Кто мог бы сыграть главную роль, кого режиссёру пришлось уговаривать и как снимали самую скандальную сцену.
Первый вариант сценария «Маленькой Веры» был дипломной работой Марии Хмелик — дочери детского писателя и одного из создателей «Ералаша» Александра Хмелика. В 80-х он занимал пост главного редактора киностудии им. М. Горького, где и сняли самый скандальный фильм советского кино о конфликте поколений и социальных слоёв…
«Маленькая Вера», к/с им. М. Горького, 1988, реж. В. Пичул
Сценарий три года лежал на полке. Мария Хмелик за это время махнула на него рукой, завязала с кино и устроилась работать секретарём в народный суд. Этот опыт очень пригодился, так как сценарий «Маленькой Веры» опубликовали в одном киноальманахе, горячо обсудили и разрешили начать съёмки. От Марии потребовали доработать текст, и она дописала несколько линий по мотивам виденного в суде.
«Маленькая Вера», к/с им. М. Горького, 1988, реж. В. Пичул
Ещё до запуска работы создателей фильма упрекали в семейственности — режиссёром «Маленькой Веры» стал муж сценаристки, 27-летний Василий Пичул. Для него это была первая большая работа в кино, а для неё — первый сценарий, и то, что фильм сняли молодые дебютанты, добавляло остроты в споры. Досталось всем, включая Хмелика-старшего и младшую сестру Пичула, которую, как считала пресса, опозорили этим фильмом.
«Маленькая Вера», к/с им. М. Горького, 1988, реж. В. Пичул
Режиссёр очень хотел, чтобы Веру Маринину сыграла Яна Поплавская. Актрисе роль нравилась, она прошла пробы, но боялась «опорочить» образ Красной Шапочки. Худсовет её опасения подтвердил и забраковал кандидатуру, так как героиня детской сказки не должна сниматься в таком фильме. Тогда Пичул утвердил Ирину Апексимову, но актрисе уже предложили роль в драме Виктора Трегубовича «Башня». Она посоветовалась со своим учителем Олегом Табаковым, и он сказал, чтобы выбирала Трегубовича — Пичула никто не знает, а тот уже режиссёр с именем. Зато против участия дочери в съёмках «Маленькой Веры» Табаков ничего не имел, и она сыграла подружку главной героини.
«Маленькая Вера», к/с им. М. Горького, 1988, реж. В. Пичул
Режиссёру порекомендовали попробовать актрису московского ТЮЗа Наталью Негоду за плечами которой была пара эпизодических ролей в кино. При первой встрече их ждало взаимное разочарование — актрисе не понравился сценарий, а Пичулу понравилась внешность девушки, но на пробах она играла совсем не то, что он хотел видеть. К тому же он знал, что у неё взрывной характер и плохо с дисциплиной, но точку в сомнениях режиссёра поставила Татьяна Лиознова, которая курировала съёмки и настояла на утверждении Негоды. А актриса согласилась ради съёмок на море и компании Александры Табаковой, с которой они дружили с института. Она сыграла роль Чистяковой вместо Алики Смеховой, которая отказалась от съёмок ради долгожданной путёвки на море.
«Маленькая Вера», к/с им. М. Горького, 1988, реж. В. Пичул
На главную мужскую роль режиссёр пригласил тоже неизвестного актёра — Андрей Соколов был на тот момент студентом Щукинского училища и на тот момент сыграл одну небольшую роль в музыкальной сказке «Она с метлой, он в чёрной шляпе». После «Маленькой Веры» он сразу стал звездой, чьи поклонницы дежурили у тетра и у дома и забрасывали кумира страстными письмами. Сам относится к этой работе сдержанно, так как долго жил в тени своего героя — его воспринимали только «того самого Сергея из „Маленькой Веры“». Отношения с партнёршей у него не сложились: говорили, что Наталья Негода безуспешно добивалась взаимности от актёра, а на площадке периодически вспыхивали конфликты.
«Маленькая Вера», к/с им. М. Горького, 1988, реж. В. Пичул
Роли родителей Веры сыграли Людмила Зайцева и Юрий Назаров — для обоих это был необычный опыт. Зайцева сначала отказалась, так как считала, что молодой режиссёр хочет очернить поколение советских рабочих. Пичул уговорил её встретиться и ему удалось убедить актрису, что это фильм о современном институте семьи и пропасти между поколениями, которую предпочитают не замечать. Роль отца Веры должен был играть Автандил Махарадзе, но актёр отказался по состоянию здоровья и режиссёр утвердил Юрия Назарова. Для непьющего интеллигентного человека, игравшего офицеров и милиционеров, роль Николая Семёновича стала испытанием.
«Маленькая Вера», к/с им. М. Горького, 1988, реж. В. Пичул
Снимали фильм на родине режиссёра — в Мариуполе. Главной площадкой была арендованная квартира в обычной хрущёвке на окраине города, а реквизит набирали по соседям. Лето в Мариуполе актёры вспоминали с теплотой — море, лето, арбузы, домашнее вино и весёлая молодая съёмочная группа. Андрей Соколов говорил в интервью, что они отдыхали, а фильм снимался как-то сам собой…
«Маленькая Вера», к/с им. М. Горького, 1988, реж. В. Пичул
«Маленькая Вера» была первым отечественным фильмом с интимной сценой, слишком откровенной даже для перестроечного кино. В сценарии её не было, но режиссёр хотел добавить что-то, что гарантированно зацепит зрителя и заставит пойти на фильм. Он собрал всех на пятиминутку и после семи часов обсуждений пришли к выводу, что это должна быть эротика… Снимали всей командой — из 25 человек на площадке нужны были только осветитель, оператор и гримёр, но всем было интересно! Недолюбливающие друг друга актёры нервничали, режиссёр всех выгнал, а потом Негода попросила убраться с глаз и режиссёра с оператором. Сцену они снимали, сидя в шкафу.
«Маленькая Вера», к/с им. М. Горького, 1988, реж. В. Пичул
С премьеры зрители уходили с криками «Позор!», киностудию заваливали требованиями «расстрелять съёмочную группу», но тем не менее драму посмотрел каждый пятый житель СССР, и эротическая сцена внесла свой вклад в повышенный интерес.
Несмотря на волну гнева, а, скорее всего, благодаря ей, фильм стал сенсацией, собравшей у киноэкранов 56 млн зрителей. На «Маленькую Веру» было невозможно попасть — билеты на все сеансы раскупали моментально, а кинотеатры во время показа брали штурмом. Драму продали в 12 стран мира, она собрала внушительную кассу и получила награды на кинофестивалях в Монреале, Чикаго, Женеве, Анже, а также приз кинокритиков на Венецианском фестивале. Наталья Негода стала первым советским секс-символом — фильм с успехом шёл в США, и актрису пригласили сняться для журнала Playboy. Какое-то время она жила в Америке, снялась там в четырёх фильмах и даже была соведущей на вручении премии «Оскар». Сейчас она живёт в России, изредка снимается в кино, но Вера Маринина так и осталась её самой яркой ролью.