14 сентября 1984 года на советские экраны вышел фильм «Чучело». Талантливая и скандальная картина Ролана Быкова, удостоенная Государственной премии СССР, вошла в историю отечественного кино как одна из самых впечатляющих и искренних историй о школе. В честь сорокалетия со дня премьеры вспоминаем эту блистательную экранизацию и ещё шесть отличных фильмов о школе, учителях и их воспитанниках.
Изначально историю Лены Бессольцевой писатель Владимир Железников создал именно в виде сценария. В основу сюжета легла реальная история племянницы автора: девочка взяла на себя чужую вину и несколько недель терпела издевательства со стороны одноклассников. Однако в Госкино сценарий с таким сюжетом не приняли: изображать школьников жестокими было нельзя. Железникову пришлось написать ту же историю в прозаической форме, и повесть «Всего несколько дней» напечатали в журнале «Пионер». Её прочёл Ролан Быков, и решил во что бы то ни стало снять по ней фильм, невзирая на позицию Госкино.
Кристину Орбакайте утвердили на главную роль не сразу. Кастинг был масштабный, более десяти тысяч юных кандидаток со всего Советского Союза, и «дочь певицы» режиссёру не понравилась ещё на фотопробах: «Ей только ротой солдат командовать», — заявил Ролан Быков. Однако через некоторое время он вернулся к её кандидатуре, решив, что детская чистота может быть и волевой. На «живых» пробах девочка продемонстрировала, что подходит на роль «Чучела» идеально. А Юрий Никулин, для которого эта роль стала последней, согласился участвовать в фильме неожиданно для Быкова. И великолепно сыграл Николая Николаевича, дедушку Лены.
«Чучело», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Р. Быков
Во время съёмок цензоры искали любые предлоги, чтобы прекратить работу над провокационным фильмом, и Быков изо всех сил старался не допустить утечки информации о содержании картины в СМИ. Старания оказались не напрасными: зрители были шокированы и восхищены, а критики разделились на два «лагеря»: одни заявляли, что Быков опозорил честь советских детей, другие восхваляли режиссёра за то, что он не побоялся правды, пусть и такой горькой.
На деле картина «Чучело» была далеко не первым «рискованным» советским фильмом про школу. «Школьный вальс», вышедший на экраны в 1978-м, тоже затрагивал непростую и провокационную тему — подростковую беременность. Печальную историю о любви десятиклассников написала драматург и актриса Анна Родионова, также известная как автор сценария знаменитого музыкального фильма «Карнавал».
Ещё на этапе согласования сценария «Школьного вальса» Родионова убеждали переписать материал и не делать главную героиню школьницей: пусть забеременеет хотя бы после выпускного… На это ни автор, ни режиссёр не согласились. Однако спустя десять лет после премьеры фильма критики писали о том, что студийные инстанции настояли на том, чтобы внести изменения в сценарий: смягчить сюжетные коллизии и приукрасить обстоятельства происходящего.
«Школьный вальс», к/с им. М. Горького, 1977, реж. П. Любимов
Впервые картину представили публике на Всероссийском съезде учителей. Те были возмущены. И, чтобы выпустить фильм во всесоюзный прокат, разрешения от Госкино пришлось добиваться целый год. В итоге картина вышла в ограниченный прокат, однако пользовалась бешеной популярностью: только за первый год её посмотрели 20 миллионов человек. При этом в прессе результаты проката занижали и писали о «Школьном вальсе» как о худшем фильме года, чтобы отбить у граждан желание смотреть неоднозначную картину.
Сегодня сложно в это поверить, но у культовой картины 1966 года о жизни беспризорников в Школе-коммуне имени Достоевского тоже были проблемы с разрешениями к показу. Министр внутренних дел СССР назвал экранизацию повести Григория Белых и Леонида Пантелеева, снятую Геннадием Полокой, «энциклопедией для школьных хулиганов», и выступал против выхода фильма в прокат.
