Как снимали драму «Белый Бим Чёрное ухо»

16 сентября

15 сентября 1977 года состоялась премьера самого трогательного и драматичного фильма о собачьей верности…

Повесть «Белый Бим Чёрное ухо» писатель Гавриил Троепольский посвятил другу и первому читателю Александру Твардовскому, а породу собаки выбрал в память о своём любимом сеттере Леле, который был дипломированным охотником — он получил два призовых диплома на чемпионатах среди охотничьих собак.
За экранизацию взялся режиссёр Станислав Ростоцкий и никого, кроме своего друга Вячеслава Тихонова, в главной роли не видел. Тихонов к тому времени устал от шлейфа Штирлица и с радостью согласился сыграть скромного писателя, который любил неторопливые прогулки, охоту и свою собаку «неправильного» окраса. Правда режиссёру пришлось три года ждать — сначала когда освободится Тихонов, а потом когда разрешат снимать на дорогой импортной плёнке. Отечественная была менее светочувствительна и для съёмок на неё требовался очень яркие софиты, свет и жар от которых были бы невыносимы для собаки.

«Белый Бим Чёрное ухо», к/с им. М. Горького, 1977, реж. С. Ростоцкий

В книге Бим был белым шотландским сеттером, но в жизни найти такую собаку было почти фантастикой, поэтому для фильма подбирали английского сеттера. И с подбором пришлось помучиться — одни были неподходящего окраса, другие вели себя как попало. Потом кинолог нашёл Стива, или просто Стёпу, от которого режиссёр пришёл в восторг: «Он настолько умен, что, кажется, читает сценарий!». Вячеслав Тихонов и Степа стали настоящими друзьями, и когда надо было снять радостную встречу собаки с хозяином — их просто разлучали на пару дней. В самой душераздирающей сцене с поездом Степу заменял дублёр — создатели фильма переживали, что собака может испугаться, дернуться и сломать лапу, а сеттер Денди был более спокойным. На всякий случай на съёмках этой сцены дежурил ветеринарный врач.

«Белый Бим Чёрное ухо», к/с им. М. Горького, 1977, реж. С. Ростоцкий

Дружба с актёром и всеобщая любовь скрашивали Стёпе его тоску по настоящему хозяину — он отдал его киногруппе и за почти два года ни разу не навестил. Хозяин гордился, что у него очень умная и популярная собака, но тёплых чувств к нему не испытывал и держать дома не хотел. Он продолжил сдавать пса съёмочным группам и охотникам и вскоре собаки не стало…

«Белый Бим Чёрное ухо», к/с им. М. Горького, 1977, реж. С. Ростоцкий

Ростоцкий долго выбирал место для съёмок и ездил по областям, а потом остановил выбор на Калуге — несколько лет назад он приезжал сюда на съёмки фильма Бориса Рыцарева «Иван да Марья», да и Троепольский был частым гостем города. Главного героя режиссёр поселил в живописном месте недалеко от Оки, Яченского водохранилища и Калужского бора.

«Белый Бим Чёрное ухо», к/с им. М. Горького, 1977, реж. С. Ростоцкий

Фильм завоевал огромную зрительскую любовь, принёс Вячеславу Тихонову и Станиславу Ростоцкому Ленинскую премию и ввёл моду на сеттеров, и единственным, кто пострадал от популярности, была актриса Валентина Владимирова. Она играла соседку писателя, которая ненавидела собаку, и после премьеры с ней перестали здороваться её собственные соседи. Однажды её пригласили провести творческий вечер в школе, но ученики наотрез оказались с ней встречаться. «Никто не думал, что фильм станет кассовым. И уж точно никто не думал, что у зрителей я навсегда останусь олицетворением этой злой тетки…» — говорила актриса, которую стали гораздо реже звать на роли.

«Белый Бим Чёрное ухо», к/с им. М. Горького, 1977, реж. С. Ростоцкий

Драма была названа лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран» и поехала на «Оскар» — бороться за победу в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Статуэтку «Белый Бим Чёрное ухо» не выиграл, но на показах зал аплодировал стоя!
В 1998 году в родном для Гавриила Троепольского Воронеже был установлен памятник Биму, а в 2021 году в городе появился памятник самому писателю — скульптурная композиция запечатлела его прогулку с сеттером.