Ко дню рождения актёра.
Андрей Краско родился 10 августа 1957 года в семье актёра Ивана Краско и школьной учительницы Киры Петровой. Со временем Андрей решил пойти по стопам отца, но его актёрская судьба складывалась не так гладко, как у многих известных «актёрских детей»: он не с первого раза поступил в театральный вуз, а его первая роль в театре так не понравилась заместителю начальника МВД СССР, что стала последней — Краско слишком «хулигански» сыграл милиционера в спектакле «Кукарача».
Главные роли и слава пришли к Андрею Краско, когда ему было уже за сорок. А в 48 лет он ушёл из жизни во время съёмок легендарного сериала «Ликвидация». В день рождения артиста вспоминаем его самые яркие роли, благодаря которым он останется в памяти зрителей и истории кино одним из самых талантливых актёров своего времени.
«Агент национальной безопасности» (1998 — 2004)
«Агент национальной безопасности», ЗАО «ТНТ-Телесеть», к/к «Новый русский сериал», 1999, реж. Д. Светозаров, В. Фурман
Любовь зрителей и известность пришли к Андрею Краско после «Агента национальной безопасности» — «ленинградского» детективного телесериала, который авторы задумывали как «младшего брата» культовых «Улиц разбитых фонарей». Для исполнителя главной роли в «Агенте…», Михаила Пореченкова, этот сериал тоже стал важной вехой в карьере.
А роль Андрея Краснова, майора ФСБ и лучшего друга главного героя, писали специально для Андрея Краско. Вот как об этом вспоминает один из авторов сценария сериала — Игорь Агеев: «Помню, мне позвонил Володя Вардунас: „Андрюшке Краско есть нечего. Давай поможем ему, сочиним какой-нибудь эпизодик“, — предложил он. Так родился капитан Краснов — принципиально новый герой новой эпохи, без котурнов и пафоса, глуповатый и открытый, чем-то напоминающий бравого солдата Швейка, однако обладающий несомненными национальными чертами».
Впоследствии роль дорабатывал режиссёр проекта Дмитрий Светозаров — по мнению авторов сценария, не всегда к лучшему — а затем в ходе съёмок обрастала подробностями и актёрской импровизацией. Создатели сериала опасались негативной реакции представителей спецслужб именно на эту роль. Выяснилось, что напрасно. А однажды к Андрею Краско подошёл человек в штатском, оказавшийся генералом ФСБ, и поблагодарил актёра за созданный им образ. «Неужели подобные работники есть в ваших рядах?» — поинтересовался Краско. «Девяносто процентов», — ответил генерал.
«Блокпост» (1999)
«Блокпост», к/к СТВ, ОАО «ОРТ», 1998, реж. А. Рогожкин
С Александром Рогожкиным, режиссёром военной драмы «Блокпост», Андрей Краско познакомился ещё на съёмках «Улиц разбитых фонарей». Тогда Андрей Иванович сыграл роль криминального авторитета в небольшом эпизоде. Затем Рогожкин предложил Краско сценарий «специально для него» — комедию «Операция „С Новым годом!“». Чуть позже — снял его в «Особенностях национальной рыбалки». А затем пригласил артиста исполнить главную роль в фильме «Блокпост» и даже переписал сценарий под образ Краско.
Режиссура Рогожкина в первую очередь ассоциируется с культовыми — если не сказать, одними из главных — российскими комедиями девяностых: «Особенностями национальной охоты» и «Особенностями национальной рыбалки». «Блокпост» же был скорее трагикомедией и не снискал сравнимой с «Особенностями…» всенародной популярности. Однако в своё время картину о войне на Северном Кавказе, не лишённую «рогожкинского» обаяния, тоже растащили на цитаты.
И ещё больше полюбили такого «родного» и понятного Краско. Вот что сам артист вспоминал о реакции зрителей на фильм: «Мой герой — прапорщик Ильич — носит берет, который положен только особо отличившимся бойцам спецподразделения. Мне льстит, что после „Блокпоста“ ребята-спецназовцы сказали: „Ты свой берет заслужил!“».
«72 метра» (2004)
«72 метра», к/c «ТриТэ», Первый канал, 2004, реж. В. Хотиненко
В одном из ранних интервью у Андрея Краско поинтересовались, у каких российских режиссёров он хотел бы сняться. Артист сразу же вспомнил имя Владимира Хотиненко. И через несколько лет «загаданное» сбылось: Краско получил роль в одном из самых известных проектов Владимира Ивановича — фильме-катастрофе «72 метра».
