Снять экранизацию произведений Александра Островского режиссёр Константин Воинов мечтал со студенческой скамьи. И уже тогда в роли Бальзаминова видел только своего друга Георгия Вицина. Но приступить к работе долгое время не получалось, и даже когда Воинов написал сценарий по пьесам «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» и «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдешь)», то разрешения на съёмки пришлось ждать десять лет.
«Женитьба Бальзаминова», к/с «Мосфильм», 1964, реж. К. Воинов
«Женитьба Бальзаминова», к/с «Мосфильм», 1964, реж. К. Воинов
Чтобы сбросить лишние килограммы и приобрести юношескую стройность, перед началом съемок Георгий Вицин целый месяц провел на стадионе в Сухуми, где тренировался с местными футболистами. Во время съёмок актёру приходилось постоянно следить за осанкой и походкой, которые тоже могли выдавать возраст.
«Женитьба Бальзаминова», к/с «Мосфильм», 1964, реж. К. Воинов
Актриса Людмила Шагалова, которая играла маменьку Миши Бальзаминова, на самом деле была моложе Георгия Вицина на 6 лет. Второй раз актёры встретились спустя много лет на съёмочной площадке комедии «Не может быть!» — играли родителей невесты в новелле «Свадебное происшествие».
Чтобы правдоподобно сыграть сваху, актриса Лидия Смирнова решила использовать образ женщины, случайно встретившейся ей во время войны. Отличительной чертой этой женщины было глупое выражение лица: «И вот, вспоминая эту тётку — неумную, шепелявую, трясущуюся над своими вещами, я вдруг поняла, как надо играть сваху, и всё у меня появилось…»
«Женитьба Бальзаминова», к/с «Мосфильм», 1964, реж. К. Воинов
Сцену с поцелуем героев Нонны Мордюковой и Георгия Вицина сняли только с 29-го дубля. Режиссёра не устраивало остутсвие экспрессии у Нонны Мордюковой, а актриса не понимала, что делает не так, и раз за разом прижимала покрасневшего и замученного актёра к забору, одаривая его крепкими поцелуями. К моменту, когда режиссёр увидел то, что хотел, оба актёра были почти в отчаянии и уже очень не любили этот эпизод. А вот Лидия Смирнова без удовольствия вспоминала сцену чаепития, когда ей пятнадцать дублей пришлось есть пирог с вареньем…
Съёмки фильма проходили в Суздале. В тот год город переживал настоящее нашествие съёмочных групп — одновременно снимались «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублёв» и «Выстрел». Дом Бальзаминова находится по адресу ул. Старая, дом 13 — это местный памятник архитектуры, принадлежавший когда-то калачнику Фёдору Фирсову. На фасаде висит памятная доска, что летом 1964 года здесь снимался знаменитый фильм, а рядом работает ресторан, названый в честь Бальзаминова.