К 50-летию знаменитого фантастического фильма!
Через десять лет после научного и технического прорыва 60-х годов в области исследований космоса было принято решение популяризировать жанр научной фантастики среди молодёжи и поручили это задание киностудии им. Горького. Как раз пригодился уже готовый сценарий, который лежал на студии невостребованным, а взялся за него режиссёр Ричард Викторов.
«Москва — Кассиопея», к/с им. М. Горького, 1973, реж. Р. Викторов
Серьёзно к этой работе на киностудии не относились и планировали снять малобюджетный камерный фильм о путешествии школьников на созвездие Кассиопеи, но Викторов настаивал на том, что неправдоподобие и условность детей только оттолкнёт. Он хотел снять масштабное динамичное кино с реалистичным миром и спецэффектами, а консультантом пригласил космонавта Георгия Берегового. В результате режиссёр получил «космический» бюджет в миллион рублей — для детского кино это был беспрецедентный случай! Сценарий предполагал один фильм, но отснятого материала получилось так много, что историю разбили на две части. Продолжение получило название «Отроки во Вселенной» и вышло в прокат в тот же год.
«Москва — Кассиопея», к/с им. М. Горького, 1973, реж. Р. Викторов
Основные съёмки проходили на закрытой территории крымского военного полигона на мысе Опук. Место выбрали за его «инопланетность» — невысокие гладкие холмы, песок, заливы с розовой водой и белыми от соли берегами. Для усиления эффекта на стекольном заводе были заказаны пластинки, которые прикрепили на колючки местной растительности, чтобы они блестели на солнце.
«Москва — Кассиопея», к/с им. М. Горького, 1973, реж. Р. Викторов
Космические костюмы героев были сшиты из экспериментальной ткани, которую покрыли серебряной краской, а сапоги с «магнитной подошвой» сделаны из очень мягкого материала. Если от костюмов никто не пришёл в восторг — они очень красились, то с сапожками девочки расставались чуть ли не со слезами, так как они были не только удобными, но и очень модными. Оставить себе их не разрешили, а через год в этой же экипировке на экранах появились герои фильма «Большое космическое путешествие».
«Москва — Кассиопея», к/с им. М. Горького, 1973, реж. Р. Викторов
Хуже всего приходилось актёрам, игравшим роботов. Костюмы робота-няньки и робота-ремонтника были сделаны из пластика и металла и так нагревались на солнце, что доходило до тепловых ударов. Актёры, игравшие роботов-вершителей, носили очки со множеством линз и видели окружающую обстановку, размноженную в 8 раз. Черные костюмы роботов-исполнителей не имели застежек и зашивались прямо на актёрах в начале съёмочного дня, а парики с проволочными волосами весили по 3 килограмма.
«Москва — Кассиопея», к/с им. М. Горького, 1973, реж. Р. Викторов
Для съёмок невесомости на киностудии построили 18-метровую декорацию «Коридор звездолета», которая вращалась вокруг своей оси. Одного актёра прикрепляли к пластине, которая крутилась вместе с трубой, а второй бежал на месте, но так как декорация вращалась — создавалось впечатление, что он бежит по стенам и потолку. Третий актёр «влетал» в кадр на ремнях, которыми был пристёгнут к неподвижной опоре. Все подростки снимались в этой сцене без дублёров.
Спецэффект поразил даже зарубежных режиссёров — до этого невесомость так снимал только Стэнли Кубрик, но в кадре у него был один человек. Телефоны на студии раскалились от звонков — все хотели знать, как Викторову удался этот трюк.
«Москва — Кассиопея», к/с им. М. Горького, 1973, реж. Р. Викторов
Небольшие роли академиков сыграли актёр Артём Карапетян, знаменитый советский математик и консультант фильма Владимир Золотарёв и авторы сценария — драматурги Авенир Зак и Исай Кузнецов. Академика Филатова сыграл Лев Дуров, который очень скептически относился к фильму и не верил в его успех. Так же был настроен и Иннокентий Смоктуновский, которого пришлось долго уговаривать на роль Исполняющего Особые Обязанности.
«Москва — Кассиопея», к/с им. М. Горького, 1973, реж. Р. Викторов
Владимир Савин и Ирина Попова, игравшие влюблённых Мишу и Катю, перенесли чувства с экрана в жизнь. Через два года после съёмок они поженились, у них появился сын, но через 6 лет брак распался.
«Москва — Кассиопея», к/с им. М. Горького, 1973, реж. Р. Викторов
Из всех снимавшихся в фильме подростков только четверо выбрали актёрскую профессию.
Вадим Ледогоров (Агапит) после съёмок стал востребованным молодым актёром театра и кино, в 1995 году переехал в Новую Зеландию и успешно продолжил карьеру, у него своя театральная студия, где он популяризирует русскую классику.
Владимир Савин (Миша) учился на геологическом факультете МГУ, потом поступил в Академию внешней торговли и стал экономистом.
Ольга Битюкова (Варя) окончила Институт культуры, Институт легкой промышленности и ГИТИС, периодически снимается в кино.
Ирина (Попова) Савина (Катя) окончила Школу-студию МХАТ и стала актрисой театра им. Ермоловой. В кино не снимается с 2004 года, но работает на озвучивании и дубляже.
Владимир Басов-мл. (Федя) пошёл по стопам отца, стал актёром и режиссёром.
Михаил Ершов (Витя) много лет работал в Московском метрополитене. Ушёл из жизни в 2023 году.
Александр Григорьев (Паша) несколько лет посвятил армии, потом работал таксистом. Ушёл из жизни в 2017 году.
Надежда Овчарова (Юля) стала певицей, работала в Академическом Большом хоре радио и телевидения и воспитала шестерых детей. Ушла из жизни в 2022 году.