Сложности возникли и с самим сценарием. Его написал Леонид Пантелеев, и вышло не очень удачно: от материала отказались 11 режиссёров, прежде чем за него взялся Геннадий Полока. А взялся он основательно — буквально написал собственный вариант сценария, что, разумеется, совсем не понравилось Пантелееву. На худсовете тот заявил, что в первоначальном материале было гениально всё, кроме режиссёра. За Полоку вступился Сергей Юрский — артист доказал худсовету, что переделанный сценарий действительно лучше. Имя Пантелеева оставили в титрах, но это не мешало ему критиковать фильм и после премьеры. «Жизнь ШКИДы на экране выглядит беднее и грубее, чем она была на самом деле», — писал он в «Комсомольской правде».
«Республика ШКИД», к/с «Ленфильм», 1966, реж. Г. Полока
К счастью, несмотря на мнение отдельных руководителей, фильм всё же вышел на экраны. И снискал огромный успех: за год его посмотрели 32,6 миллионов зрителей. А в 1967 году картина завоевала гран-при на Московском фестивале детских фильмов.
В эту картину Станислава Ростоцкого, вышедшую в 1968 году, цензоры предлагали внести «всего лишь» 28 правок. Режиссёр, заявив, что после такого от задуманного им кино ничего не останется, принял только три. Тема сценария Георгия Полонского сразу вызвала у чиновников опасения: сомневающийся в себе учитель в качестве главного героя выглядел странно, и съёмки хотели запретить ещё на подготовительном периоде. Но Григорий Бритиков, директор Киностудии имени Горького, дал Ростоцкому добро на съёмки, не дожидаясь ответа со стороны Министерства культуры на кляузу из Госкино. Понимая, какой это риск, фильм сняли рекордно быстро — всего за три с половиной месяца. Уже когда материал был отснят, из Госкино пришёл документ, в котором запуск в производство фильма «Доживём до понедельника» назвали «главной ошибкой Киностудии имени Горького».
«Доживём до понедельника», к/с им. М. Горького, 1968, реж. С. Ростоцкий
Ростоцкому пришлось побороться и за исполнителя главной роли, Вячеслава Тихонова. Против его кандидатуры выступал автор сценария, утверждавший, что Тихонов слишком молод и красив для Ильи Семёновича Мельникова, учителя истории. Сам актёр тоже не горел желанием браться за эту роль, которая казалась ему мелкой. Однако Ростоцкий был непреклонен: Полонского он убедил, что артиста состарит грим, а Тихонову просто сказал: «Если ты мне друг — будешь играть». Тот согласился, и впоследствии был счастлив, что сделал такой выбор. Более того, утверждал, что без роли Мельникова не было бы и Штирлица.
В день премьеры в Доме кино фильм приняли 10-минутными овациями. Станислав Ростоцкий вспоминал, что очень волновался: во время сеанса в зале царила тишина, и режиссёру показалось, что это провал. Но когда фильм закончился, зрители плакали, смеялись и скандировали, как на хоккее: «Мо-лод-цы!». В 1969-м картина была признана лучшим фильмом года по итогам конкурса журнала «Советский экран», а в 1970-м удостоена Государственной премии СССР.
В течение нескольких лет после премьеры «Доживём до понедельника» казалось, что на школьную тему сказано буквально всё. Поэтому сценарий «Розыгрыша», созданный Семёном Лунгиным (отцом режиссёра Павла Лунгина), долгое время лежал в архиве «Мосфильма». На студии полагали, что материал «пустой». Никто не хотел за него браться, пока в 1975 году его не прочёл Владимир Меньшов. Режиссёр искал сценарий для своего дебютного полного метра, и «Розыгрыш» ему очень понравился.
«Розыгрыш», к/с «Мосфильм», 1976, реж. В. Меньшов
Картину, вышедшую в 1976-м, ждал такой успех, что Меньшов, которому по воле случая пришлось исполнить в «Розыгрыше» эпизодическую роль, ввёл традицию — играть камео в каждой своей ленте. Для 15-летнего Дмитрия Харатьяна, пришедшего на пробы едва ли не случайно, эта роль стала дебютной. И сразу же принесла ему всесоюзную славу: «Ещё первого января я был совершенно обычным мальчишкой. И тут наступает 10 января, я выхожу из дома, ни о чём не подозревая, а люди как-то странно смотрят на меня, говорят: это же тот самый парень из „Розыгрыша“!».
