Сегодня Леониду Куравлёву, одному из самых обаятельных советских и российских актёров, исполнилось бы 88 лет. Он снялся более чем в 250 фильмах и сериалах. Его любили не только зрители, но и режиссёры: работа с Куравлёвым была творчеством в удовольствие. В день рождения артиста вспоминаем его путь в кино и самые главные роли.
Леонид Куравлёв родился 8 октября 1936 года в Москве. Он рос в самой обычной семье: отец работал слесарем на авиазаводе, а мама — парикмахером. Детство Лёни нельзя назвать безоблачным: в 1941 году, когда мальчику было всего пять лет, его мать, Валентину Дмитриевну, арестовали по доносу «за контрреволюционную деятельность» и сослали в Караганду — работать на металлургическом комбинате.
Пока Валентина Куравлёва находилась там, о Лёне заботилась тётя. Затем осуждённую перевели на поселение в Мурманскую область, и сын, который был уже в пятом классе, смог приехать к ней. В посёлке Зашеек на Кольском полуострове он прожил до 15 лет. А в 1951 году семья Куравлёвых воссоединилась в Москве. Несмотря на все трудности, Леонид Вячеславович вспоминал тот период с теплом. «Детство, оно всегда счастливое, даже вот такое, какое у меня было. Ощущение счастья — оно всегда остается за детством», — делился актёр в интервью.
В 1952 году, в 16 лет, Куравлёв встретил свою будущую жену и любовь всей жизни: на катке он познакомился с девочкой Ниной. Та была младше на три года. Ребята подружились, потом стали встречаться, а в 1960-м, когда Леониду было 24, а Нине — 21, поженились. В 1962 году у них родилась дочь, а в 1978-м — сын.
«Мичман Панин», к/с «Мосфильм», 1960, реж. М. Швейцер
Кино и театр Куравлёв любил с детства, но в школе никогда не задумывался о карьере артиста. Учился он при этом не очень хорошо — ему тяжело давались точные науки. Попытаться поступить во ВГИК Леониду посоветовала двоюродная сестра, которая сама собиралась поступать в институт кинематографии. «Там никакой математики. Прочитаешь стихотворение какое-нибудь, прозу, басню Крылова», — подсказала она.
Последовав совету, Куравлёв подготовил ко вступительным экзаменам во ВГИК басню Крылова «Слон в случае», «Бабий бунт» из «Поднятой целины» Михаила Шолохова и отрывок из поэмы «Хорошо» Владимира Маяковского. Но сразу после школы, в 1953-м, поступить не удалось — Леонид дошёл только до третьего тура. Однако один из членов приёмной комиссии поддержал абитуриента и сказал: «Приходите на следующий год. Что-то в вас есть, я это чувствую».
Два года Куравлёву пришлось отработать в Мосгорхимпромсоюзе — изготавливать ёлочные игрушки и линзы для фотоаппаратов. А в 1955 году он снова пришёл поступать во ВГИК, успешно сдал экзамены и поступил в мастерскую Бориса Бибикова.
Мастер много — и по делу — критиковал юного Куравлёва: за зажатость и неуверенность, которые видно было невооружённым глазом: зачастую Леонид так стеснялся, что начинал шептать на сцене. Кроме того, он прогуливал пары и пренебрегал домашней работой. Дважды его собирались отчислить, но Бибиков дал ему шанс. И это, по воспоминаниям самого Куравлёва, стало существенным стимулом взяться за учёбу.
«Сегодня увольнения не будет…», ВГИК, 1958, реж. А. Тарковский, А. Гордон
Куравлёва оставили в институте на испытательный срок. И на третьем курсе ему удалось впервые блеснуть: совместно с однокурсницей Светланой Дружининой они представили на сцене фрагмент из пьесы Генрика Ибсена. Их игру увидели и оценили молодые, тогда ещё никому не известные режиссёры Андрей Тарковский и Александр Гордон. Сразу же после представления они предложили Куравлёву сняться в их дипломной работе — картине «Сегодня увольнения не будет…». В ней Леонид сыграл солдата-сапёра Морозова. Благодаря этой работе о таланте Леонида Куравлёва узнали и другие режиссёры.