На съёмках Андрей Краско и Марат Башаров действительно погружались в море на подлодке — правда, на перископную глубину — девять метров. Однако Андрей Иванович вспоминал, что ощущения от погружения «те ещё»: «Кругом начинает капать вода, давление чувствуется прилично, лодка потрескивает, несмотря на то, что она титановая. Но больше всего впечатляет работа этих людей, потому что командир одновременно слушает доклады восьми постов, мгновенно обрабатывает эту информацию и отдает приказы, да еще смотрит в перископ, чтобы поблизости не оказалось кораблей».
Своему персонажу — капитану первого ранга Янычару — артист самостоятельно добавил некоторые реплики. А также придумал для того некоторые черты характера — режиссёр не возражал. Оказалось, всё это было не зря: капитан получился таким живым, что после выхода картины на экраны все моряки и подводники считали Краско «своим».
«Грозовые ворота» (2006)
«Грозовые ворота», к/с «Вертикаль», 2006, реж. А. Малюков
Многосерийный фильм по мотивам романа Александра Тамоникова «Рота уходит в небо» снял мастер детективных сериалов Андрей Малюков («Диверсант», «Мосгаз», «Мы из будущего»). Андрей Краско сыграл в «Грозовых воротах» полковника Павла Галкина. Андрей Иванович иногда шутил о своём «продвижении по службе»: из прапорщика в «Блокпосте» он дослужился до капитана второго ранга в «72 метрах» — и, наконец, стал полковником сухопутных войск в «Грозовых воротах».
В основу романа, в свою очередь, легли события 2000 года: неподалёку от чеченского горного села Улус-Керт 90 бойцов 6-й парашютно-десантной роты 76-й псковской дивизии ВДВ прикрыли собой дорогу на Дагестан, сдержав напор двухтысячной армии боевиков. При этом сам автор утверждал, что совпадения сюжета с реальным боем на высоте 776 случайны, поскольку сражение произошло после того, как большая часть романа уже была написана.
Сам Андрей Краско всегда проводил чёткую границу между своим отношением к боевым действиям на экране и реальной войне. С его точки зрения, трагедию войны невозможно в полной мере передать средствами кинематографа. Вот что он вспоминал в этой связи о своей роли в «Грозовых воротах»: «В фильме мой герой занимается исключительно войной. У него есть реальный прототип - командир воинской части, где проходили съемки, израненный весь, ходит с тростью, но не комиссовался и продолжает служить, командовать, готовить военных. Для него это смысл жизни. У меня очень многие друзья воевали в Чечне как профессиональные военные. Весь питерский СОБР — мои знакомые, и ОМОН — мои знакомые. Все они были там. И они рассказывали страшные вещи, которые никогда не разрешат снять».
«Я остаюсь» (2007)
«Я остаюсь», MG Media, 2006, реж. К. Оганесян
Картина «Я остаюсь» вышла на экраны уже после смерти Андрея Краско. Для него этот фильм стал последним. А для режиссёра фильма, Карена Оганесяна («Папы», «Грозный папа», «Пять невест») — первым. Тогда он буквально «влюбился» в прочитанный сценарий: «В работе в тот момент находился сценарий картины „Я остаюсь“, но снимать её должен был другой человек. Я попросил Рубена Дишдишяна: дайте мне этот сценарий, если я не сниму это кино, просто умру. И это, как потом выяснилось, очень подкупило его — мне дали шанс. Фильм „Я остаюсь“ определил мою судьбу — я остался в Москве и стал снимать фильмы дальше».
В дебютном фильме Оганесяна, ставшим для того судьбоносным, Андрей Иванович исполнил главную роль. Однако озвучивать его, к сожалению, пришлось другому артисту — Семёну Фурману. После того, как Андрей Краско ушёл из жизни, многие рассуждали о мистической взаимосвязи названия его последнего фильма, «потустороннего» сюжета и безвременной кончины артиста.
В основе сюжета фильма — фантастическое допущение: что, если существует неведомое для живущих измерение — граница между жизнью и смертью? Главный герой картины, доктор Виктор Павлович Тырса, впадает в кому, получив по голове шаром для боулинга, и оказывается на странной пустынной равнине. Где вскоре встречает таких же, как он сам — людей, пребывающих в одном шаге от смерти. Кинокритики называли картину вторичной и незамысловатой, но факт остаётся фактом: это, безусловно, одна из самых ярких драматических ролей замечательного артиста Андрея Краско.