Многие критики называли фильм музыкальным: композитор Александр Флярковский написал для него целую песенную сюиту на стихи Алексея Дидурова — около тридцати песен, пять из которых прозвучали в фильме в исполнении ВИА «Добры молодцы». Песня «Когда уйдём со школьного двора…» обрела, кажется, бессмертную популярность: она и по сей день часто звучит на выпускных вечерах.
В романе о молодом учителе Служкине, пытающемся свести концы с концами, обитая в Перми в шаткую эпоху девяностых, писатель Алексей Иванов отчасти коснулся собственной биографии: в своё время ему довелось поработать педагогом. Однако в интервью Иванов подчёркивал, что книга — вовсе не о нём: «Если бы „Географ“ был биографическим произведением, то я бы сейчас либо в тюрьме сидел, либо бутылки на мусорке собирал. Это не биография. Хотя атмосфера и обстоятельства там — да, те самые, в каких я когда-то был».
«Географ глобус пропил», к/к «Красная стрела», «Мармот-фильм», 2013, реж. А. Велединский
Роман вышел в 2003-м, а десять лет спустя его решил экранизировать Александр Велединский. В создании сценария Алексей Иванов не участвовал, доверившись режиссёру. Критики отмечали, что получившееся кино во многом не соответствует роману: кому-то не понравилось, что действие перенесли из девяностых в современность, кто-то сетовал, что интонации Велединского — совсем не в духе романа, и указывал на очевидное: в кино опущены целые сюжетные линии. Кроме того, сорокалетний Константин Хабенский, исполнивший главную роль, совершенно не походил на «книжного» 28-летнего Служкина.
Несмотря ни на что, фильм собрал огромное количество призов, в том числе премию «Ника» за лучший фильм, премию «Золотой орёл» за лучшую режиссёрскую работу и множество российских и зарубежных наград. Понравилась экранизация и Алексею Иванову: «По-моему, Александр Велединский снял очень важный, этапный фильм. Не скажу — культовый, но особенный — это уж точно. Велединский снял нравственное кино о взаимоотношениях человека с самим собой, с правдой, с миром. Оказывается, такой разговор был очень нужен обществу», — делился писатель в интервью.
Идея фильма о подростке, влюблённом в свою учительницу и страдающем от бессонницы, принадлежит Михаилу Местецкому. Продюсеры ждали от него спортивную драму, но Местецкий так устал от этой темы, работая над «Легендой № 17», что наотрез отказался вновь за неё браться. Зато предложил написать искромётный фильм о школьниках в духе старого-доброго советского кино, и продюсеры тут же согласились. На позицию режиссёра также рассматривали Местецкого, однако тот предпочёл посвятить время другому проекту — фильму «Тряпичный союз».
«Хороший мальчик», 2D films, Арт Пикчерс Студия, 2016, реж. О. Карас
В итоге снимать фильм взялась Оксана Карас. И получилось душевно — быть может, потому, что в работе над атмосферой фильма постановщица во многом опиралась на собственные воспоминания о детстве. «Атмосфера Колиной школы — это флёр моего детства. До шестнадцати лет я жила у моря, ходила в школу по набережной. Поэтому для меня было так важно найти в Москве большую воду для этих съемок. По мне, если нет чаек, кораблей, эллингов, барж — так это и не детство вовсе. И мы нашли в Москве море», — рассказывала она в интервью.
Кроме того, яркостью поражал «взрослый» актёрский состав картины: Константин Хабенский, Михаил Ефремов, Ирина Пегова, Тятьяна Догилева, Александр Паль. «Хороший мальчик» вышел на экраны в 2016-м и был встречен с симпатией как зрителями, так и критиками. А на кинофестивале «Кинотавр» фильм завоевал гран-при.