В 1960-м вышли сразу две картины с его участием: приключенческий фильм «Мичман Панин» Михаила Швейцера, в которой он исполнил роль кочегара Камушкина, и короткометражка «Из Лебяжьего сообщают» — дипломная работа Василия Шукшина. Роль механика-заики Сени Громова стала для Куравлёва судьбоносной: Шукшину так понравилось работать с артистом, что вскоре он пригласил Леонида сниматься в главной роли.
И в 1964 году на экраны вышла картина «Живёт такой парень» — полнометражный режиссёрский дебют Шукшина. Главный герой, шофёр Пашка Колокольников по прозвищу Пирамидон, полюбился советским зрителям. В прокате его посмотрели 27 миллионов человек — впечатляющий результат для дебюта. Оценили фильм и на международном уровне: так, на Венецианском кинофестивале картина завоевала премию «Лев Святого Марка» как лучший фильм для детей.
Роль «Пирамидона» принесла Леониду Куравлёву известность. И он закрепил свой успех, снявшись в следующем фильме Шукшина — драме «Ваш сын и брат». Здесь он исполнил роль Степана, одного из сыновей главного героя, сбежавшего из тюрьмы всего за три месяца до освобождения.
«Живёт такой парень», к/с им. М. Горького, 1964, реж. В. Шукшин
Куравлёв был всю жизнь благодарен Василию Шукшину за то, что тот многому научил его и открыл для него путь в большое кино. И даже назвал сына в честь режиссёра. Но играть Ваню Расторгуева в фильме «Печки-лавочки», несмотря на уговоры Шукшина, артист отказался. Он очень не хотел всю жизнь провести в одном амплуа. «Мне надоело выступать в тех ролях, в которых меня занимали, — по существу, то был всё тот же простак. От своих простаков я как раз хотел бежать, да и предложения в тот момент были подходящие: „Семнадцать мгновений весны“, „Робинзон Крузо“», — объяснял артист.
Шукшин обижался, но в итоге именно Куравлёв объяснил режиссёру, что никто не сыграет эту роль лучше, чем он сам: «Какой Куравлёв сможет сыграть твоего Ивана? Играй сам! Ты прекрасный актёр». Шукшин согласился — и блестяще сыграл в этом фильме, который впоследствии называл своим любимым.
Куравлёву хотелось играть в картинах самых разных жанров, и когда ему предложили сняться в фильме ужасов «Вий», он сразу же согласился. Ему понравился и сценарий, и то, что семинарист Брут не был похож на его прежних персонажей. К тому же Николай Гоголь был одним из любимых писателей актёра.
Съёмки были непростыми, а сцена полёта панночки в гробу под куполом храма чуть не закончилась несчастным случаем: Наталья Варлей балансировала на высоте более 10 метров, и чувствовала себя вполне уверенно — всё-таки выпускница циркового училища. Однако во время одного из дублей что-то пошло не так, страховка не сработала и актриса упала. К счастью, Леонид Куравлёв успел подхватить её на руки. Правда, повредил спину, и съёмки пришлось приостановить на неделю.
«Вий», к/с «Мосфильм», 1967, реж. К. Ершов, Г. Кропачёв
Когда страховку проверяли, никаких дефектов не нашли, и впоследствии многие называли этот случай «мистическим», а сам фильм — «несчастливым». Однако, несмотря на суеверия, картину, вышедшую на экраны в 1967-м, ждал большой успех. «Вий» стал одним из лидеров кинопроката — его посмотрели более 32 миллионов человек.
Очень скоро, в 1963 году, вышел ещё один знаковый фильм с участием Куравлёва — комедия «Золотой телёнок» по мотивам знаменитого романа Ильфа и Петрова. Роль мелкого жулика Шуры Балаганова стала одной из самых ярких в карьере Леонида Вячеславовича.
