Николай Досталь, режиссёр: «Мне кажется, что наше общество плохо знает свою историю, особенно советскую, когда было полно разных мифов. Нужно рассказывать о том, как всё происходило на самом деле. Пока мы не осознаем, что было с Россией в XX веке, мы будем наступать на те же самые грабли. Я снимал фильмы о неизвестных страницах истории нашей страны. «Штрафбат»: о штрафниках в большом кино никто не говорил. Мне хотелось показать, что они тоже внесли свой вклад — и немалый — в Победу. Мне и автору сценария Эдуарду Володарскому один штрафник, сейчас его уже нет в живых, сказал: «Вы, конечно, исказили кое-что в деталях, но не соврали в главном».
Эдуард Володарский, сценарист, автор одноименного романа: «Когда шёл фильм, я был на съёмках новой картины в Переславле-Залесском. Вечером захожу в кафе. В зале — полная тишина. И тут слышу знакомые голоса актёров. В углу — телевизор, полный зал, и все уставились в этот угол: смотрят „Штрафбат“. А кто смотрит? Парни и девушки, им по 20, максимум — 25. Это меня больше всего поразило. Значит, им интересно. Значит, есть в них желание знать о своём прошлом...»
«Штрафбат», к/к «МакДос», к/с «Эталон-фильм», 2004, реж. Н. Досталь
Алексей Серебряков, исполнитель главной роли: «Претензии к искусству по части достоверности снимаются очень просто: правда не тождественна истине. Если вы смотрите на героя на крупном плане, и у вас комок в горле — это художественная истина, вы сердцем подключились к картине, и цель её достигнута. Вот когда я смотрел „Штрафбат“, у меня этот комок был...»
[Источник]