В основу сюжета романтического авантюрного детектива «Казанова» легло громкое дело советского брачного афериста и мошенника Юрия Ладжуна. Много лет он ездил по всему СССР в поисках одиноких доверчивых дам, меняя личности, документы и легенды… На момент ареста на его счету были 72 обманутые женщины и одно убийство.
«Следователь по особо важным делам», ТО «Экран», 1970
Заявления от женщин, которые лишились денег и ценных вещей после знакомства с интеллигентным обаятельным мужчиной серьёзной профессии, начали поступать в милицию в начале 60-х годов. Причем не всегда это были кражи — некоторые сами одалживали приличные суммы попавшему в затруднительную ситуацию поклоннику под обещание вернуть через несколько дней. И, разумеется, больше не видели ни денег, ни поклонника. К середине десятилетия однотипные заявления из разных городов стали поступать почти каждую неделю, и сотрудники милиции забили тревогу. Когда начали объединять дело в одно, то были отмечены 60 похожих эпизодов по всей стране, причем они никогда не повторялись в одной области — преступник постоянно переезжал.
«Следователь по особо важным делам», ТО «Экран», 1970
По описаниям был составлен фоторобот плотного брюнета лет 30 — 40, отличавшегося южным говором и хорошими манерами. Одна из потерпевших показала на фотографию Алена Делона и сказала, что он похож на актёра… Зацепка появилась, когда в милицию обратился ограбленный Николай Пущин — его попутчиком в такси был молодой институтский преподаватель по фамилии Липатов, с которым они сразу нашли общий язык. За время поездки он рассказал Липатову о работе и предстоящей командировке, а потом показал на свой частный дом, остановил такси и вышел. Пока он был в отъезде Липатов пришёл к его жене, представился другом мужа по работе и очень расстроился, что его нет дома — бронь в гостинице слетела, а больше он никого в городе не знает. Очарованная комплиментами и шутками жена оставила гостя на ночь, утром он исчез вместе с деньгами и удостоверением ударника коммунистического труда и не оставил ни одного отпечатка.
«Казанова», к/с «Амедиа Продакшн», 2020, реж. К. Белевич
Милиция отправила запрос в институт и оказалось, что преподаватель Липатов там и правда есть, но совсем недавно у него украли деньги и документы. Следователи стали ждать появления лже-Пущина… Он объявился в Калуге — в гостинице представился приехавшим на секретный объект научным сотрудником, обаял девушку-администратора и получил ключ под удостоверение ударника труда. Там же познакомился с Натальей и пригласил её на свидание. Через несколько дней поделился с девушкой бедой — его ограбили и непонятно на что жить дальше. Наталья предложила ему 250 рублей, он долго отказывался, потом взял под обещание вернуть, как только придёт перевод. На следующий день она узнала, что Пущин выехал из гостиницы, и подала заявление в милицию.
«Казанова», к/с «Амедиа Продакшн», 2020, реж. К. Белевич
Следующей ролью Ладжуна был физик-ядерщик Пшенцов — этот мужчина лишился денег и документов после застолья в ресторане со случайным знакомым. Буквально через несколько дней в Минске обаятельный молодой учёный познакомился с Надеждой. Роман развивался стремительно, вскоре Пшенцов признался, что он в опасности — за ним и его разработками охотятся спецслужбы! Ему надо выехать за границу, и он хочет взять Надежду с собой в статусе жены… Они подали заявление, но физик предложил не ждать и сначала сыграть свадьбу, а потом тихо и романтично зарегистрироваться. Девушка была в восторге от будущих перспектив и согласилась.
На торжество со стороны невесты пришло много гостей, а наутро «новобрачный» растворился вместе с подаренными деньгами и дорогими вещами, в том числе кортиком морского офицера и дефицитными нейлоновыми чулками, которые подарил следующей жертве — заведующей рестораном на теплоходе. Позже в Одессе он ещё раз повторил трюк с браком.
«Казанова», к/с «Амедиа Продакшн», 2020, реж. К. Белевич
Заявления продолжали поступать — где-то Ладжун заводил романы, был вхож в семью и крал семейные ценности, а где-то просто снимал комнаты у женщин и исчезал с небольшими суммами. При этом многие из них не верили, что вежливый и внимательный квартирант мог пойти на такое. Однажды следователей вызвали на убийство официантки кафе. Они узнали, что девушка недавно познакомилась с капитаном дальнего плаванья — капитан предложил ей руку, сердце и работу в ресторане круизного лайнера. Девушка рассказала подругам, что выходит замуж и уплывает за границу, осталось только снять деньги со сберкнижки… Мошенник перешёл в категорию особо опасных преступников.
«Казанова», к/с «Амедиа Продакшн», 2020, реж. К. Белевич
Закончились гастроли Юрия Ладжуна через год — в поезде он встретился с армейским сослуживцем, одолжил у него деньги, пообещав вернуть в городе прибытия, и сошёл на ближайшей станции. Сослуживец пошёл в милицию, описал внешность, а настоящая фамилия там оказалась уже знакома — когда-то Ладжун сидел за кражу, был выпущен за примерное поведение, но его фотографии остались в архиве. Следующий роман афериста закончился в камере — буфетчица из Гатчины заметила, что её коллега начала встречаться с интеллигентным московским инженером, очень похожим на человека с опубликованных фотографий. Его арестовали у неё в подъезде. Арест проходил при кинокамерах — дело было настолько громким, что о следствии уже снимали документальный фильм.
«Казанова», к/с «Амедиа Продакшн», 2020, реж. К. Белевич
Вся советская милиция удивлялась — как ему, совсем не похожему на Делона, да и вообще не красавцу, удавалось слёту покорять женщин! Ладжун объяснял это уверенностью в себе, галантностью и умением сочетать наглость и тактичность. Он презирал любой труд, никогда не хотел работать, а обманывать женщин начал в 20 лет. Всех их он даже не помнил и никого из них не любил — от тех, кто вызывал какие-то чувства, старался сбежать побыстрее. 72 заявления — это только от незамужних, а были ещё и промолчавшие замужние женщины, и ограбленные мужчины, и ещё одно вскрывшееся убийство. На суде следователей ждал сюрприз — многие девушки хотели отозвать заявления и умоляли отпустить Ладжуна, потому что были с ним счастливы…
Юрий Ладжун был приговорён к высшей мере наказания.
«Казанова», к/с «Амедиа Продакшн», 2020, реж. К. Белевич
Создатели сериала не стали делать реальную довольно мрачную историю, но основу и некоторые сюжетные повороты взяли из дела Ладжуна. На главную роль пробовались самые востребованные и популярные актёры — от Константина Хабенского до Сергея Бурунова, но потом авторы решили, что лицо «мошенника» должно быть менее узнаваемым, и утвердили Антона Хабарова. В сериале ему пришлось примерить 15 разных образов, и сам актёр говорил, что легче всего было играть «заику и очкарика», а сложнее всего — священнослужителя.