Съёмки он тоже вспоминал с удовольствием: «Я там чувствовал себя как рыба в воде. Видимо, я уловил суть Балаганова. Когда однажды я спросил Швейцера, а кого играть, он сказал: „А играй дворняжку“. Вот так, наверное, я интуитивно и сыграл уже на пробах, был дворняжкой, ищущей хозяина, который накормит, защитит, — вот кто такой Балаганов».
70-е и 80-е стали самым продуктивным периодом в кинокарьере Леонида Куравлёва. В этот период он принял участие более чем в сотне фильмов и сыграл свои самые узнаваемые роли. Не обходилось и без любимых артистом экспериментов — например, в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны» 1972 года Куравлёв блеснул в образе гестаповца — холодного, расчётливого Айсмана.
«Семнадцать мгновений весны», к/с им. М. Горького, 1971 - 1973, реж. Т. Лиознова
Однако эта роль далась ему не так уж легко — режиссёр Татьяна Лиознова вспоминала, что Куравлёв долго не мог «попасть в характер». Постановщица помогла артисту лучше прочувствовать роль, добавив в облик персонажа яркий нюанс — повязку на незрячем глазу. Так у героя, по словам Лиозновой, сразу появилась история, и Куравлёву удалось выстроить на этом органичный характер антагониста. А ещё постановщица признавалась, что изначально задумывала снимать Куравлёва в роли Гитлера.
За свою самую известную роль Куравлёву пришлось конкурировать со звёздами первой величины: Жоржа Милославского в «Иване Васильевиче…» Гайдая хотели играть Георгий Бурков, Сергей Никоненко, Георгий Юматов, Анатолий Кузнецов, Вячеслав Невинный и Андрей Миронов. Однако именно в Куравлёве режиссёр разглядел идеального булгаковского Милославского.
Образ действительно удался — достаточно вспомнить, сколько крылатых фраз из «Ивана Васильевича…» мы помним именно благодаря этому персонажу, гениально сыгранному Леонидом Куравлёвым. Как и многие режиссёры, которым доводилось работать с Куравлёвым, Гайдай не желал «отпускать» артиста после успеха «Ивана Васильевича»: Леонид снялся почти во всех последующих картинах режиссёра-эксцентрика.
«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай
При этом, если верить воспоминаниям коллег по цеху, характер Леонида Вячеславовича нельзя было назвать лёгким. Борис Клюев утверждал, что Куравлёв был сложным, закрытым человеком, и практически никого к себе не подпускал. Василий Ливанов в интервью упоминал, что, несмотря на обаяние и прекрасное чувство юмора, Куравлёв — человек очень тяжёлый. Куравлёв был замкнутым интровертом — его скрытность и стеснительность, побеждённые им во время учёбы во ВГИКе ради успешной актёрской карьеры, в повседневной жизни никуда не делись.
А в 1975 году вышел ещё один хит, где Куравлёв сыграл протагониста, пускай и не очень «правильного». «Афоня» стал самым популярным фильмом года — его посмотрели 62 миллиона советских граждан. На роль Афони, помимо Леонида Куравлёва, претендовали Владимир Высоцкий и польский актёр Даниил Ольбрыхский.
Георгий Данелия был счастлив, что сделал правильный выбор: «Есть в Куравлёве какой-то секрет. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели», — писал режиссёр в мемуарах.
«Афоня», к/с «Мосфильм», 1975, реж. Г. Данелия
Часто Куравлёв отмечал, что не любил многие свои роли — всё из-за того же амплуа «простака». Но роль Афони, несмотря на то, что от съёмок Леонид получил удовольствие, стала для него самой ненавистной. После премьеры фильма про пьющего сантехника у артиста появилось огромное количество поклонников, большинство из которых были похожи на самого Афоню. Они в упор не видели отрицательные черты этого персонажа, и «в лоб» восхищались «своим парнем», а заодно и исполнителем этой роли. При этом сам Куравлёв совсем не был похож на Афоню — никогда не злоупотреблял спиртным, был интеллигентом и посвящал много времени самообразованию. Он ужасно не хотел, чтобы за ним закрепился подобный образ.
