошел к этой роли — общался с шофёрами и научился водить тяжёлые грузовики, даже получил небольшой водительский стаж в этой категории. Баталов был начинающим актером, но после «Дела Румянцева» его заметили и стали приглашать на другие роли. Он много работал с Хейфицем и если сначала говорили: «Баталову повезло, что его снимает Хейфиц», то спустя несколько лет стали говорить: «Хейфицу повезло, что у него снимается Баталов».

Владимир Устименко

«Дорогой мой человек», к/с «Ленфильм», 1958, реж. И. Хейфиц

«Дорогой мой человек» — драма о враче, которые через всю жизнь пронес любовь к профессии и единственной девушке Варе. Великая Отечественная война изменила судьбы героев и разлучила их на долгие годы, но им суждено было встретится еще раз… Алексей Баталов сыграл бесконечно преданного своему однажды сделанному выбору человека и стал олицетворением военного и послевоенного поколения. Для этой роли актера консультировал хирург Иван Просенков, познакомивший его с работой врачей и научивший обращаться с медицинскими инструментами.

«Дорогой мой человек» стал лучшим фильмом 1958 года по опросу журнала «Советский экран», а Владимир Устименко стал для зрителей идеалом самоотверженности и честности.

Борис

«Летят журавли», к/с «Мосфильм», 1957, реж. М. Калатозов

В драму «Летят журавли» актера пригласили вскоре после выхода фильма «Дело Румянцева». Роль Бориса, которого война навсегда разлучила с Вероникой, стала знаковой для актера. Долгое время Баталов ассоциировался с героем именно этого фильма, а зрительская любовь была огромна — все симпатии достались его герою, несмотря на то, что ему было уделено не так много экранного времени. Актер стал популярен не только в СССР, но и за рубежом — фильм «Летят журавли» получил главный приз Каннского кинофестиваля 1958 года.
На съемках произошел случай, который едва не привел к трагедии. Снимали сцену драки Бориса с одним из солдат, отпустившим циничную шутку в адрес Вероники — Баталов должен был одним ударом сбить того с ног. Во время одного из дублей, падающий актер потянул «Бориса» за собой, и он упал лицом на обрубленную ветку дерева. Баталов очень переживал, что после операции на лице с кино будет покончено, но врач «заштопал» очень профессионально и от травмы не осталось и следа.

Дмитрий Алексеевич Гусев

«Девять дней одного года», к/с «Мосфильм», 1962, реж. М. Ромм

В 60-е годы прессе широко обсуждали первые полеты в космос, разработку ядерного оружия, «мирный атом» и другие научные темы, а ученые становятся частыми героями советских фильмов. «Девять дней одного года» был одним из первых, посвященных противостоянию «физиков и лириков».
Алексей Баталов сыграл яркого представителя советской интеллигенции — молодого физика-ядерщика Дмитрия Гусева, продолжающего свои научные изыскания несмотря на облучение смертельной дозой радиации. Режиссером фильма был Михаил Ромм, который сначала не видел актера в этой роли. Баталов был абсолютно несведущ в вопросах ядерной физики и вообще мало интересовался этой наукой, а Ромму был нужен увлеченный новой темой экспрессивный актер. Баталов же очень хотел сыграть роль человека новой формации, и в результате уговорил Ромма хотя бы попробовать…

Фильм был принят зрителями с восторгом, собрал главные и почётные призы нескольких международных кинофестивалей, а Алексей Баталов стал лучшим актёром года по опросу журнала «Советский экран» и получил Государственную премию им. братьев Васильевых.

Тибул

«Три толстяка», к/с «Ленфильм», 1966, реж. А. Баталов, И. Шапиро

«Три толстяка» — единственная сказка в фильмографии актера, над которой он работал еще и в качестве режиссера. Экранизация сказки Юрия Олеши не имела такого же успеха, как предыдущие работы актера, но несколько поколений детей с удовольствием смотрели историю наследника Тутти, куклы Суок и канатаходца Тибула. Для того, чтобы выполнить трюковые номера без дублера, Алексей Баталов больше года учился ходить по канату. И научился! В фильме он сам идет над площадью по канату. Овладевать цирковым мастерством ему помогала жена — наездница и танцовщица на лошади Гитана Леонтенко.

Гуров

«Дама с собачкой», к/с «Ленфильм», 1960, реж. И. Хейфиц

В экранизации чеховского произведения «Дама с собачкой» Алексей Баталов сыграл москвича Дмитрий Гурова, завязавшего на курорте роман с молодой, но замужней дамой из Саратова. Легкие поначалу отношения приводят Гурова к переосмысливанию своей жизни…
Когда Иосиф Хейфиц решил снова пригласить в свой фильм Баталова — многие в киносреде удивились и начали отговаривать режиссера, мол, слишком молод и простоват актер для такой классики. Но Баталов сам очень хотел сыграть в чеховском произведении, сменить амплуа честного героя, закрепившееся за ним после фильмов «Летят журавли» и «Дорогой мой человек». Он отпустил бороду, начал сутулиться и носить ботинки большего размера для тяжелой походки, чтобы убедить худсовет, что Гуров ему по силам. Хейфиц отстоял любимого актера, а когда во время съемок у Баталова началась болезнь глаз и потребовалось долгое лечение — делал необходимые перерывы, переносил съемки, снимал общие планы с дублерами, но не отказался от участия актера.

«Дама с собачкой» была отмечена специальным призом Каннского кинофестиваля, Британский киноинститут включил фильм в число лучших фильмов, а Марчелло Мастроянни заявил, что счёл бы за честь сыграть в таком фильме.

Гоша, он же Гога, он же Жора, он же Георгий Иванович

«Москва слезам не верит», к/с «Мосфильм», 1979, реж. В. Меньшов

Гоша из фильма «Москва слезам не верит», наверное, самая популярная роль Алексея Баталова. На роль слесаря-интеллигента, с которым нашла свое женское счастье Катерина, пробовались многие актеры, в том числе Виталий Соломин и Вячеслав Тихонов, но «Гоша» не находился. Режиссер Владимир Меньшов от отчаяния уже собирался сам играть эту роль, но посмотрел фильм «Дорогой мой человек» и понял кто должен быть Гошей — хотя актер был значительно старше, чем задумывалось по сценарию. Алексей Баталов сначала от съемок отказался, но через несколько дней перезвонил и сказал, что перечитал сценарий еще раз и решил попробовать. Баталова утвердили без проб, и Гоша стал его актерской «визитной карточкой» на всю жизнь.

После премьеры Гоша стал всенародным героем, его типажом восхищались зрительницы нескольких поколений, а вот сам Баталов к Гоше относился с подозрением. Мол, женщина с ним в финале, конечно, счастлива, но через три дня он ее по голове бутылкой может начать бить… Мелодрама «Москва слезам не верит» получила «Оскара» и вот уже почти сорок лет не сходит с экранов, оставаясь одним из самых популярных советских фильмов.

Алексей Баталов

Алексей Баталов