Коллеги-артисты вспоминали, что Куравлёв, вопреки сложившемуся о нём впечатлению, никогда не был «компанейским парнем». Всё свободное время артист уделял семье. А когда кто-то вторгался в его личное пространство, нарушал границы и делал замечания, Леонид воспринимал это как оскорбление. Например, на съёмках сериала «Место встречи изменить нельзя» Владимир Высоцкий, ещё помнивший о роли Афони, которую «увёл» у него Куравлёв, язвительно отметил, что Леонид слишком вяло пожал ему руку при приветствии. Куравлёв не стал дерзить в ответ, однако общества Высоцкого стал избегать.
В 80-х вышло ещё немало замечательных фильмов с Куравлёвым. Среди них «Самая обаятельная и привлекательная», «Ищите женщину», «Мы из джаза», «ТАСС уполномочен заявить…» и многие другие. В 90-х артиста по-прежнему звали в самые разные проекты: от экранизации «Мастера и Маргариты» Юрия Кара до комедий «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» всё того же Гайдая и «Ширли-мырли» Владимира Меньшова. Но большой радости Куравлёву эти роли не приносили. «Я снимаюсь неприлично много, и при этом у меня крайне мало, ничтожно мало удач», — так говорил он в тот период.
«Ширли-мырли», к/с «Мосфильм», 1995, реж. В. Меньшов
В 2012 году ушла из жизни Нина Васильевна, супруга и единственная любовь Леонида Куравлёва. Они прожили вместе 52 года. Леонид Вячеславович очень тяжело переживал эту потерю, и практически перестал не только сниматься в кино, но и вообще появляться на публике. Когда артиста спрашивали, почему он не снимается, он объяснял это усталостью: 250 картин — не шутки.
Кроме того, Леонида Вячеславовича не вдохновлял материал, с которым предлагалось работать: «Те сценарии, которые мне сегодня предлагают, не соответствуют тем высоким стандартам, которые были в нашем советском кинематографе. Так что я свое дело в кино уже сделал… Но если вдруг мне предложат достойный сценарий, снимусь с удовольствием», — говорил он в интервью.
Последней работой Леонида Куравлёва в кино стала роль отца Леонтия в лирической комедии «Весь этот джем» Александра Андраникяна. Фильм о любви американского актёра и простой русской девушки вышел на экраны в 2015 году и не снискал популярности.
«Весь этот джем», кинокомпания «Спутник», 2015, реж. А. Андраникян
30 января 2022 года Леонид Вячеславович скончался в московском хосписе от остановки сердца, которую предположительно спровоцировала вирусная пневмония. Артисту было 85 лет. Леонид Куравлёв похоронен на Троекуровском кладбище рядом с любимой женой, Ниной Васильевной.
Дочь Леонида Куравлёва, Екатерина, в юности решила пойти по стопам отца. Она поступила в Щукинское училище и выучилась на актрису. На съёмки её начали приглашать ещё в студенчестве. Дебютировала Екатерина в 1985 году в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» в роли Ларисы, соседки Нади Клюевой по гостинице.
Однако актёрская карьера дочери Куравлёва не задалась: Екатерина снялась в эпизодических ролях всего в семи фильмах, а затем исчезла с экранов. Не дождавшись крупных ролей и осознав, что стать ярче отца она точно не сможет, Екатерина решила сменить профессию и стала психотерапевтом.
Сын Леонида Куравлёва, Василий, выбрал профессию учёного-инженера: учился в Московском автомобильно-дорожном институте, защитил кандидатскую диссертацию и стал преподавателем. У него трое сыновей; старший внук Леонида Куравлёва родился в 2003 году, средний — в 2007-м, а младший — в 2010-м.